Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Тема: «Родная природа в стихотворениях Любанских поэтов»
Класс: 6
Учитель: Нефедова Наталья Александровна
Тип урока: урок освоения новых знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Цель: познакомить учащихся с литературным творчеством наших земляков: Михаила Иванова, Николая Рачкова, Аллы Бойцовой; создать целостный образ родины и природы в стихотворениях любанских поэтов.
Задачи:
образовательные:
-формирование способности к духовному развитию, росту творческого потенциала в учебно-0игровой, социально ориентированной деятельности на основе самовоспитания и универсальной ключевой компетенции образования «научить учиться»;
-формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания;
-обучать анализу лирического произведения;
развивающие:
-развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самоорганизации;
-укрепление межпредметных связей (литература, краеведение, изобразительное искусство);
-развитие творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;
-создание условий для развития коммуникативных способностей, креативного мышления.
воспитательные:
-воспитание любви к поэзии, творчеству, интереса к истории культуры малой родины;
Планируемые результаты
Предметные: умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять тему и главную мысль произведения, находить средства выразительности;
Метапредметные УУД: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Личностные УУД: развитие стремления к речевому самосовершенствованию; формирование нравственно-этической ориентации, способности к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать детям чувство патриотизма.
Ресурсы: компьютер, медиапроектор, экран, карточки для групповой работы учеников, презентация к уроку, стихи Михаила Иванова, Аллы Бойцовой, Николая Рачкова.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||
1 |
Организационный этап
|
Психологический настрой детей на урок. -Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнемся и начнем. |
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
||
2 |
Целеполагание |
Демонстрирует слайды с фото окрестностей города Любань и поселка Сельцо - Присмотритесь, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? - Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?
- Вы любите свой городок? Поселок?
-Немало стихотворений посвящено природе нашего края. Я предлагаю послушать одно из них, автором которого является наша землячка В. Батечко. Что за прелесть – глубокая осень С песней ветра под струны берез, Когда в речке небесную просинь заменил на зеркала мороз! В переливах щетинится иней, Чуть коснувшийся в роще ветвей, Щедрый вечер в безбрежности синей разбросал бисер звездных огней. Уже вышла тальянка лихая И веселых девчат хоровод. Слышу: там и моя дорогая Задушевную песню поет. Месяц всплыл... и вокруг – море света, Что хоть сам бодрым светом сияй. Как красив в небывалом расцвете Полюбившийся тосненский край! -О чем это стихотворение? -Почему мы сегодня затронули эту тему? -Выскажите свои предположения, о чем дальше пойдет разговор? -Соглашусь с теми ребятами, кто предположил, что речь пойдет о природе родного края, о любви к малой Родине. Для нас с вами малой Родиной являются любанские просторы. Наш город в этом году отмечает 102 года, как Любань получила статус города. И в этом же году исполняется 152 года храму святых апостолов Петра и Павла, главной достопримечательности нашего города и единственному в России храму железнодорожников. -Постарайтесь определить тему урока. -Запишем в тетрадях по литературе тему урока: «Родная природа в стихотворениях любанских поэтов» - Сформулируйте цели сегодняшнего урока. |
— Это наша малая родина – город Любань и поселок Сельцо. На фото мы видим красивые уголки природы родного края: реку Тигоду, окрестные леса и поля. Предполагаются утвердительные ответы
Читает подготовленный ученик.
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Записывают тему урока. - Мы познакомимся с творчеством Любанских поэтов, проанализируем их стихотворения, рассмотрим, какие выразительные средства языка используют авторы для создания картин природы. |
познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: акцентировать любовь к Родине. регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. |
||
3 |
Постановка учебной задачи
|
-Ребята, сегодня мы познакомимся со стихами самых известных Любанских поэтов: Николая Рачкова, Михаила Иванова, Аллы Бойцовой. Наш урок будет проходить в форме групповой исследовательской работы. Каждая группа будет анализировать одно стихотворение и представлять результаты работы. 1 группа-Алла Бойцова «Березы в белых платьях облаков…» 2 группа-Михаил Иванов «Любань весенняя» 3 группа- Николай Рачков «Черемуха» 4 группа-Алла Бойцова «Расплескалась под окошком…»
Каждая группа представит свое произведение: артист прочитает стихотворение поэта, художник покажет свою иллюстрацию к нему и расскажет, почему именно такой рисунок, критик попробуют высказать свое мнение о чувствах и переживаниях лирического героя, о художественных средствах языка произведения, его композиции, поэт напишет синквейн, соответствующий теме вашего стихотворения. |
Слушают задание учителя |
регулятивные УУД: принятие познавательной цели, сохранение её при выполнении учебной деятельности.
|
||
4 |
|
Организует работу в группах, осуществляет консультативную помощь
|
Анализируют стихотворения по плану: 1) Выразительно прочитайте стихотворение. 2) Определите тему и идею стихотворения. 3) Какие картины вы представили, когда читали стихотворения? 4) Найдите изобразительно-выразительные средства. 5) Проиллюстрируйте стихотворение, расскажите, что нарисовали, какую цветовую гамму выбрали. 6) Напишите синквейн, соответствующий теме вашего стихотворения. |
|
||
5 |
Динамическая пауза |
- В мае начинают летать шмели. Сейчас и мы под музыку Н.А. Римского-Корсакова совершим полёт. |
Звучит пьеса Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля». Учащийся-ведущий у доски демонстрирует движения, имитирующие полёт шмеля; остальные учащиеся повторяют за ним.
|
личностные УУД: развиваются умения применять в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания |
||
6 |
Этап контроля |
Учитель во время выступления учащихся организует активное слушание, предлагает ученикам других групп делать опорные записи в тетради, задавать вопросы.
|
Выступления учеников
|
познавательные УУД: понимание и интегрирование информации, её преобразование и воспроизведение с учётом решаемых задач. коммуникативные УУД: умение строить монолог, умение формулировать и отстаивать своё мнение, учитывать различные точки зрения.
|
||
7 |
Подведение итогов урока
|
- Русский мыслитель И.А. Ильин говорил: «Вот так связаны у нас в России – наша природа, наша душа и православное принятие мира! Вот где Россия – едина и цельна – от последней былинки в поле до полноты христианской любви». - Подведём итоги урока. - Почему многие поэты обращались к теме природы? (Природа неразрывно связана с жизнью человека. Восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением.) -Какой изображают природу Любанские поэты (Поэты передают красоту природы и многообразие окружающего мира.) -Что значит для них чувство любви к природе? (Любовь к природе перерастает в чувство любви к Родине.) - Таким образом, мы увидели, стихи наших земляков открывают нам красоту Любанской земли, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. |
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
|
познавательные УУД: перерабатывают информацию, отвечают на вопросы, сравнивают и делают выводы. коммуникативные УУД: выражают свои мысли, оформляют речевое высказывание. личностные УУД: акцентировать любовь к Родине.
|
||
8 |
Рефлексия |
Я начинаю предложения, а вы их продолжаете: Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… |
|
регулятивные УУД: оценивают качество и уровень усвоения учебного материала
|
||
9 |
|
Домашнее задание по выбору: 1) Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. 2) Сочинить стихотворение о природе родного края.
|
|
метапредметные УУД: умение определять объём и содержание домашней работы.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.