Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Студенокская детская школа искусств»»
Открытый урок
«Роль и функции левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна »
преподаватель
по классу баяна
Л.Ю. Хаирова
2021 год
д. Студенок
Тема урока: «Роль и функция левой руки на начальном этапе обучения в классе баяна»
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игре на инструменте. Сочетание задач роли и функции в развитии техники левой руки учащихся в классе баяна.
Задачи урока:
Обучающая: Обобщить и углубить знания учащегося, применение технических формул левой руки в сочетании с работой над художественным произведением.
Развивающая: Развивать технические способности, слуховое восприятие музыки. Эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения.Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: привитие интереса и любви к музыкальному исскуству.Формирование системотичности преобритения технических навыков, расширение музыкального кругозора, повышение эстетического вкуса, формирование усидчивости, собранности.
Здоровьесберегающие: снятие мышечных зажимов посредством проведения физкультминутки, правильная организация игрового аппарата,правильная посадка,постановка инструмента.
Тип урока: комбинированный
Форма: индивидуальная.
Методы и приемы: объяснение;
показ (исполнение музыкальных произведений);
беседа;
игра на инструменте;
прослушивание фонограмм.
Оборудование: баян для ученика, баян для препадавателя, стол, стулья, пульт, ноты, рабочая тетрадь ученика,ноутбук.
План урока:
I. Вступительная беседа
II. Игра гамм и упражнений.
III. Работа над произведениями:
1) К.Черни Этюд
2)В. Ефимов .Хоровод 3)Я на горку шла р.н.п,обр.А. Иванов
IV. Домашнее задание.
Структура урока:
I. Организационный момент :
Постановка темы, целей и задач урока. Вступительная беседа.
II. Подготовительный этап :
Игра гаммы, упражнений.
III. Основная часть :
Работа над произведениями:
1)К.Черни. Этюд
2)В. Ефимов. Хоровод 3) Я на горку шла р.н.п., обр. А. Иванов
IV. Заключительный этап :
Подведение итогов урока, выставление оценки, запись домашнего задания.
Ход урока:
I. Вступительная беседа
Учитель: - В очередной раз я хочу напомнить тебе,Виктор, о роли левой руки. Итак, начнем с вопроса:
1. «Как должна быть поставлена левая рука на инструменте?» (ученик показывает положение левой руки)
2. «Какую роль выполняет левая рука, когда ты исполняешь какое – либо произведение?»
Ученик: - Роль аккомпанемента.
Учитель: - Молодец! Да, действительно, левая рука выполняет функцию «оркестра», т.е. аккомпанирует «солисту». А кто же тогда «солист»?
Ученик: - А «солистом» служит правая рука.
Учитель: - Правильно! Именно от работы левой руки зависит выразительность исполнения, успех исполнителя. Несмотря на то, что она слабее правой руки, но на нее возложено несколько функций: ведение меха;
работа пальцев и кисти;
метро-ритмическая сторона.
А для того, чтобы хорошо владеть инструментом, чтобы выразительней звучала пьеса необходимо знать приемы ведения меха:
· плавного равномерного;
· толчкообразного (подчеркивание и акцентирование мехом).
На начальном этапе обучения баянист должен овладеть основными техническими навыками игры правой и левой рукой и техникой ведения меха. У многих учащихся эти навыки развиты не равномерно-в частности, не достаточно отработана техника левой руки. Педагоги не редко уделяют больше вннимания «шлифовке» техники, работе над штрихами и динамекой в партии правой руки. Между тем партия левой руки играет свою роль в раскрытии содержания произведения. Поэтому работу над техникой левой руки нельзя считать второстепенной. Для равномерного развития левой руки необходимо изучение мажорных, минорных и хроматической гамм. В начальный период обучения работа над нами преследует следующие цели:
1- преобретение новых двигательных навыков;
2- освоение наиболее удобных апплекатурных формул гамм;
3- Дальнейшее развитие ощущения клавиатуры и выработка точной координации движений рук.
