Родительское собрание - "Воспитанием дитя занимайтесь не шутя", направлено на сплочение с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству; помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей; способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.Родительское собрание - "Воспитанием дитя занимайтесь не шутя", направлено на сплочение с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству; помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей; способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
Родительское собрание "Воспитанием дитя занимайтесь не шутя"
"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".
А С Макаренко
Цель:
сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог
почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству;
помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов
воспитания детей;
способствовать повышению педагогической культуры родителей,
пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
Задачи:
изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций,
связанных с воспитанием детей в семье;
развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в
процессе воспитания;
побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в
семье.
Вступительное слово классного руководителя.
Проблемные задачи
Выступление школьного психолога. Анализ анкетирования учащихся.
Правила родительской гармонии.
Анкетирование родителей.
"Театр жизни" обсуждение ситуаций.
Итог собрания.
Форма проведения: поисковоапробационная игра
Подготовка: среди учащихся класса проводится анкетирование, графический
тест "Рисунок семьи", тестсочинение "Я и моя семья". Анкеты и тесты
обрабатываются и выявляются проблемные вопросы по теме семинара.
План собрания:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ход собрания
Презентация.
Приложение 1.
I. Уважаемые родители!
Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского
собрания, и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и
посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить
правильное воспитание ребёнка в семье.
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина:
хорошие дети честь отца и матери, плохие дети горе, несчастье, страдания.
В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный,
нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление ктому, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить нравственные
ценности, обретённые и постигнутые предыдущими поколениями,
умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.
Сказанное ниже не легенда, а быль, истинное событие, которое произошло в
старинном селе на берегу Днепра.
Жила в этом селе стараяпрестарая женщина. Вырастила она пять сыновей и
семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по нескольку внуков. У
каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры,
вышедшей замуж несколько лет назад , не было детей.
В тёплый весенний день исполнилось Праматери так называл весь ёе род
107 лет. Пришли поздравить её с днём рожденья дети, внуки, правнуки. Стали
вокруг неё в яблоневом саду, поклонились, пожелали доброго здоровья,
сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда и справедливого слова.
Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет.
Заболело старое сердце. Только хотела спросить: "А Веры почему нет?" как
вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: "У Веры родился сын!"
Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на её лице.
Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: "Я
умираю".
И умерла самым счастливым человеком на земле.
II.
Точка, точка, запятая
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.
А для чего рождается человек? С какими из суждений о смысле жизни вы
согласились бы?
1) Человек живёт, чтобы вырастить детей и подлить свой род.
2) Человек живёт, потому что родился, другого смысла нет.
3) Смысл жизни в служении людям и отечеству.4) Человек живёт только для своего удовольствия.
5)Смысл жизни в самореализации, раскрытии своих способностей, талантов.
6) Есть какойто высший, но недоступный человеку, смысл жизни.
7) Смысл жизни в познании самого себя и осознании окружающего мира.
8) Ваш вариант ответа.
Одно из составляющих сущности человека выбор своего предназначения.
Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы
человек, идущий дорогой жизни, мог стать человеком, и какую роль в это
играет семья.
III. Анализ данных анкетирования.
Классный руководитель предоставляет слово школьному психологу для
анализа анкет детей, детских рисунков "Моя семья", а также данных других
психологических исследований.
Семья это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль.
Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его
привычки. И каким будет ребёнок благополучным или нет зависит от того,
каковы взаимоотношения в семье между её членами. Анализ данных
социологического опроса показал, что, с точки зрения детей, семья это,
прежде всего, любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями
существования семьи, по мнению детей, являются взаимопонимание,
уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.
На вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чемто похожа на
ту, в которой вы растёте" 86% учащихся ответили утвердительно. 40%
школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего
волнуют. 63% считают, что они в семье "на втором месте". И это при том, что
абсолютно для всех семья имеет самое главное значение в их жизни.
IV. Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют
след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С
другой стороны, тяжёлые впечатления тоже остаются в сознании. Всё это надо
учитывать в воспитании.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого
оптимизма идеала, нормы. Конечно, в воспитательной деятельности такой
нормы не существует, но мы сегодня попытаемся найти правильные
требования, которые бы одновременно подходили абсолютно всем.
"Правила родительской гармонии":
В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных
отношений?(Групповая работа, изложение своих доводов, обсуждение, можно задавать
вопросы. Записываются предложенные выводы.)
