Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)
Оценка 4.6

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
Детсад
26.04.2018
Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)
Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов) Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которую должно решать современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте человека, его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку является главнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром. Существует замкнутый круг, в котором можно проследить взаимосвязь между уровнем психического развития, речи и интеллекта. Чем лучше развиты речь и познавательные процессы, тем успешнее идёт накопление знаний ребёнка об окружающем мире, а значит, развивается его интеллект. Чем больше объём получаемых знаний, тем лучше идёт развитие психических процессов и речи.Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)
Родственные слова семинар.docx
Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей –  логопедов) Подготовила и провела: учитель­логопед Супрун Е.И.. Аннотация В данной работе приведены приемы обогащения словарного запаса путём Формирования словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами. Предложенные игры, упражнения, занимательный материал облегчит работу педагога при формировании и расширении словарного запаса детей-дошкольников, позволят ребёнку без особого напряжения усвоить новые для него понятия, формы языка. МБДОУ№10 ЦЕЛИ: (Слайд 2)   показать богатство родного языка и его выразительных средств привлечь детей к активному участию в процессе словообразования  ЗАДАЧИ:  (Слайд 3)  формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и  звучанию, классифицировать их    качественное и количественное обогащение лексики,  практическое  различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи  (существительному, прилагательному, глаголу)   обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти,  логического мышления Что такое родственные слова? (Слайд 4) Родственные слова – это общность лексического значения корня и единство формы корня  Если заглянуть в толковый словарь Ушакова, то это близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким­нибудь  признакам. Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которую должно решать  современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте человека, его  воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку является главнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром. Существует замкнутый круг, в котором  можно проследить взаимосвязь между уровнем психического развития, речи и интеллекта. Чем  лучше развиты речь и познавательные процессы, тем успешнее идёт накопление знаний ребёнка  об окружающем мире, а значит, развивается его интеллект. Чем больше объём получаемых  знаний, тем лучше идёт развитие психических процессов и речи. Что значит выражение «хорошо развитая речь»? Это значит, что ребёнок должен владеть  определённым запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь  грамматически правильно строить предложения, владеть определённой интонацией и логично  излагать свои мысли. Овладение родным языком как средством общения идёт через познания ребёнком окружающего  мира. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребёнка. Если  своевременно не оказать ему помощь в овладении родным языком, то в дальнейшем научить  ребёнка говорить будет очень трудно. Обогащение словарного запаса идёт двумя путями. Первый путь – чувственное познание (при  участие органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса), т.е. дети накапливают определённый запас слов при непосредственном ознакомлении с признаками и качествами предметов и  действиями с ними. Второй путь – ознакомление ребёнка со зрительными образцами предметов  на картинках и запоминание их названий. Предпочтительнее, конечно, первый путь, т.к. образы  предметов, воспринятые с помощью органов чувств, более эмоционально окрашены и лучше  сохраняются в памяти. Но не все предметы окружающего мира можно увидеть воочию,  потрогать или попробовать их на вкус. Об интересе детей к познанию предметов и явлений  окружающей действительности свидетельствуют их вопросы: кто это? Что это? Почему это так  называется? Отдельные слова, не выражающие определённый смысл, ещё не является речью. Для понимания  речи недостаточно знания лексического значения слов, надо ещё осознать отношения между  ними. Второй важной задачей является помощь детям в овладении грамматическим строем  языка. Усвоение грамматических форм языка неразрывно связано с расширением и обогащением  словарного запаса детей. Это две взаимосвязанные и взаимно развивающиеся стороны одного  процесса – речи.  (Слайд 5) Многообразие семантики слов и их сложность в структурно­грамматическом отношении  являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по  грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность  активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно  употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого­либо определенного высказывания,  порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в  дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует  умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.  Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов,  отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому,  что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в  разговорной речи, ни при письме. Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе  по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в  его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с  родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику.  Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования.  У ребенка  должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется  заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи. Поэтому основными методами обучения являются: практические, наглядные и словесные  методы обучения. (Слайд 6) Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова» вы видите на экране.  (Слайд 7) Важно придерживаться данному алгоритму работы по обучению детей понятию «родственные слова» и подбирать упражнения в зависимости от уровня развития детей.   Упражнения рассчитаны на детей 5­7­летнего возраста и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам, таким как: САД, ДОЖДЬ, ГРИБ, ВОДА, ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЫБА, ЦВЕТОК.   (Слайд 8) На первом этапе целью формирования словообразовательных операций у  дошкольников в системе работы над родственными словами является:    ­ знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно –  исследовательской деятельности детей ­ Знакомство с понятием «Родственные слова»   «Какое слово длиннее?» (Слайд 9)    Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку   Ход упражнения. С помощью вопросов уточняется значение слов (двор – дворник, гриб –  грибник)   изображенных на картинке, устанавливается семантическая общность слов. Даётся  задание определить, какое слово длиннее.  «Лото» (Слайд 10) Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово  Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине  карточки изображен,  например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагается назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрав  из двух картинок ту,  которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой  карточки.  «Запомни, повтори» (Слайд 11) Цель: увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5­ти единиц. Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том  же порядке, в котором он их произносит: Гриб, грибочек, грибница, грибной, грибники. «Загадки» (Слайд 12)  Цель: учить узнавать предметы по словесному описанию. Ход упражнения. Педагог предлагает детей внимательно прослушать загадку и подсказать  отгадку, выбрав соответствующую картинку. С неба я пришла                       Ног нет, а идёт,                                 Его я в дождик надеваю И в землю ушла.                       Глаз нет, а плачет.                            И сухой всегда гуляю.                  (Дождинка)                                 (Дождь)                                           (Дождевик) (Слайд 13) Цель второго этапа ­ формирование навыков образования производных слов. ­ выделение родственных слов из контекста Приведу упражнение под названием «Вспомни – назови», целью которого является  формирование умения выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать  внимание, речеслуховую память. Ход упражнения. Педагог предлагает прослушать текст и назвать родственные слова. Дождь осенний задождил, Всю листву дождём умыл, Мы по лужам дождевым Скачем по дорожке, На плечах – дождевики,  На ногах  ­ сапожки. Если дождь сильней пойдет. Налетит дождище,  Он к земле всю пыль прибьет, Воздух станет чище. День дождливый, но и пусть! Не страшна тоска и грусть! Мы дождинки на лету Соберем в ладошки, Пусть осенний дождик льет, Пляшут наши ножки… ­ подбор родственных слов по вопросам (Слайд14) Подберём родственные слова к слову вода. Как называется место (озеро, пруд,  водохранилище, бассейн) скопления и хранения  воды?  Водоем. Как  называется сказочный герой, живущий в  воде? Водяной.  Как  называются растения, которые растут в  воде?  Водяные  А как называется водяное растение, у которого  нет деления  на корень,  стебель и листья?   Водоросль. Как  называется стихийное бедствие — затопление  суши водой, вышедшей из  берегов?   Наводнение. Транспорт,  который ходит по воде,  какой?  Водный. Как  называются лодки, которые ходят под  водой?  Подводные. А  как называются моряки, служащие на  подводном флоте?  Подводники. Как  называется человек, плавающий под водой или занимающийся подводными работами в  специальной водонепроницаемой  одежде?  Водолаз. Кто  возит воду?  Водовоз. Как  называется стремительно падающий с  высоты поток воды?  Водопад.  Как  называются птицы, которые  плавают в воде?  Водоплавающие.  Как называется место на реке,  озере, где поят скот  или куда приходят пить  звери?  Водопой. Что  «проводит» воду в дома?  Водопровод. Как  называются лыжи, которые едут  по воде?  Водные лыжи. Как  называется черепаха, плавающая и  живущая в воде?  Водяная черепаха. ­ нахождение «лишнего слова» (не однокоренного)  из ряда родственных слов ­ определение общей части родственных слов (Слайд 15) «Найди лишнюю картинку»  Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное  внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых  одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя Упражнение: «Четвёртый лишний». Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их,  находить в цепочке родственных слов «Лишнее».  Ход. Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?   Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады.        Цель третьего этапа работы предполагает  закрепление навыков осознанного  образования   производных слов. (Слайд 16) «Родственники»  (Слайд 17)  Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам  Оборудование. Схемы слов 1­й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому  слову и составляют с ним предложение 2­ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову,  используя схему и составляет предложение с запомнившемся  словом. Упражнение: ребусы. (Слайды 18, 19, 20) Цель: учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки  чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.  Составить слово по первым звукам названий картинок.  Догадайтесь, какое слово «спряталось»?  Прочитать слово, расположив буквы по высоте.  Записать буквы по цифрам. Прочитать слово.  Отгадать ребус.  Разгадай  кроссворд. (Слайд 21) Цепь. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, навыки  чтения. Ход упражнения. Отгадайте загадки. Запишите ответы в кроссворд. Прочитайте ключевое  слово. Нарядные сестрички  Весь день гостей встречают, Мёдом угощают. (Цветы) Маленький расточек, стебелёк, а наверху … (цветочек). А я люблю цветочки  И с леечкой вожусь. Мои друзья – цветочки, На них не нагляжусь. (Цветовод) Что это за поляна? За ней ухаживает Яна. Цветов там много, и на миг Ворона села на …цветник. Упражнение: «Отгадай слово». ( Слайд 22) Цель: развивать у детей фонематический слух, определять место звука в слове. Ход. Чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку. ­ Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять. ­ Назовите звук, который слышим между согласными звуками в   и д   в слове водный. ­ Назовите 3­й звук в слове водопад. ­ Назовите звук, который слышится перед звуком ч в слове водичка. ­ Назовите первый  звук в слове цапля.  ­ Назовите последний звук  в слове вода.  Упражнение: «Закончи предложения». Цель. Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову гриб. Как­то  раннею порой вдруг полился  дождь...  грибной.  И  из дома в тот  же миг в лес  отправился...  грибник.  Чтобы принести улов, взял  корзину для....  грибов.  Долго шел он в  глушь лесную ­ поляну там искал ...грибную.  Вдруг  под елочкой на кочке  видит маленький...  грибочек.  И обрадовался вмиг наш  удачливый...грибник. Как  ему не веселиться, если  здесь, в земле —  грибница.  Стал заглядывать под елки,  под березы и дубы,  Собирать в свою корзину  все съедобные...  грибы.  А когда собрал их  много, то отправился домой,  И мечтал он всю  дорогу, как он сварит  суп...  грибной.  Много он собрал грибов, и  грибочков, и грибков,  А тому, кто долго  ищет, попадется гриб большущий… (Т.В.Кулакова) Упражнение: «Перескажи рассказ». (Слайд 23) Цель: учить находить в тексте родственные слова. Продолжать закреплять навыки пересказа  связного текста. ­ Чтение детям текста. ­ Беседа по его содержанию. ­ Разбор незнакомых слов. ­ Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов. Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы.  Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На  плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились  на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями.       В процессе лексико­грамматических игр и упражнений с родственными словами перед  детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые  оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся  употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и  интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в  школе.

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения. (Семинар – практикум для учителей – логопедов)

Родственные слова. Игры и упражнения.  (Семинар – практикум для учителей – логопедов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018