«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»
Оценка 4.9

«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

Оценка 4.9
docx
15.09.2024
«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»
«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания в условиях введения ФГОС».docx

«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

Автор: Намтаева Сэсэгма Сергеевна

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Современный урок — это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни. Чтобы обучение стало интересным, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Важно, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание.
Современный школьный урок постепенно избавляется от слепого под­чинения учеников учителю, раздвигаются рамки учебного материала, выход за пределы которого до недавнего времени был запрещён. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат сотрудничества учителя и ученика.

Интегрированный урок – это урок, на котором осуществляется синтез различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной зада­чей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащие­ся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках. И ученик выполняет новую, более активную роль. Его задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивиду­ального пути освоения и применения этих знаний.

К ученику — участнику интегри­рованного урока предъявляются следующие требования:

- умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

- умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

- выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

- выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Предмет «История» — едва ли не самая «интегрированная» школьная дисципли­на, не случайно многие коллеги-предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом контексте.Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, конкурентоспособной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.Уроки истории и обществознания это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. На уроках обществознания изучаются общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. И обществознание и история связаны со многими предметами, то интеграция уроков приобретает особую актуальность.

Разрабатывая уроки истории и обществознания надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.Интегрированные межпредметные уроки являются одном из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные уроки по истории – это попытка. Используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированного урок сегодня – это новая, пока еще не неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.

Предельна близка к истории география. Однако использовать географические знания в преподавании истории надо творчески. К примеру, учащиеся приступили к изучению темы о складывание Древнерусского государства. Учитель предлагает показать на карте путь «из варяг в греки» или переход Олега из Новгорода в Киев. Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос. Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии, к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока ( волок – « место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).

Близка к истории астрономия. Хорошо известно, как еще в древности люди ориентировались по звездам, как относились к солнечным затмениям. Невозможно обойти астрономию, например, рассказывая о путешествии Афанасия Никитина в Индию и т.д.

В современных условиях связь истории с астрономией актуализировалась еще больше. Причиной тому стала попытка ряда математиков создать новую хронологию мировой и отечественной истории, в том числе на основе пересмотра астрономических данных о солнечных затмениях, приливах и отливах…

«Литература и история - близнецы-братья» - так можно перефразировать стихи В.В.Маяковского. К примеру «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин.

Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся. Заметно интереснее воспринимаются и история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д.Кедрина «Зодчие».

Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С.Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С.Гуревич. Ученики, увлеченные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру Первому на площади «Декабристов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообщениями хирургов Бурденко и Юдина, а также статей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман рассказывает как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия характера человека; будущий историк-исследователь изучает статью Е.Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пушкина над историческими источниками ; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составляет перечень предметов русского экспорта начала 19 века и товаров, ввозимых в Россию ; ученики увлекающиеся географией готовят сообщение по теме «Пушкин-путешественник».

Можно интегрировать уроки истории и обществознания.

На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.

Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках истории:

На основе одинаковых тем;

На основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература, история – география; история-обществознание);

При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе. Можно выделить несколько типов интегрированных уроков:

Традиционный урок. Тема: «Восточные славяне» (6й класс) учитель сохраняет традиционную схему урока, а изучение нового материала стоит на анализе Повести временных лет;

Тема: «Феодальная раздробленность» (6класс) интегрирует с литературой «Слово о полку Игореве» и музыкой (опера П.Бородина «Князь Игорь»)

Урок – игра. Тему « Олимпийские игры» (5й класс) можно изучать, интегрируя с предметом «Физическая культура».

Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений, географических карт, таблиц, схем и так далее). Тему «Освоения Сибири» логично изучать в интеграции с предметом «География»,

Урок – решение проблемных ситуаций. Например, это годиться на стыке темы «Холодная война» в двух ракурсах истории (11й класс).

Урок - дискуссия. Например, так можно изучать тему «Настроения в российском обществе накануне крепостного права» (с привлечением литературных произведений того времени, поднимающих этот вопрос, исторических свидетельств и воспоминаний);

Урок – деловая игра. Тему научно – технической революции 1960х годов можно провести, кооперируясь с учителями по физике и химии.

Урок - портрет. Например, раскрывая тему « М.В. Ломоносов – наш первый Университет», можно интегрировать со многими предметниками и обсудить разнообразный круг вопросов. Включая многие межпредметные связи.

Урок – экскурсия, интеграция с предметом «Искусство» при изучении тем по культуре. Например по теме «Русская культура»

Существует множество вариантов типов интегрированных уроков.

Традиционный урок. Тема «Восточные славяне» (6-й класс). Учитель сохраня­ет традиционную схему урока, а изучение нового материала строит на анализе Пове­сти временных лет;

Урок-игра. Тему «Олимпийские игры» (5-й класс) можно изучать, интегрируясь с предметом «Физическая культура»;

Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (истори­ческих документов, литературных произведений, схем, статистических данных), тему «Коллективизация 1930-х гг.» с предме­том «Литература» (11-й класс)-Кулаки-кулаками, а люди, все-таки, людьми»

Урок-решение проблемных ситуаций. Например, это годится на стыке темы «Холодная война» в двух курсах истории (11-й класс);

Урок-размышление по теме «Петровская эпоха глазами современников и по­томков» (10-й класс);

Урок-дискуссия. Например, так можно изучать тему «Настроения в россий­ском обществе накануне отмены крепостного права» (с привлечением литературных произведений того времени, поднимающих этот вопрос, исторических свидетельств и воспоминаний);

Урок-конференция. «Металлы и их использование в истории военных действий человечества.

Урок-портрет. При раскрытии темы «М.В. Ломоносов — «наш первый университет», можно интегрироваться со многими предметниками и обсудить раз­нообразный круг вопросов,

Урок-экскурсия, интеграция с предметом «Мировая художественная культу­ра», например по теме «Русская культура первой половины XIX в.»

Со времён Яна Амоса Коменского урок как форма обучения детей не мог не трансформироваться. Он видоизменялся, отражая культурные и педаго­гические нормы своей эпохи. В этом смысле интегрированные уроки по истории — это попытка, используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рас­сказать о прошлом человечества. Они предоставляют и учителю, и ученику большие возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию.

Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к. учащимся пред­стоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определён­ных интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов.

Подготовительный этап. Определяются цели и задачи урока, обосновывает­ся необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

Основной этап. Организация и проведение урока в рамках предложенных типов (см. выше).

Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегри­рованных уроков в дальнейшем.

Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:

·         Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;

·         Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;

·         Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как наиболее полно соответствует логике построения познавательного процесса: от общего к частному и от частного к общем.

В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено прежде всего тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом, от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропевдический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, это поможет сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроков. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции знаний.

В процессе планирования уроков необходимо определить основания интеграции. Так, например, темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыки для их интеграции с историей. Для этого и необходимо проанализировать программы этих предметов.

Формирование команды учителей – это один из ответствующих моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом в течение всего занятия, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.


 

Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения

Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения

История является наиболее объединяющим предметом учебной системы

История является наиболее объединяющим предметом учебной системы

На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового…

На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового…

Урок-портрет. При раскрытии темы «М

Урок-портрет. При раскрытии темы «М

А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее…

А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2024