Родительское собрание
на тему «Развиваем внимание»
Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания
младших школьников в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для
продуктивной учебной деятельности.
2. Выявление проблем развития внимания.
3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми
по развитию у них произвольного внимания.
Ход собрания:
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня обсудим с вами такой
психологический процесс внимание.
«Что такое внимание и каковы его свойства?».
СЛАЙД 2
«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном
отвлечением его от других объектов».
Представьте себе многоголосный шум гденибудь в многолюдном помещении,
мы не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и
орган вашего слуха почемуто сразу различает важную для вас информацию.
Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго,
но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из
«слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то
есть внимания.
СЛАЙД 3
Итак, «слушаю» не обязательно «слышу», «смотрю» не обязательно
«вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу,
яснее мыслю).
СЛАЙД 4
Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания,
мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо
запоминать, хорошо мыслить.
СЛАЙД 5
Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы
повернетесь в его сторону. Это непроизвольное, непреднамеренное
внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически
заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее.
Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в
поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание,
нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают
эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется
осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым
произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с
увлечением работает.
СЛАЙД 6
Различают пять свойств внимания:
Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых
нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает
трёхчетырёх символов, а у некоторых и ещё меньше. Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации
сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость
внимания активно возрастает к 910 годам. В начале учебного процесса она
держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.
Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь
сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение
внимания у младших школьников происходит не сразу. Для тренировки
переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и
виды заданий.
Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания
одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при
выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ,
при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что
именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии
ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.
Концентрированность внимания – под нею понимается возможность
удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов.
Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и,
не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного
времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено
одним предметом. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается
поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды
деятельности.
СЛАЙД 7
Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же
делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все
это может привести к несформированности произвольного внимания и ,в
последствии, к проблемам в учебной деятельности. СЛАЙД 8
В начале года проводилось изучение личностных особенностей и развития
психических процессов (в том числе и внимания) у учащихся 3 класса. Каковы
результаты:
Высокий уровень 1 чел. 4 %
Средний уровень 4 чел. 17 %
Низкий уровень 18 чел. 79 %
СЛАЙД 9
Внимание можно и нужно развивать и не только в школе педагогами, но и
родителями дома.
Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить
несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с
успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без
помощи педагога.
Упражнение «Заметить все»
Положить в ряд 710 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их
секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 810, спросить у ребенка, в
какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два какихлибо предмета, показать все предметы секунд на
10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
СЛАЙД 10
Упражнение «Ищи безостановочно» В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов
одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из
одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его
дополняют
СЛАЙД 11
С помощью развивающих игр, таких как шашки, шахматы, конструкторы,
пазлы и др.
СЛАЙД 12
Упражнение «Запоминай порядок»
Играющим показать 67 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их,
спросить о последовательности их расположения;
СЛАЙД 13
Положить перед ребенком несколько предметов, затем поменять их или
убрать какойто из них, предложить ему восстановить порядок или вспомнить
недостающий предмет.
СЛАЙД 14
Сосчитай все слоги, например БА
СЛАЙД 15, 16
Найди и выпиши названия цветов
СЛАЙД 17
Скопируй рисунок по клеточкам
СЛАЙД 18
Найди ошибки в словах, предложениях СЛАЙД 19
Расшифруй слово
СЛАЙД 20
Вставь пропущенные буквы
СЛАЙД 21
Прочитай слова, написанные наоборот
СЛАЙД 22
Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и
ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие
возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по
улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на
остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет
одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины,
остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.),
ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте
ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты
думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей
было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня
надело теплые шапки!»).
СЛАЙД 23
Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему
необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным
помощниками ребёнку могут стать мама и папа. В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания
младших школьников в домашних условиях. Я надеюсь, они будут весьма
полезными в вашей домашней копилке.
СЛАЙД 24
Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!
Спасибо за внимание.
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.