Роль читательского дневника в начальной школе
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сергей Михалков
Введение
Сейчас, в современных ритмах бурной жизни, которая наполнена такими интересными вещами, с точки зрения детей, как сотовый телефон, планшет, игровые приставки, компьютер, совсем нет места книге, обычной, не электронной. Дети уже с детсада подсажены на гаджеты, и всё их свободное время уходит на эти игры. С приходом в школу учителю достаточно сложно обратить внимание ребёнка на книгу, на её прочтение. Ученику достаточно учебника по литературному чтению и в школе, и дома. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому в начальных классах ведение читательского дневника является обязательным.
Основной целью ведения читательского дневника является: вызвать интерес ребёнка к миру детской книги, как источнику знаний, пробудить желание и привычку читать книги.
Задачи:
- формировать у школьника умение ориентироваться в книге и среди книг;
- формировать умение анализировать прочитанные произведения;
- знакомить детей с доступным для самостоятельного чтения кругом детской литературы;
- учить выбирать нужную книгу в библиотеке;
- воспитывать желание читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
- повысить технику чтения;
- применять детские книги для воспитания школьника.
Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!
Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Зачем же нужен читательский дневник?
Читательский дневник - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Смысл читательского дневника в том, чтобы ребёнок смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет, вспомнить главных героев, свои впечатления о прочитанном. В начальных классах читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родители, и учителя могут проверять, как часто и сколько ребенок читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе. Так же родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные. При проведении в школе конкурсов, викторин или участие в интернет олимпиадах ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет, что поможет ему ответить на разные вопросы.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и конечно, о чем ребенок узнал.
В начальных классах можно помогать ребенку вести дневник, так как это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Таким образом, ведение читательского дневника – весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия, юному школьнику необходимо уделить достаточно внимания оформлению дневника. Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
На основании выше изложенного, я пришла к выводу: читательский дневник способствует развитию речи, умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Внедрение читательского дневника в образовательный процесс младшего школьника позволяет формировать духовно - нравственные ценности через массовое приобщение учеников к книге и к систематическому чтению. Благодаря чтению книг, развивается гармоничная личность. К чтению невозможно прийти под страхом наказания, только во взаимосвязи с личностным интересом, то есть чтение - есть процесс, осознанный личностью - как необходимый для развития.
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу один из примеров ведения читательского дневника в 3 классе.
1.Автор
2.Название
3.Жанр (рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка…)
4.Главные герои
5.Краткое содержание (о чём? 1-2 предложения основной мысли текста)
6. Работа со словарём (объяснить значение непонятных слов)
Правила ведения дневника
1. Записывайте информации о книге сразу после чтения.
2. Если рассказ объёмный и на его чтение ушло несколько дней, то в графе «дата» указывайте, когда вы приступили и закончили читать произведение.
3. Дневник должен быть оформлен красивым почерком, без помарок и ошибок.
4. В конце краткого содержания напишите мнение о прочитанном.
5. Если произведение понравилось, и хочется порекомендовать его друзьям, то нужно указать почему.
6. Кто любит рисовать, можно делать иллюстрации к произведениям. Картинки помогут быстрее запомнить содержание, улучшат внешний вид дневника. Лучше рисовать иллюстрации самостоятельно. Тогда будет задействована и зрительная память. Отдельно можно сделать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям.
7. Не нужно переписывать сокращённое содержание книг, указанное в учебнике.
Любите книгу всей душой!
Она не только ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник.
Эрнест Миллер Хемингуэй
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.