Роль и состав кадров управления

  • docx
  • 08.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002275.docx

Роль и состав кадров управления.

Кадры действительно решают если и не все, то очень многое, и забывать об этом не следует. Впрочем, наиболее известные мемнеджеры никогда и не нуждались в таком напоминании. Почти все они отмечали, что самое значительное, что может сделать менед­жер, - это нанять пригодных для дела руководителей и специали­стов. Именно они вырабатывают цели, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и решение поставленных задач. Особенно возрастает роль кадров управления в условиях рыночных отношений, когда сфера их ответственности значитель­но расширяется.

Кадры управления - это совокупность работников предприя­тия, занятых управленческим трудом. Для управления современ­ным агропромышленным производством требуются менеджеры и специалисты самого разного профиля: агрономы, зооинженеры, ветврачи, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и др.

Кадры управления представляют решающий и наиболее актив­ный элемент системы управления: они вырабатывают цель, обес­печивают нормальное функционирование объекта управления и достижение поставленной цели.

К кадрам аппарата управления относятся все работники, заня­тые в системе управления производством, для которых функция управления является профессиональной. Синонимами понятия «кадры управления» могут быть «штатный состав систе­мы управления» или «административно-управленческий пер­сонал».

Кадры управления можно классифицировать по разным при­знакам: по уровням управления (высшего, среднего, низового его звена); по профессиональной структуре (инженеры, агрономы, зоотехники и т.д.); по видам деятельности (кадры сельского хо­зяйства, промышленности, образования, культуры и т.п.); по слож­ности и ответственности выполняемых работ (квалификационное разделение труда); по видам специализации управленческого труда (административный, экономический и т. д.); по образованию (с высшим и средним специальным образованием, практики). В зависимости от того, в каком органе работают кадры управле­ния, их можно подразделить на работников предприятий, мини­стерств, ведомств и т. д.

Исходя из функциональной роли, в процессе управления выде­ляют руководителей, специалистов и вспомогательный (обслужи­вающий, технический) персонал. Деление на руководителей, спе­циалистов и вспомогательный персонал наиболее полно отражает связь с характером управленческого труда. Эта классификация кадров управления на предприятии, в объединении является основной. Она отражает главные черты каждой из категорий ра­ботников в процессе управления. Внутри групп работники разде­ляются по должностям, каждая из которых предоставляет границы компетенции работника, то есть крут его обязанностей, права и ответственность (председатель СПК, зоотехник-селекцио­нер, агроном по защите расте­ний и т.д.). Должность предопределяет гра­ницы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, прав и ответственности. Наименование должности того или иного работника должно отражать характер выполняемой работы независимо от типа пред­приятия или характера подразделения, в котором он работает.

Профессия - это род занятий, форма трудовой деятельности, на­пример агроном, инженер. Специальность представляет конкрет­ный вид ее внутри одной профессии (например, агроном-плодо­овощевод).

В зависимости от места в организационной структуре руково­дителей принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители предприятий (организаций) и их заместители, к функциональным - руководители отдельных служб, секторов, отделов и их заместители. Последние занимают­ся подготовкой вариантов управленческих решений или произ­водственных задач, опираясь на свои профессиональные знания.

Правильное разделение работников управления на группы яв­ляется важным условием рационального формирования структу­ры и эффективного функционирования аппарата управления.

Важно иметь в виду, что роль руководителей и специалистов в управлении далеко не одинакова.

В современных условиях роль кадров управления значительно возросла. Это связано с усилением роли самого управления, со­вершенствованием хозяйственного механизма, усложнением про­изводства, ростом его размеров и др. От компетентности управленческих работников зависят возможности широкого вне­дрения и использования технических средств управления, приме­нение экономико-математических методов и ЭВМ.

Повышение роли субъективного фактора связано также с ро­стом объема знаний, повышением профессионального мастерства работников, в том числе и в области управления, что неизбежно ведет к расширению возможности выбора способов воздействия кадров на процесс управления.