Роль информационно-коммуникационных технологий
в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
До недавнего времени основной задачей учителя информатики было научить детей использовать компьютер для обработки информации, используя текстовый редактор, электронные таблицы, графические редакторы. Сегодня одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является его информатизация.
Необходимость введения нового стандарта обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.
В чем отличие нового стандарта?
Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Третье отличие – это структура построения. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт устанавливает требования к следующим результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В чем же новизна современного урока информатики в условиях введения стандарта второго поколения? Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам должен быть нацелен на сотрудничество с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, а вывод делают сами учащиеся. Неотъемлемым требованием современного урока является обязательная практическая направленность результатов обучения.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.
2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
6. Продумать форму подведения итогов урока.
7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Все это можно отразить в технологической карте урока, в которой целостно представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: этоцелеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура урока, коррекция, рефлексия.
Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами:
- активно развивающийся учебный предмет;
- наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам);
- интенсивно развивается идея «метапредметности»;
- общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий.
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся целого ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план действий по решению проблемы (задачи);
- осуществлять действия по реализации плана;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
- делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и другие источники информации);
- добывать новые знания;
- перерабатывать информацию (анализировать, обобщать,
классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
- понимать другие позиции (взгляды, интересы);
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, осваивает её и учится применять навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы. Использование программного обеспечения позволяет учащимся создавать рисунки, листовки, фотомонтажи, буклеты, презентации.
Итак, использование средств информационно-коммуникационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности образования.
Использование ИКТ-технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.