Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна
Оценка 4.9

Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
искусство +1
1 кл—7 кл
30.12.2021
Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна
Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна
Муниципальное казенное учреждение.docx

Муниципальное казенное  учреждение

дополнительного образования

«Студенокская детская школа искусств»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

«Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе   баяна »

 

 

 

 

 

 

преподаватель

по классу баяна

Л.Ю. Хаирова

 

 

 

 

 2021 год                                                                            

 

 

 

 

д. Студенок

Тема урока: «Роль и функция левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна»

Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игре на инструменте. Сочетание задач роли и функции в развитии техники левой руки учащихся в классе баяна.

Задачи урока:

Обучающая: Обобщить и углубить знания учащегося, применение технических формул левой руки в сочетании с работой над художественным произведением. 

 Развивающая: Развивать технические способности, слуховое восприятие музыки. Эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения.Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.

Воспитательная: привитие интереса и любви к музыкальному исскуству.Формирование системотичности преобритения технических навыков, расширение музыкального кругозора, повышение эстетического вкуса, формирование усидчивости, собранности.

Здоровьесберегающие: снятие мышечных зажимов посредством проведения физкультминутки, правильная организация игрового аппарата,правильная посадка,постановка инструмента.

Тип урока: комбинированный

Форма: индивидуальная.

Методы и приемы: объяснение;

показ (исполнение музыкальных произведений);

беседа;

игра на инструменте;

прослушивание фонограмм.

Оборудование: баян для ученика, баян для препадавателя, стол, стулья, пульт, ноты, рабочая тетрадь ученика,ноутбук.

 

План урока:

I. Вступительная беседа

II. Игра гамм и упражнений.

III. Работа над произведениями:

1) К.Черни Этюд

2)В. Ефимов .Хоровод                                                                                                                              3)Я на горку шла р.н.п,обр.А. Иванов

IV. Домашнее задание.

Структура урока:

I. Организационный момент :

Постановка темы, целей и задач урока. Вступительная беседа.

II. Подготовительный этап :

Игра гаммы, упражнений.

III. Основная часть :

Работа над произведениями:

1)К.Черни. Этюд

2)В. Ефимов. Хоровод                                                                                                                              3) Я на горку шла р.н.п., обр. А. Иванов

IV. Заключительный этап :

Подведение итогов урока, выставление оценки, запись домашнего задания.

 

 

Ход урока:

 

I.            Вступительная беседа

Учитель: - В очередной раз я хочу напомнить тебе,Виктор, о роли левой руки. Итак, начнем с вопроса:

1. «Как должна быть поставлена левая рука на инструменте?» (ученик показывает положение левой руки)

2. «Какую роль выполняет левая рука, когда ты исполняешь какое – либо произведение?»

Ученик: - Роль аккомпанемента.

Учитель: - Молодец! Да, действительно, левая рука выполняет функцию «оркестра», т.е. аккомпанирует «солисту». А кто же тогда «солист»?

Ученик: - А «солистом» служит правая рука.

Учитель: - Правильно! Именно от работы левой руки зависит выразительность исполнения, успех исполнителя. Несмотря на то, что она слабее правой руки, но на нее возложено несколько функций: ведение меха;

работа пальцев и кисти;

метро-ритмическая сторона.

А для того, чтобы хорошо владеть инструментом, чтобы выразительней звучала пьеса необходимо знать приемы ведения меха:

·         плавного равномерного;

·         толчкообразного (подчеркивание и акцентирование мехом).

На начальном этапе обучения баянист должен овладеть основными техническими навыками игры правой и левой рукой и техникой ведения меха. У многих учащихся эти навыки развиты не равномерно-в частности, не достаточно отработана техника левой руки. Педагоги не редко уделяют больше вннимания «шлифовке» техники, работе над штрихами и динамекой в партии правой руки. Между тем партия левой руки играет свою роль в раскрытии содержания произведения. Поэтому работу над техникой левой руки нельзя считать второстепенной. Для равномерного развития левой руки необходимо изучение мажорных, минорных и хроматической гамм. В начальный период обучения работа над нами преследует следующие цели:

1-    преобретение новых двигательных навыков;

2-    освоение наиболее удобных апплекатурных формул гамм;

3-    Дальнейшее развитие ощущения клавиатуры и выработка точной координации движений рук.

Следует отметить две погрешности,характерные для начинающих баянистов: грубое сопровождение, которое заглушает мелодию и искажает характер изложения и однообразный аккпанемент. Первый из них может быть вызван недостаточно плавным и равномерным движением меха. При нажими пальцев на клавиши учащийся за частую не произвольно толкает мех, в рзультате чего нарушается ровность движения. Такое сопровождение приводит к дроблению тематического материала и искажению характера мелодии.

В пьессах кантиленного характера сопровождение будет магким и певучем, а в пьессах танцевального склада – ритмически четким, подчеркнутым.

