Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"
Оценка 4.8

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям
2 кл
05.03.2017
Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"
пути повышения мотивации.docx
«Пути повышения мотивации обучения учащихся» Вопрос о мотивации учения есть  вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин ( Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься,   а   желания   нет”.   В   этих   случаях   мы   встречаемся   с   тем,   что   у   ученика   не сформировались   потребности   в   знаниях,   нет   интереса   к   учению.   Одним   из   критериев обеспечивающим   качество   обучения   является   учебная   мотивация   учащихся.     О   путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня. Зачем мы сегодня поднимаем этот вопрос перед вами, родителями. Очень часто можно услышать такую фразу: «Мы привели детей в школу, вы учите и воспитывайте». То есть, иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании,   ведь   основное   время   теперь   дети   проводят   в   стенах   школы.   Отметим,   что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка.  Вот и в статье 63 Семейного кодекса РФ указывается: 1.   Родители   имеют   право   и   обязаны   воспитывать   своих   детей.   Родители   несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.  2.   Родители   обязаны   обеспечить   получение   детьми   основного   общего   образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.  А статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы   воспитания   детей   должны   исключать   пренебрежительное,   жестокое,   грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».  Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня   к   водопою,   но   заставить   его   напиться   нельзя.   Да,   можно   усадить   детей   за   парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности   в   знаниях?   Как   она   возникает?   Как   она   развивается?   Какие   педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Давайте попробуем ответить на несколько вопросов… С какой целью вы отдали ребенка в школу? Ответы   родителей   заносятся   на   доску   столбиком:   чтобы   был   грамотным,   чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать. Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких?  Ответы   заносятся   на   доску   во  второй   столбик:   ходить   в  школу,   слушать   учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки. Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом.  Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому формирование мотивации   учения   в   школьном   возрасте   без   преувеличения   можно   назвать   одной   из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. (4сл) Мотив ­ побуждение к достижению цели. Мотивация к обучению: научный подход Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация». Этот термин происходит от английского  «movere» ­ «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.  Возьмём познавательные и социальные мотивы.  Познавательные   мотивы  связаны   с   содержанием   учебной   деятельности   и процессом   ее   выполнения.   идеям   и   т.   д.   Познавательные   мотивы   отражают   стремление школьников   к   самообразованию,   направленность   на   самостоятельное   совершенствование способов добывания знаний. Социальные   мотивы.    Они   связаны   с   различными   видами   социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство   ответственности.   Мотивация   к   обучению   запрограммирована   в   нас   от   природы: полученное   знание   или   овладение   новым   умением   вознаграждается   выплеском   гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее,   справляется   с   работой,   степень   ощущения   успеха   наивысшая.   И,   конечно   же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. Наверняка, Вы и сами могли наблюдать   признаки   мотивации   к   обучению   у   своего   ребенка:   у   него   сияли   глаза,   он сосредоточенно   делал   уроки   или   учил   что­то,   получая   от   этого   ни   с   чем   несравнимое удовольствие! А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех   становится   чем­то   само   собой   разумеющимся.   И   в   этом   случае   сформировать   у школьника желание учиться будет практически невозможно. Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз ­ остался совершенно спокоен. Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше ­ еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к   познанию.   У   каждого   из   этих   способов   разные   результаты,   в   каждом   из   них   есть положительные и отрицательные стороны. Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация   к   обучению   закладывается   с   младенчества   и   стимулирует   нас   к самосовершенствованию в течение всей жизни. Мотивация к обучению: психологический аспект Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является   психологический  аспект,  который  приоткроет   завесу  таинственности  в  вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для   многих   школьников   и   их   родителей   время,   отведенное   для   выполнения   домашних заданий,   становится   ежедневным   испытанием   терпения.   Родителям   приходится   много   раз призывать   ребенка   сесть   за   уроки.   Вместо   того   чтобы   делать   уроки,   ученик   играет   на компьютере, смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия   от   учебы,   находясь   под   постоянным   давлением   взрослых   и,   как   следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа ­ это каторга. Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается.  Каковы же  причины снижения  мотивации у школьников?  Демотивирущие   факторы,   связанные   со   спецификой   устройства   современного общества, таковы:  отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов коррумпированность;  привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;  отношение к интеллектуальной собственности; пропаганда гламурного (легкого) образа жизни; научно­технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.   Эти факторы мы поменять не в силах, хотя правительство уже задумывается над проблемой понижения грамотности населения. А вот на следующие факторы необходимо обратить внимание. 1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная   ликвидация   слабых   звеньев.   Отмечать   успехи.   Показывать   ученику   его продвижение вперед. 2. Причина   –   недостающие   средства   учения   (плохо   развитые   познавательные способности).   Действия   взрослого   –   ориентация   на   то,   что   ребенок   может,   игровая деятельностью, нестандартные задания. 3. Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом. 4. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными. 5. Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой­либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности. 6. Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать   сколько   времени   вы   проводите   в   совместной   деятельности   с   ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы   упомянули   в   нем   вашего   ребенка,   подумайте   какие   виды   вашей   деятельности   можно заменить на общение с ребенком. Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать»   школьными   дисциплинами.   У   каждого   человека   есть   силы,   благодаря которым   он   способен   учиться,   и   очень   досадно,   что   эти   силы   не   всегда   направлены   на математику   или   географию.   Но   все   можно   изменить   –   в   том   числе,   и   сформировать   у школьника   желание   учиться.   Необходимо   лишь   направить   ребенка,   предоставить   ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия. Как сформировать у школьника желание учиться? Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие: •   Отсутствие   самостоятельности   в   принятии   решений   и   последствий   собственных действий; к ребенку. • Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов; • Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и Установив   для   себя   правила   приведенные   выше,   вы   сможете   дать   своему   ребенку возможность быть ответственным  за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать   ситуацию.   Проговаривайте   спорные   моменты   с   детьми,   не   решайте   их   в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она   является   одной   из   важнейших   составляющих   успеха.   В   чем   же   заключается самостоятельность школьника? По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…»,   «Делай   так…».   Ребенок   должен   делать   что­то   по   собственному   осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована. Вы   можете   возразить,   что   маленький   ребенок   еще   не   в   состоянии   самостоятельно ставить   планы   и   принимать   решения.   Но   помощь   взрослого   и   заключается   в   том,   чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной  гиперопекой. Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».  Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из­за невнимательности.   И   если   ребенок   научился   проверять   себя   после   того   или   иного   вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание, очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались.  Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Хвалите ребенка за его старание, даже если он не добился чего­ то особенного. Особенно хорошо действуют не материальные награды, а приятные события, которые родители и дети переживают вместе, например, поход в зоопарк или незапланированная игра в футбол с папой. Важно, чтобы награда по возможности соответствовала достижению, тогда в памяти ребенка останется положительная связь. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, видит реальные результаты своего труда.    олимпиады,разные   Ученик проявляет интерес к изучаемому предмету . формы Предметные деятельность,дополнительный материал,рейтинг успеваемости.  Вы можете воспитать в ребенке желание познавать мир! В этих случаях, эффективны оказываются разнообразные совместные занятия детей и родителей. Водите ребенка на выставки, в музеи, читайте с ним вместе познавательные книги, листайте   энциклопедии,   смотрите   научно­популярные   фильмы.   Если   в   семье   интерес   к знаниям недостаточный, то и детская мотивация к учебе остается низкой. Но в ваших силах это изменить! обучения,внеурочная   Вы   можете   хотя   бы   на   некоторое   время   «симулировать»   у   себя   познавательный интерес. Например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать совместно с ребенком наблюдать за прорастающей фасолью. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться. Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет.  Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка   со   стороны   тех,   кто   занимается   его   воспитанием   детей.   Ведь   если   ребенка, который   и   так   чувствует   свою   слабость,   еще   и   понукать   ­   Вы   не   только   не   сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Вера в собственные способности. В младшем школьном возрасте дети еще безгранично доверяют родителям и учителям, они практически безоговорочно принимают их оценки и замечания. То есть, именно от того, какие   оценки   дает   взрослый   ребенку,   как  оценивает   его   успехи,   зависит   его  самооценка. Обратите внимание, какие суждения о себе слышит ваш сын? Основа любой мотивации – влияние окружения. Ваш   сын   в   школе   вынужден   взаимодействовать   с   другими   детьми.   Поэтому   важно сформировать   высокомотивированный   коллектив.   Создайте   условия   своему   ребёнку   для общения   с   одноклассниками   во   внеурочное   время   с   целью   повышения   познавательной деятельности (посещение театра, поездка в Липецк). Воспитание трудолюбия. Конечно,   учение   не   всегда   доставляет   удовольствие,   часто   оно   требует   большой работоспособности и силы воли. И то и другое у ребенка необходимо тренировать. Поручите ему какие­нибудь обязанности по хозяйству. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять. И главное, не надо идти на поводу у мифа, что родители должны  делать  с  ребенком   уроки  и  другие  его   дела.   Дети,   с  которыми   до  конца  школы родители   делают   уроки,   вырастают   безынициативными,   слабохарактерными,   пассивными, невозможными к самостоятельной жизни. Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки. Известно, что способности  развиваются в  эмоционально­благоприятной обстановке. Очень важно   школьнику   постоянно   чувствовать  психологическую   поддержку   наставников, слышать   слова   одобрения,   видеть   их   доброжелательные   лица   и   осознавать,   что   он   будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками. А в заключении хотелось бы сказать, что кнопки, с помощью которой можно было бы включить   желание   учиться,   не   существует.   Однако,  окружающие   ребенка   люди,   через конкретное воспитание могут помочь ему повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы. Главное, никогда не терять надежды­и у вас всё получится. Притча о четырёх свечах. Рефлексия:  Помогло ли наше сегодняшнее собрание?  Да помогло Можно поставить галочку; Выяснили чего нельзя делать; Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание; Поняли, что мало внимание уделяли детям; Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.       Литература 1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. 2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,1999. 4. Маркова   А.К.,   Орлов   А.Б.,   Фридман   Л.М.   Мотивация   учения   и   её   воспитание   у школьников. М. 1983. 5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000. 7. Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987. 8. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"

Родительское собрание "Пути повышения мотивации младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017