Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"
Оценка 4.8

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
8 кл
30.05.2017
Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"
Мотивация учения - это внутренняя потребность, побуждающая ученика учиться. Многообразные конкретные мотивы учения можно разделить на основные группы. Широкие социальные мотивы, вытекающие из понимания общественной значимости, осознаются в виде стремления стать полезным людям, подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, в виде желания стать образованным человеком. Узкие, или близкие, мотивы учения представляют собой какой-то дополнительный смысл учения, появившийся в связи с взаимоотношениями в семье, коллективе или в связи с другими жизненными обстоятельствами. Для узкого мотива характерно желание хорошо учиться ради достижения побочной для учения, но важной для личности цели, например, заслужить одобрение родителей, завоевать авторитет в коллективе, получить обещанный подарок, или же, избежать наказания со стороны родителей и т.д.
род собр Учебная мотивация.doc
МБОУ Отрадненская СОШ Родительское собрание  в 8 классе « Учебная мотивация » Подготовила: Ляшенко О.Н. 1 2015г.        Цель:   познакомить   родителей   с   их   ролью   в   повышении   мотивации   учебной   деятельности;   дать рекомендации по развитию интереса к учению у детей.    Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. Но в подростковом возрасте (особенно в 13­14 лет) ученик, в общем­то, сознавая роль учения, всегда увлечен чем­то (любимым занятием, спортом, общением с друзьями, играми, компьютером и т. п.). Поэтому уроки приготавливают второпях,   предметы,   требующие   усилий   и   терпения,   забрасываются,   домашние   задания   делаются недобросовестно, лишь бы скорее от них избавиться и заняться любимым делом.      Но надо отметить также и то, что недобросовестное отношение к учению далеко не всегда является следствием   сильного   увлечения   каким­то   другим   делом.   Порою   у   таких   учащихся   отсутствует мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала.        Мотивация учения ­ это внутренняя потребность, побуждающая ученика учиться. Многообразные конкретные мотивы учения можно разделить на основные группы.    Широкие социальные мотивы, вытекающие из понимания общественной значимости, осознаются в виде стремления   стать   полезным   людям,   подготовиться   к   предстоящей   трудовой   деятельности,   в   виде желания стать образованным человеком.      Узкие, или близкие, мотивы учения представляют собой какой­то дополнительный смысл учения, появившийся в связи с взаимоотношениями в семье, коллективе или в связи с другими жизненными обстоятельствами. Для узкого мотива характерно желание хорошо учиться ради достижения побочной для   учения,   но   важной   для   личности   цели,   например,   заслужить   одобрение   родителей,   завоевать авторитет в коллективе, получить обещанный подарок, или же, избежать наказания со стороны родителей и т.д.        Еще один мотив ­ непосредственный интерес к изучаемым предметам, стремление узнать новое, проникнуть   в   тайны   природы,   овладеть   новыми   умениями   и   навыками.   В   основе   этого   мотива   – пробуждение у школьников интеллектуальных чувств.        Широкие социальные, близкие мотивы учения и учебные интересы дополняют друг друга и вместе составляют прочную мотивационную основу для успешной учебной деятельности. Поэтому­то важно формировать у школьников все виды этих мотивов.        Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.      В чем сущность потребности в  знаниях? Как она возникает?  Как она  развивается?  Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.      Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся о том, какими мотивами руководствуется ребенок при решении встающих перед ним проблем? Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив ­ это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный   смысл   его   действий.   И   деятельность   приобретает   для   ребенка   различный   смысл   в зависимости от того, каков  ее мотив.        Например, ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными:   научиться   решать   задачи,   не   огорчать   учителя   или   порадовать   родителей   хорошей отметкой. Цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учебе.      Личность ученика неповторима. У одного ­ невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого ­ средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда 2 Второй   уровень  –   хорошая   школьная   мотивация.   (   Учащиеся   успешно   справляются   с   учебной ученик   обладает   хорошими   способностями,   глубокими   знаниями,   а   результат   его   творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно   объяснить   какими­либо   отдельными   ее   качествами.   Напротив,   только   анализируя   эти качества   в   тесной   взаимосвязи,   можно   понять   истинные   причины   успехов   или   неудач   конкретного ученика.      Первый уровень  – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный   мотив,   стремление   наиболее   успешно   выполнять   все   предъявляемые   школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.   деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.    Третий уровень  – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.   Такие   дети   достаточно   благополучно   чувствуют   себя   в   школе,   чтобы   общаться   с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.    Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.    Пятый уровень  – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.     Для того чтобы учащийся по­настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели   значимость   для   учащегося   и   нашли,   таким   образом,   отклик   и   опорную   точку   в   его переживании. Необходимо   знать   наиболее   и   наименее   осознаваемые   мотивы   учения   для   того,   чтобы   бороться   с неуспешностью в обучении.  Мотивы учебной деятельности В   структуре   учебной   мотивации   уже   традиционно   выделяют   внутренние   (познавательные   мотивы)   и внешние (социальные). 1. Внутренние (познавательные) мотивы. Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2. Внешние (социальные) мотивы. Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Главная     задача  родителей   ­  развивать  у  ребенка   внутренние  мотивы.  Ему   будет  значительно   легче учиться, если активность будет побуждаться такими мотивами, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков.    Причины отставания в учебе.      Если ребенок отстает в учении, необходимо уделить внимания тому виду мотивов, который у него менее развит или  который мог бы  в данной ситуации мобилизовать его  душевные силы  на решение учебных задач.    Очень часто недобросовестное отношение к учению складывается из­за неумения ребенка правильно организовать свое поведение, распределить время, которым он располагает, из­за нежелания проявить усилия или просто из­за привычки бездельничать. Итак,   если   учение   в   сознании   подростка   занимает   второстепенное   место,   он   учится   не   вполне добросовестно, но все же проявляет определенное старание. На уроках в той или иной мере работает, радуется   хорошим   отметкам,   огорчается   по   поводу   плохих.   Чтобы   избежать   неудовлетворительных 3 оценок,   охотно   списывает   задания   у   товарищей,   пользуется   подсказкой,   пропускает   занятия   в   дни контрольных работ по тому предмету, по которому у него проблемы, пользуется любым поводом, чтобы не посещать школу. Кроме того, чтобы избежать замечаний со стороны родителей, такой ученик может прибегать к обходным путям – подделать отметку, умышленно потерять дневник и т. п. При недобросовестном отношении к учению у ребенка очень ослаблены учебные интересы, проблемы в знаниях по тому или иному предмету настолько велики, что ученик уже не в состоянии самостоятельно справиться   с   учебным   материалом,   к   тому   же   он   потерял   веру   в   собственные   силы.   Это   неверие усугубляется   неверием   одноклассников   в   его   возможности,   неуважением   с   их   стороны.   Положение такого ученика в классе становиться незавидным. Страдающее самолюбие, потребность проявить себя, не располагая реальными возможностями это осуществить, толкают такого ученика на поиск выхода из тягостного положения. Одни,   переживая   неудачи   в   учении,   притворяются   безразличными,   а   на   уроках   разными   выходками смешат   товарищей.   Это   смех   и   хлопоты   с   ним   учителя   доставляют   такому   ребенку   моральное удовлетворение, ибо он в какой­то мере, в каком­то смысле был в центре внимания всех. Другие ищут другую деятельность, других друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной компании.     Как поддерживать школьную мотивацию: 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Школьников волнует, как   все   вокруг   устроено,   как   все   работает,   собирается   и   разбирается.   И   конечно,   для   них   всегда притягательны тайны, загадки, интриги, которые можно целенаправленно использовать в своей работе. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому ­ это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей. 3.Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения Возможность общаться в ходе учебного процесса и выстраивать ценные для него отношения с педагогом ­   для   многих   огромный   стимул.   Не   понижать   авторитет   преподавателя   в   глазах   ребёнка,   быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем 4.Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации. Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, ее не спрячешь. Она рвется наружу и это нормально.   Сложно   когда   такие   дети   лишены   возможности   проявлять   эту   особенность   «законным путем»,   а   вынуждены   устраивать   представления,   кривляться,   нарушать   ход   урока.   Но   не   только демонстративным   детям   нужны   учебные   ситуации,   позволяющие   презентовать   себя,   свои   таланты   и возможности. Они нужны всем, а, следовательно, стимулируют к учебе. 5. Она актуализируется у большинства учащихся в данном возрасте. Опираясь на эту потребность можно тем   самым   повышать   интерес   учеников     к   предмету,   где   ресурсом   могут   служить   разнообразные ситуации преодоления, создаваемые в ходе учебного процесса. 6. Создавать ситуацию успеха и социального признания. Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые так же можно целенаправленно использовать. 7. Использование мотивов избегания наказания, получение материальных выгод и преимуществ.  Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но важно помнить, что такие   стимулы   исчерпаемы   и   для   своей   подпитки   требуют   постоянного   увеличения   габаритов   как наказания, так и поощрения. И если они единственный источник активности, вряд ли мы будем ожидать хороших  учебных результатов.    Сочетая все эти способы, вовремя переходить от одному способа к другому, подбирая к каждому его «кнопочку» ­ хороший шанс поддержания учебной мотивации.  Помогать удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании. 4 Каждый раз после родительского собрания, ознакомившись с успеваемостью своего ребенка, некоторые из  вас пытаются  улучшить  ее, проводя беседы  или читая нравоучения. Но даже  если мы принудим ребенка что­либо выучить, зазубрить, вряд ли он станет от этого умнее. Постижение знаний должно происходить осознанно. Так что же делать? Памятка для родителей 1.   Поговорите   с   ребенком   о   его   отношении   к   учебе:   почему   он   учится,   чего   боится   больше   всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.) 2.Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности. 3.Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется. 4.Отмечайте его достижения, акцентируя  внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил. 5.Расскажите   ему,   как   много   он   может   узнать   в   школе   и   как   интересно   будет   с   каждым   годом приобретать все новые и новые знания. 6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности. 7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. 5

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"

Родительское собрание в 8 классе "Учебная мотивация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017