Основные приемы сопровождения:

1)    Плавное,мягкое чередование баса и аккорда. Звучание баса продолжается до вступления аккорда. Чтобы добиться певучасти баса, не обходимо вести мех ровно, без толчков на сильной доле такта. Для достижения полго звучания баса следует глубоко погружать клавишу и соблюдать лигу.Аккордовые клавиши рекомендуется нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без реского отталкивания пальцев. Условно этот прием можно назвать «Басс-педаль».

2)    Четкая последовательность баса и аккорда; звучание баса подчеркното, и аккорды звучат легко и остро. Трудность этого приема заключается в том, что на пальце которые производят удар по клавишам басовых радов и аккордов, должна приходиться различная физическая нагрузка. Этот прием сопровождения условно называется «Басс-маркато».Освоение этих двух приемов сопровождения является основой дальнейшего развития и совершенствования техники левой руки.

 

И еще один вопрос, что еще важно для музыканта, когда он исполняет какое-либо произведение-

 - размер в котором играешь.

 Именно от размера зависит характер исполнения. Например, вальс в размере 3/4, марш – 4/4, полька – 2/4. Именно сильная и слабая доля – основа музицирования. Это то необходимое без чего нельзя музицировать. Умение слышать и исполнять ее в разных размерах занимают одно из важных мест в обучении.

 Итак, мы вспомнили тонкости музицирования. А теперь приступаем к практическому     заданию.

II.            Игра гамм и упражнений.                                                                

Гамма до мажор –правой рукой (нон легато, стаккато) в размере 2/4 четвертными нотами в медленном темпе, соблюдать грамотное исполнение аппликатуры, плавную подмену пальцев с поворотом кисти; левой рукой упражнения гаммообразные (нон легато) следить за ровным меховедением, соблюдением аппликатуры.

 

III.            Работа над произведениями.

К. Черни. «Этюд»

Слушание оркестрового звучания в быстром темпе, затем в медленном. Беседа после слушания. Разделить роли солиста и аккомпанемента, игра отдельно каждой рукой в ансамбле с учителем (ученик – солист, затем – роль оркестра). Следить за меховедением, левой рукой четко играть ритм, с опорой на бас, аккорд играть коротко. В работе над исполнением аккомпанемента целесообразно использовать прием « бас-маркато» : звучание баса подчеркнуто и аккорды звучат легко и остро.

 

В. Ефимов. «Хоровод»

Эта пьеса кантиленного характера.Работать над певучим и мягким сопровождением, при этом необходимо вести мех ровно, без толчков на сильной доле такта. Дла достижения полного звучания баса следует глубоко погружать клавишу,аккордовые клавиши нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без резкого отталкивания пальцев.Используется прием « бас-педаль».

 

«Я на горку шла». р .н. п., обр. А. Иванова.

Характер пьессы веселый, легкий, поэтому для работы с левой рукой используем штрих «басс-маркато».

 

IV. Домашнее задание.

1. Гамму до мажор играть двумя руками легато четвертными длительностями ( размер 4/4),следить за ровным меховедением ,соблюдать аппликатуру.                                                                                             

2. Хоровод-отработать певучее мягкое сопровождение ,ровное ведение меха                                                3. Я на горку шла – выучить наизусть.                                                                                                                                         

 Отметка.

Подведение итогов урока:

 

Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:

·        Четкость и ясность поставленных задач.

·        Разнообразный музыкальный материл, способствующий развитию творческих способностей ребенка.

·        Активизация слухового контроля.

·        Создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).

·        Развите мышления (игра в ансамбле).

·        Подача теоритеческих понятий в контексте музыкального образа.

·        Самоанализ учащимся исполняемых произведений.

 

 

 

Используемая литература:

1)    Липс Ф. «Исскуство игры на баяне». М.1998г.

2)    Егоров Б. «Баян и баянисты» М. 1984г. Вып. 6.

3)    Крылова Г.И. «Азбука маленького баяниста часть 1 часть 2».

4)    «Баян и баянисты» сборник статей М. 1974 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Студенокская детская школа искусств» »

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Студенокская детская школа искусств» »

Тема урока: «Роль и функция левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна»

Тема урока: «Роль и функция левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна»

План урока: I. Вступительная беседа

План урока: I. Вступительная беседа

Какую роль выполняет левая рука, когда ты исполняешь какое – либо произведение?»

Какую роль выполняет левая рука, когда ты исполняешь какое – либо произведение?»

Следует отметить две погрешности,характерные для начинающих баянистов: грубое сопровождение, которое заглушает мелодию и искажает характер изложения и однообразный аккпанемент

Следует отметить две погрешности,характерные для начинающих баянистов: грубое сопровождение, которое заглушает мелодию и искажает характер изложения и однообразный аккпанемент

Именно от размера зависит характер исполнения

Именно от размера зависит характер исполнения

Используется прием « бас-педаль»

Используется прием « бас-педаль»

Используемая литература: 1)

Используемая литература: 1)

Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна

Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021