Автор: Валитова Рима Ишмуратовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
«Расскажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
вовлеки меня – и я научусь».
(Китайская пословица)
Роль групповой работы в формировании личности
Перед современным учителем поставлена сложная задача – воспитать активную, творчески мыслящую личность. Успешно решать эту задачу в состоянии только такой педагог, который сам активен, постоянно стремится к творчеству. В условиях современного общества успешному человеку необходимо обладать рядом качеств, которые помогают легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, быстро находить верные решения. И нередко достигать намеченных целей удается, лишь работая коллективно, т.е. в группах.
Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместной деятельности учащихся по решению поставленных задач. 3адачи групповой работы: научить детей работать сообща, дружно; расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать. Групповая работа применяется для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Для этого, учитель должен обладать педагогическим тактом и терпением. Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание. Групповая форма работы повышает учебную и познавательную мотивацию учеников; снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В школьном образовании с применением новых стратегий меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Через групповое обучение, в результате совместной работы дети вовлечены в исследовательский процесс. Они проявляют заинтересованность и увлеченность. Дети, которые на традиционных уроках были пассивными и замкнутыми, стараются проявить свои действия в заданиях с использованием информационно — коммуникационных технологий: «работа по готовому графику», «проверь правильность решения». Выполняя задание в группах при решении любых задач, учащиеся вступают в дискуссию, могут выдвигать свои идеи, убеждаясь в практической значимости поставленных целей. Таким образом, групповая работа дает возможность каждому учащемуся проявить себя в той или иной мере. Каждый член группы вносит свой вклад в общее дело, чувствуя ответственность за конечный результат. Групповая работа развивает умение вырабатывать собственное мнение, находить выход из проблем; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Урок должен быть интересен и по содержанию и по методам преподавания, чтобы у учащихся развивался устойчивый интерес к предмету и желание к саморазвитию.
Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Подводя итоги можно сказать, что групповая форма работы лучше всего помогает формированию коммуникативных способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность и способствует развитию всех познавательных процессов школьников. Темы, при изучении которых использовалась данная форма, усваиваются учениками гораздо лучше, нежели при фронтальной организации работы, отсюда и всё более растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности. Работа в группах - это очень эффективно! Она даёт отличные результаты. Но готовиться к таким урокам приходится много. И оно того стоит!
Литература:
· Руководство для учителя. Издание третье Программа для учителя. Издание третье Учебные материалы и тренинги 1 этапа курсов ІІ уровня.
· Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.– М.: Педагогика, 1987.
· Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
· Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.