СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Цели, задачи, актуальность, межпредметные связи учебной дисциплины «Историко-бытовой танец»
2. Исторический аспект и характеристика содержания учебной дисциплины «Историко-бытовой танец»
3. Проблемы преподавания учебной дисциплины «Историко-бытовой танец»: способы решения и перспективы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения профессии артиста балета разнообразен. Историко-бытовой танец – важная часть этого процесса. Ни в одной стране мира, имеющей свои балетные школы, он не изучается так подробно, как в России. Данный вид танца в русской балетной школе давно стал обязательной дисциплиной в системе высшего и среднего хореографического образования. Обширный оперно-балетный репертуар нашей страны требует от балетмейстеров и танцовщиков знания бытовых танцев различных эпох,
В учебную программу курса также включены европейские бытовые танцы, исполнявшиеся в различных слоях общества XVI–XIX вв. в Италии, Франции, Германии, Австрии, Англии, Шотландии, Испании, Польши, Чехии, ориентированные на сценическое исполнение. Являясь средством сценической выразительности, художественно-образной характеристики различных исторических эпох в сценических постановках, данная учебная дисциплина призвана дать точные и обширные знания и балетмейстерам, и исполнителям.
Исторический танец должен предстать в спектакле как воскресшая живопись прошлых эпох, в котором главное внимание необходимо уделять смысловому содержанию его композиции. Сложная работа постановщика значительно облегчается, когда он имеет дело с артистами, которые ещё в стенах школы восприняли исторические танцы не как отвлеченно-абстрактные схемы, а как живой образный язык прошлых веков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели, задачи, актуальность, межпредметные связи учебной дисциплины «Историко-бытовой танец»
Целью освоения дисциплины «Историко-бытовой танец» является практическое овладение исполнением и методикой обучения танцев различных эпох и социальных слоёв общества. В процессе достижения цели решается ряд сопутствующих задач:
- ознакомление будущих преподавателей-хореографов с историческим развитием бытового танца;
- суммирование разнообразных теоретических и практических знаний, способствующих формированию педагога-хореографа;
- развитие пластичности, музыкальности и выразительности движения.
Для освоения данной учебной дисциплины студенты используют компетенции, сформированные предыдущей ступенью образования. В свою очередь, историко-бытовой танец является фундаментом для освоения таких дисциплин «Мастерство хореографа», «Теория и история хореографического искусства», «Основы актерского мастерства и режиссура в танце», «Мировая художественная культура», «Костюм и сценическое оформление танца».
Профессиональные компетенции, сформированные в рамках дисциплины «Историко-бытовой танец», активизируют учебно-познавательную, учебно-педагогическую и социально-общественную деятельности студентов, способствуют реализации их личностный потенциала, формируют их конкурентноспособность.
Несмотря на важность в общем контексте хореографии, историко-бытовой танец на сегодняшний день мало изучен с научной точки зрения педагогики, психологии, истории, культурологии и т. д. Пути дальнейшего развития историко-бытового танца - и как учебного предмета в профессиональных учебных заведениях, и как одного из видов хореографического искусства – всё это требует тщательного изучения и составляет новизну и теоретическую значимость нашей работы. Поэтому деятельность педагога-балетмейстера, направленная на активизацию творческого усвоения учащимися и студентами знаний в сфере историко-бытового танца, в настоящее время крайне актуальна.
Исторический аспект и характеристика содержания учебной дисциплины «Историко-бытовой танец»
Общеизвестно, что именно Россия стала основной хранительницей балетов классического наследия, пришедших в нее из Европы. Именно бальные танцы прошлого стали основой для танцевальных композиций французских придворных балетов XVI – первой половины XVII в.
Придворные балеты, в свою очередь, трансформировались до сценических. Многие движения и позы переместились в сценический танец и были канонизированы во Франции ещё во второй половине XVII в.: balancé, jeté, assemblé, pas de bourrée, включали многие образцы как сценического, так и бытового танца. И в следующем, XVIII столетии, в бытовых танцах появилось множество названий, прочно вошедших в азбуку классического танца. Но, несмотря на идентичность названий, рисунка движений и поз, в бальном танце эти движения выполняются иначе, чем в классике.
В хореографических училищах бальный танец изучается в целях использования его в сценической практике. А сценический танец подчиняется иным законам, нежели танец бытовой. Танцы, отобранные для изучения в программу училища, в первую очередь должны воспроизводить их стиль и содержание, а не восстанавливаться абсолютно точно во всех деталях. То есть, можно утверждать, что в хореографических училищах изучение историко-бытового танца имеет свою специфику. Это – именно сценический историко-бытовой танец.
В рамках дисциплины изучается: танцевальная культура XV-XVI вв. (крестьянский бранль, дворцовый бранль, бурре, эстампи, бассдансы, поклоны и реверансы XVI века); танцевальная культура XVII века (поклоны и реверансы XVII века, павана, алеманда, вольта, медленный менуэт, куранта, романеска); танцевальная культура XVIII века, бальная хореография XVIII века – вершина технического мастерства бытового танца (скорый менуэт, гавот, жига, сарабанда, фарандола); танцевальная культура XIX века (полонез, французская кадриль, полька, шакон, вальс, миньон, вальс-гавот, вальс-алеман, мазурка, рas de grass, рas de trois, рas de patiner, лансье); классическое наследие историко-бытового танца.
