Родительское собрание "Внимание младшего школьника"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 13.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала внимание.род.собр..docx
Родительское собрание                                         на тему «Развиваем внимание» Цель:  освоение   педагогически   обоснованных   приёмов   развития   внимания младших школьников в условиях семейного воспитания. Задачи: 1. Осмысление   важности   развития   внимания   младших   школьников   для продуктивной учебной деятельности. 2. Выявление проблем развития внимания. 3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания. Ход собрания: СЛАЙД 1 ­ Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня обсудим с вами такой  психологический процесс  ­  внимание. «Что такое внимание и каковы его свойства?».  СЛАЙД 2 «Внимание   –   концентрация   сознания   на   одном   объекте   с   одновременном отвлечением его от других объектов». Представьте себе многоголосный шум где­нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему­то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания. СЛАЙД 3 Итак, «слушаю» ­ не обязательно «слышу», «смотрю» ­ не обязательно  «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае этозвучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу,  яснее мыслю).  СЛАЙД 4 Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания,  мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить. СЛАЙД 5 Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.   Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы  повернетесь в его сторону. Это ­ непроизвольное, непреднамеренное  внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически  заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее.  Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание,  нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают  эффективность работы школьника.  Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется  осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым  произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с  увлечением работает.  СЛАЙД 6 Различают пять свойств внимания:      Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх­четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.Устойчивость   внимания  определяет   время   сохранения   концентрации сознания   на   определённом   объекте.   У   младших   школьников   устойчивость внимания активно возрастает к 9­10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Под  переключаемостью   внимания  понимается   возможность   отвлечь сознание   от   одного   объекта   и   переместить   его   на   другой.   Переключение внимания   у   младших   школьников   происходит   не   сразу.   Для   тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий. Распределяемость  внимания   означает   наличие   двух   фокусов   внимания одновременно.   Это   свойство   необходимо   младшим   школьникам   при выполнении   комментированного   письма,   при   проверке   собственных   работ, при   проведении   математических   диктантов   и   т.д.   Но   нужно   помнить,   что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой. Концентрированность   внимания  –   под   нею   понимается   возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный   взгляд,   который   они   переносят   и   на   другие   виды деятельности. СЛАЙД 7      Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же  делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все  это может привести к несформированности произвольного внимания и ,в  последствии,  к проблемам в учебной деятельности.СЛАЙД 8 В начале года проводилось изучение личностных особенностей и развития  психических процессов (в том числе и внимания) у учащихся 3 класса. Каковы результаты: Высокий уровень ­  1 чел. ­  4 % Средний уровень ­  4 чел. ­  17 % Низкий уровень ­  18 чел. ­  79 % СЛАЙД 9 Внимание можно и нужно развивать и не только в школе педагогами, но и  родителями дома. Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить  несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с  успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без  помощи педагога.  Упражнение  «Заметить все»   Положить в ряд 7­10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их  секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.   Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8­10, спросить у ребенка, в  какой последовательности они лежали.   Поменяв местами два каких­либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.  СЛАЙД 10 Упражнение «Ищи безостановочно»В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов  одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из  одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его  дополняют СЛАЙД 11 С помощью развивающих игр, таких как шашки, шахматы, конструкторы,  пазлы и др. СЛАЙД 12 Упражнение  «Запоминай порядок»   Играющим показать 6­7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их,  спросить о последовательности их расположения;  СЛАЙД 13 Положить перед ребенком несколько предметов, затем поменять их или  убрать какой­то из них, предложить ему восстановить порядок или вспомнить недостающий предмет. СЛАЙД 14 Сосчитай все слоги, например БА СЛАЙД 15, 16 Найди и выпиши названия цветов СЛАЙД 17 Скопируй рисунок по клеточкам СЛАЙД 18 Найди ошибки в словах, предложенияхСЛАЙД 19 Расшифруй слово СЛАЙД 20 Вставь пропущенные буквы СЛАЙД 21 Прочитай слова, написанные наоборот СЛАЙД 22 ­ Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие  возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по  улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины,  остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.),  ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте  ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты  думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей  было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня  надело теплые шапки!»).  СЛАЙД 23 Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным  помощниками ребёнку могут стать мама и папа.В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания  младших школьников в домашних условиях. Я надеюсь, они будут весьма  полезными в вашей домашней копилке.  СЛАЙД 24 Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!  Спасибо за внимание.