Следует отметить две погрешности,характерные для начинающих баянистов: грубое сопровождение, которое заглушает мелодию и искажает характер изложения и однообразный аккпанемент. Первый из них может быть вызван недостаточно плавным и равномерным движением меха. При нажими пальцев на клавиши учащийся за частую не произвольно толкает мех, в рзультате чего нарушается ровность движения. Такое сопровождение приводит к дроблению тематического материала и искажению характера мелодии.
В пьессах кантиленного характера сопровождение будет магким и певучем, а в пьессах танцевального склада – ритмически четким, подчеркнутым.
Основные приемы сопровождения:
1) Плавное,мягкое чередование баса и аккорда. Звучание баса продолжается до вступления аккорда. Чтобы добиться певучасти баса, не обходимо вести мех ровно, без толчков на сильной доле такта. Для достижения полго звучания баса следует глубоко погружать клавишу и соблюдать лигу.Аккордовые клавиши рекомендуется нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без реского отталкивания пальцев. Условно этот прием можно назвать «Басс-педаль».
2) Четкая последовательность баса и аккорда; звучание баса подчеркното, и аккорды звучат легко и остро. Трудность этого приема заключается в том, что на пальце которые производят удар по клавишам басовых радов и аккордов, должна приходиться различная физическая нагрузка. Этот прием сопровождения условно называется «Басс-маркато».Освоение этих двух приемов сопровождения является основой дальнейшего развития и совершенствования техники левой руки.
И еще один вопрос, что еще важно для музыканта, когда он исполняет какое-либо произведение-
- размер в котором играешь.
Именно от размера зависит характер исполнения. Например, вальс в размере 3/4, марш – 4/4, полька – 2/4. Именно сильная и слабая доля – основа музицирования. Это то необходимое без чего нельзя музицировать. Умение слышать и исполнять ее в разных размерах занимают одно из важных мест в обучении.
Итак, мы вспомнили тонкости музицирования. А теперь приступаем к практическому заданию.
II. Игра гамм и упражнений.
Гамма до мажор –правой рукой (нон легато, стаккато) в размере 2/4 четвертными нотами в медленном темпе, соблюдать грамотное исполнение аппликатуры, плавную подмену пальцев с поворотом кисти; левой рукой упражнения гаммообразные (нон легато) следить за ровным меховедением, соблюдением аппликатуры.
III. Работа над произведениями.
К. Черни. «Этюд»
Слушание оркестрового звучания в быстром темпе, затем в медленном. Беседа после слушания. Разделить роли солиста и аккомпанемента, игра отдельно каждой рукой в ансамбле с учителем (ученик – солист, затем – роль оркестра). Следить за меховедением, левой рукой четко играть ритм, с опорой на бас, аккорд играть коротко. В работе над исполнением аккомпанемента целесообразно использовать прием « бас-маркато» : звучание баса подчеркнуто и аккорды звучат легко и остро.
В. Ефимов. «Хоровод»
Эта пьеса кантиленного характера.Работать над певучим и мягким сопровождением, при этом необходимо вести мех ровно, без толчков на сильной доле такта. Дла достижения полного звучания баса следует глубоко погружать клавишу,аккордовые клавиши нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без резкого отталкивания пальцев.Используется прием « бас-педаль».
«Я на горку шла». р .н. п., обр. А. Иванова.
Характер пьессы веселый, легкий, поэтому для работы с левой рукой используем штрих «басс-маркато».
IV. Домашнее задание.
1. Гамму до мажор играть двумя руками легато четвертными длительностями ( размер 4/4),следить за ровным меховедением ,соблюдать аппликатуру.
2. Хоровод-отработать певучее мягкое сопровождение ,ровное ведение меха 3. Я на горку шла – выучить наизусть.
Отметка.
Подведение итогов урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
· Четкость и ясность поставленных задач.
· Разнообразный музыкальный материл, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
· Активизация слухового контроля.
· Создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
· Развите мышления (игра в ансамбле).
· Подача теоритеческих понятий в контексте музыкального образа.
· Самоанализ учащимся исполняемых произведений.
Используемая литература:
1) Липс Ф. «Исскуство игры на баяне». М.1998г.
2) Егоров Б. «Баян и баянисты» М. 1984г. Вып. 6.
3) Крылова Г.И. «Азбука маленького баяниста часть 1 часть 2».
4) «Баян и баянисты» сборник статей М. 1974 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.