• В чём заключается готовность ребёнка к школе?
Психологическая готовность
Физическое здоровье
Умение логически мыслить
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Развитие мелкой моторики руки
Ответственность и самостоятельность
Умение читать и писать
Умение считать
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
1
Родительское собрание в старшей группе «Подснежник».
Подготовка к школе.
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт
вас в недалёком будущем. О школе, о подготовке к школе.
В чём заключается готовность ребёнка к школе?
Психологическая готовность
Физическое здоровье
Умение логически мыслить
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Развитие мелкой моторики руки
Ответственность и самостоятельность
Умение читать и писать
Умение считать
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать
заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а
далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях,
но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и
сверстниками.
Выделяются разные виды готовности к школе:
Психологическая готовность
Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких
групп мышц, развитие основных движений
Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Прежде всего, важна психологическая готовность.
Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны
сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть
желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это
появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом
психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника
выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к
которому все относятся с уважением.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом
для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров
в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело
учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с
реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть
резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во
благо ребёнку.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально
волевая готовность:
способность управлять своим поведением
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
стремление преодолевать трудности
стремление к достижению результата своей деятельности.2
Какими, на ваш взгляд качествами должен обладать будущий первоклассник (это
нравственноволевые качества):
настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание,
любознательность и т.д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с
удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до
конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны
определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети
подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил
заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши,
подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу,
затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит
внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к
результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Ситуация
Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не
любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать
лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для
неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый
ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не
дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не
беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу,
тогда…»
Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и
объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить
усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.
Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития.
Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество
знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько
образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка.
Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться.
Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки.
Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять
текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для
письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую
мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество
раскрашивания. Ежегодно проходят семинар по проблеме преемственности детского сада и
школы и учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при
поступлении детей в школу: в первую очередь недостаточно развитая моторика руки,
организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.
И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми
специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач.
В детском саду проводятся соответствующие занятия.
Советы родителям:3
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость,
интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с
ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять,
исследовать
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему
выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их
содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал
поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает,
других одобряет.
Напутственное слово.
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и
отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к
будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка,
реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к
окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это
создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались
объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой,
при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его
уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному
взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в
том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих
детей, проявите к ним максимум внимания!
Памятки, рекомендации родителям
Подготовка к школе
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих
первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твоих родителей?
Где они работают и кем?
Как называется город, в котором ты живёшь?
Какая река протекает в нашем городе?
Назови свой домашний адрес.
Есть ли у тебя сестра, брат?
Сколько ей (ему) лет?
На сколько она (он) младше (старше) тебя?
Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
Сколько времён года ты знаешь?
Сколько месяцев в году и как они называются?
Где правая (левая) рука?
Прочти стихотворение.
Знания математики:
счёт до 10 (20) и обратно
сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
решение задач на сложение и вычитаниеВыяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие
4
вопросы:
Хочешь ли ты пойти в школу?
Зачем нужно ходить в школу?
Чем ты будешь заниматься в школе?
Что такое уроки? Чем на них занимаются?
Как нужно вести себя на уроках в школе?
Что такое домашнее задание?
Зачем нужно выполнять домашнее задание?
Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?