Роль чертежей в геометрии
Оценка 4.6

Роль чертежей в геометрии

Оценка 4.6
docx
04.01.2021
Роль чертежей в геометрии
Гонтар О.В._статья -.docx

 «ГОВОРЯЩИЕ» ЧЕРТЕЖИ ГЕОМЕТРИИ

 

Серьезно геометрию учащиеся начинают изучать в седьмом классе. На этом этапе очень важно дать детям твердые знания начал геометрии, увлечь их предметом. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. С чего следует начинать урок геометрии, чтобы быстро настроить детей на работу? Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки.

Заранее подготавливаю несколько карточек с простейшими задачами нахождения периметра, площади, градусной меры угла и т. п. Задачи представлены в виде готовых чертежей с решением и ответом, только на одних решение верное, а на других – нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Показывая поочередно классу карточки, ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный – руки вперед, неверный – хлопок ладошками. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а тем временем темп зарядки убыстряется. Вместо карточек по возможности использую слайды презентации, выводя их на экран для лучшего обзора.

Проводя такую игру – разминку учитель может как контролировать знания школьников по теории предмета, так и проводить повторительный процесс материала, вести  тематический учет знаний. На игру – разминку понадобиться во время урока не более 3-4 минут. Нет нужды приводить здесь текст таких упражнений, ведь в наше время существует множество тренажеров для устной работы по геометрии с учащимися. Тем более каждый учитель может без труда составить их самостоятельно по любой теме и смотря какой у него класс слабый или сильный.

Не редкость, что каждый учитель в течение многих лет работы ведет поиск наиболее оптимальных методов закрепления усвоенного материала, а также обзорного повторения курса геометрии. Многие педагоги желают при этом сделать закрепление или повторение материала более живым и занимательным, при этом, не отбивая интереса к предмету у слабых учащихся и развивая знания у сильных. Основная педагогическая идея состоит в том, чтобы у не уверенных на первых порах в своих знаниях учеников снять страх, сказать что-то не так, сделать их мышление творческим. В помощь учителю вступают геометрические чертежи, иллюстрации, анимация.

Изложение теоретического учебного материала в школьных учебниках по геометрии  довольно таки краткое. Вначале идет теорема, а после нее следом -доказательство. Но ведь урок – это не пересказ учебника. Перед учителем возникают вопросы: как подвести обучающихся к изучаемой теореме, новому понятию? Не заинтересуешь – не будут слушать и ничего не усвоят.

На занятиях при подготовке к изучению нового материала я использую  иногда один из приемов. Заранее поручаю изготовить простые модели: вырезать из бумаги овал и круг, два равных треугольника, склеить из развертки куб или пирамиду и т.д. Далее заготовки ребят можно использовать при формулировке и доказательстве теорем, при введении новых понятий. Разумеется, на уроке используется лишь то, что подходит данному классу, соответствует изучаемой теме.

Активная мыслительная деятельность начинает развиваться у учащихся при работе с «живыми», «говорящими» чертежами. Это в свою очередь приводит к наиболее эффективному непроизвольному запоминанию изучаемого материала, например свойств, признаков или определений каких- либо геометрических фигур. Геометрические рисунки, чертежи или их можно назвать пиктограммами хорошо использовать главным образом при работе над словесной формулировкой теоремы, которой ставится двойной рисунок: одна картинка общей иллюстрации представляет собой исходную посылку, условие теоремы, а вторая часть – заключение, вывод.

Рассмотрим пример. Если параллельность прямых обозначить так, как показано на рисунке 1, то можно легко проиллюстрировать целую группу теорем, связанных с этим понятием.

Рис. 1

В частности, на рисунке 2 учащиеся легко узнают теорему о параллельности двух прямых, параллельных третьей прямой.

Рис. 2

В помощь учителю также идут безусловно различные информационные анимационные технологии - компьютерные программы. Компьютерные технологии используются учителем не только как средство демонстрации изучаемого материала, но и как средство повышения заинтересованности учащихся к предмету, а тем самым повышения качества обучения по геометрии. 

На уроках геометрии учителя выбирают компьютерные программы, с помощью которых можно не только выполнить четкий рисунок к задаче, теореме, но и выполнить более живое представление анимации геометрических объектов, например, расположение геометрических тел в пространстве. Наиболее распространенные такие программы как Живая математика, Maple и  GeoGebra. На своих уроках геометрии довольно часто использую программу GeoGebra. Мне позволяет это повысить интерес учащихся к предмету, улучшить качество усвоения трудного геометрического материала. Возможности среды GeoGebra позволяют использовать анимационный материал, как средство восприятия учеником, начиная от зрительных образов заканчивая образами мышления и воображения. Если школьник заинтересован в получении хороших математических знаний для поступления в ВУЗ, ему можно вполне самостоятельно изучать материал и совершенствовать свои навыки в среде GeoGebra. Безусловно самостоятельная работа принесет свои плоды в виде твердых знаний по геометрическому материалу и запоминанию пройденного.

Качественный чертеж или хорошая анимация еще не являются показателем усвоения и запоминания пройденного материала.  Учитель должен научить своих школьников умению «читать чертеж», так как это сложный и непростой процесс. Начиная работать на рисунком к задаче, я обычно задаю ребятам вопрос о том, кто, что видит на чертеже, какие геометрические фигуры. Ведь у всех нас мышление разное, соответственно и рассуждать можно по-разному. Вторым вопросом у меня следует: что вы знаете об этой фигуре, ее свойства. Третьим шагом будет вопрос о том, помогут ли свойства увиденной вами фигуры в решении задачи или же нет.  Следует не забывать о том, что учащихся необходимо научить не только читать готовые чертежи, но выполнять построение самим к прочитанной задачи. Ведь на выпускных экзаменах пред учеником будут не только задачи на «говорящих» чертежах, но и без них.

В условиях острой нехватки часов для проведения дополнительных занятий в классе возрастает значение самостоятельной работы учеников с книгой. В настоящее время, к сожалению, мы редко встречаем книголюбов. Большинство ребят не любят читать теоретический материал по математике, разбираться самостоятельно в правилах, свойствах и определениях. На мой взгляд, одна из главных задач учителя математики преподнести сложный геометрический материал интересно и понятно учащимся. В условиях расширяющегося международного сотрудничества, формирования открытого рынка труда очень важно, чтобы уровень образования в каждой стране соответствовал мировым стандартам.

 

Список литературы

 

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия: учебник для 7-9 кл. сред. шк. -М.: Просвещение, 2018.

Балаян Э. Н. Геометрия. 7-9 классы. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ/ М: Феникс, 2020.

Лебедев В. Н. Геометрические пиктограммы// Математика в школе №2 – 1993.

Руденко В.Н., Бахурин Г.А. Геометрия: Пробный учебник для 7-9 классов средней школы. М. 2012.

Титова Е.И., Чапрасова А.В., Ячинова С.Н. Формирование умений работы с чертежом в процессе решения геометрических задач // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.


 

ГОВОРЯЩИЕ» ЧЕРТЕЖИ ГЕОМЕТРИИ

ГОВОРЯЩИЕ» ЧЕРТЕЖИ ГЕОМЕТРИИ

Разумеется, на уроке используется лишь то, что подходит данному классу, соответствует изучаемой теме

Разумеется, на уроке используется лишь то, что подходит данному классу, соответствует изучаемой теме

GeoGebra. Мне позволяет это повысить интерес учащихся к предмету, улучшить качество усвоения трудного геометрического материала

GeoGebra. Мне позволяет это повысить интерес учащихся к предмету, улучшить качество усвоения трудного геометрического материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021