"Формула родительской любви":
Любовь, сознание уверенности в том, что ребёнка любят;
Искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни
ребёнка;
Эмоциональный контакт, взаимодействие;
Принятие и признание прав ребёнка на индивидуальность и непохожесть
на других
Проверим, существует ли гармония отношений между вами и вашими детьми.
V. Анкета для родителей
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
А "детские праздники" предпочитают ли ребята, чтобы вы были с
ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
9.
10. А телевизионные передачи и фильмы?
11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
12. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
13. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
За каждое "да" 2 балла, за каждое "иногда" 1 балл, за "нет" 0 баллов.
Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать
благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как
удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует
подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны.
Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
VI. А теперь у нас театр жизни. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в
которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Ситуация №1
Реже мы советчики, чаще суровые судьи.
Я Корчак
На семейном совете за чашечкой вечернего чая было решено, что Ирочка,
баловень семьи, эмоциональная и очень восторженная девочка, должнаКак правильно поступить?
Какие формы наказания существуют
Можно ли лишать части родительской любви?
обязательно ходить в музыкальную школу, как когдато в детстве хотела её
мама. Но лицо девочки от принятия такого решения не осветилось радостью, а
выразило огорчение. Недоумевая, мама решительно отвергла все появившиеся
сомнения и твёрдым голосом объявила, что дети всех подруг занимаются
дополнительным образованием, и она хотела бы, чтобы её дочка нашла
возможность реализовать свои природные способности.
Как же нужно было поступить?
Ситуация №2
Душа ребёнка равно сложна, как и наша собственная, полна противоречий,
в тех же трагических бореньях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не
умею себя заставить.
Я.Корчак
В семье сложились натянутые отношения только изза того, что старший сын
очень часто не выполнял порученных ему домашних дел: пропылесосить
квартиру, сходить на почту, купить хлеб к ужину, отвезти овощи бабушке.
Каждый раз находятся достаточно убедительные доводы при объяснении
причины невыполнения, хотя родители чувствуют за этим другие мотивы.
Ситуация №3
Упрямство не что иное, как искажённое стремление к свободе.
Н.Ушинский
Димка часто злится на своих родителей изза того, что они его много
воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, надо
чаще мыть руки, не читать лёжа, не сидеть подолгу у компьютера, почему не
учишь уроки, не дружи с Серёжкой с соседней улицы он до добра не
доведёт: И так бесконечно: Он грубит родителям и демонстрирует
неподчинение.
(после обсуждения ситуаций экспертная группа подводит итоги и вручает
активным участникам семинара знаки отличия)
VII. В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные
усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребёнком. Наши дети
взрослеют, и больше труда мы должны вложить в создание и упрочение
гармонии отношений в семье. Но для этого мало только хотеть любить,
необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям
социального прогресса. Именно родителям предстоит развивать и
совершенствовать способность своего ребёнка к различным формам
проявления любви. Давайте будем помнить, что уметь любить ребёнка
Как быть родителям?
Как найти выход из клубка противоречивых отношений?значит много думать, много размышлять, отказываться от шаблонов, уметь
уважать!
Быть родителем значит пройти великую школу терпения. Нам следует
помнить простые истины.
Памятка для родителей.
Помните, что ваша семья и ваш ребёнок? Это самая большая ценность в
вашей жизни!
Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её
в списке своих "больших и важных" дел на "потом".
Внятно и доступно объясните своему ребёнку, почему вы вынуждены
работать с утра до вечера.
Сделайте так, чтобы ваше общение с ребёнком после возвращения с
работы было максимально интенсивным.
Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным
ребёнком.
Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и
узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения
с друзьями и сверстниками.
Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки,
лучше обнимите своего ребёнка и пошепчитесь с ним о самом
сокровенном, важном и дорогом и для него, и для вас.
Не покупайте своего ребёнка подарками за позднее возвращение домой,
за занятость; пройдёт немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.
Не обрывайте своего ребёнка на полуслове, не спешите не выслушать
его.
Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность
обнять вас, прижаться к вам. Это даёт ему эмоциональный заряд на новый
день, даёт ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте
своего ребёнка этого ощущения!
Помните! Лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы
лишаете себя общения с ним в старости!
Помните бумерангу свойственно возвращаться!
Удачи вам, дорогие родители!