Разумеется, в быту историко-бытовые танцы исполнялись не именно в том виде, как сейчас изучается в профессиональных хореографических училищах. Для непрофессионалов нет необходимости в строгом исторически выверенном исполнении бытовых танцев прошлых веков. Здесь уместно будет вспомнить ситуацию в России с исполнением менуэта, описанную Л.Д. Блок в своей книге «Классический танец». На серьёзных официальных балах XVIII в. менуэт танцевали без виртуозных приёмов. Тем не менее в непринуждённой обстановке молодые люди любили щегольнуть силой и ловкостью. «Пируэты, entrechats, кабриоли, assembles и jetés с поворотом – всё это можно было видеть в бальном менуэте кавалера; дама, конечно, всегда танцевала на балу лишь в “мягкой”, т. е. простой манере» [1, с. 270].
В XVIII в. сценическая хореография окончательно отделилась от бытовой, но, творчески переосмысленные, формы бытового танца по-прежнему питают балет. Примерами тому являются «Танец с подушками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (балетмейстер Л. Лавровский), Сарабанда из балета Б. Асафьева «Пламя Парижа» (балетмейстер В. Вайнонен), Романеска из балета А. Глазунова «Раймонда» (балетмейстер М.Петипа), Менуэт из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» (балетмейстер М. Петипа), Гавот Вестриса (балетмейстер М. Петипа) Музыка Ч. Пуни.
Проблемы преподавания учебной дисциплины «Историко-бытовой танец»: способы решения и перспективы
Главенствующее место в обучении историко-бытовому танцу отводится личности педагога. Требования к преподавателю данной учебной дисциплины в хореографических училищах высоки – методические способности, знания, общая культура и др. Следует признать, что с середины XX в. по сегодняшний день сохраняется проблема недостатка профессиональных педагогических кадров по дисциплине историко-бытовой танец. В ряде хореографических училищ и школ «историко-бытовой танец» не преподаётся.
Как следствие, в сфере методики преподавания историко-бытового танца существуют проблемы, связанные с неточной или неверной подачей материала и несоблюдением стиля. Особенно это относится к вновь открывшимся в последние годы хореографическим училищам, школам и студиям России. И если о разночтениях в приёме исполнения некоторых танцевальных движений – к примеру, вальсового шага или pas chassé - можно дискутировать, то основные танцевальные элементы - pas balancé, pas de basque, шаг полонеза, польки и др. – должны оставаться неизменными. «Неумение критически осмыслить специальные пособия и материалы приводят к серьёзным теоретическим ошибкам» [2, с. 18], – замечала в своей известной книге «Историко-бытовой танец» М.В. Васильева-Рождественская.
Ещё одна проблема, которая никак не находит своего решения на протяжении многих лет – это нехватка профессиональной методической литературы по младшим классам. На сегодняшний день существует единственное подробное методическое пособие для младших классов, созданное опытным педагогом-хореографом, профессором И.А. Ворониной [3]. В 2004 г. оно было дополнено и переиздано, но, к сожалению, тираж составил всего 100 экземпляров.
Профессиональный показ – одна из важнейших составляющих педагогического процесса в историко-бытовом танце. Крайне важно, насколько сам педагог владеет манерой исполнения и может показать стилевые особенности отдельных танцев и в мужской (кавалер) и в женской (дама) манере. Профессионалы называют это «манерой педагога историко-бытового танца». Ею владеют далеко не все артисты балета.
И.В. Македонская [4] замечала, что для умения владеть своим телом во время исполнения историко-бытового танца требуется очень много физических и временных затрат. В первые годы обучения в хореографическом училище историко-бытовой танец не только знакомит с программой учебной дисциплины, но и начинает формировать будущего актёра. Причем это происходит раньше, чем на занятиях по классическому танцу. Эту часть курса М.В. Васильева-Рождественская [2] считала самой сложной. На этом этапе решается ряд задач: осмысленное запоминание шагов и поклонов, формирование умений музыкально и пластично двигаться, слитно воспроизводить танцевальные движения, привыкать к танцу в паре. К задачам дисциплины историко-бытового танца на этом этапе относится и знакомство с правилами сценического поведения: как выходить и уходить со сцены, как держать равнение в линиях, как соблюдать интервалы в танцах, как правильно и уважительно обращаться с партнёром и т. д. Всё это подготавливает к профессиональной практике внутри хореографического училища и на сцене театров.
Работа с учащимися строится в зависимости от их возраста. В младших классах добиваются лишь элементарных признаков стиля, манеры и осмысленности. Как правило, первоначально ученики заимствуют исполнительскую манеру своего учителя. Если педагог владеет грамотным и красивым показом, то в конце года он обязательно увидит своё отражение в детях. Вместе с тем, по мнению Н.И. Тарасова [5], он может увидеть и свои упущения. Их следует принять во внимание и на следующем этапе обучения дать возможность проявить воспитанникам и своё исполнительское ощущение, не нарушая при этом академичности в стиле. Методы преподавания в младших классах резко отличаются от тех, которыми пользуются в старших, где изучаются танцы уже в плане решения задач стиля, образа и т. д.
Набор движений вне связи с образом скучен и не интересен. В таком случае курс историко-бытового танца может вообще потерять свой смысл. Бальные танцы технически сравнительно просты, но актёрски очень трудны. Бранли, павана, вольта, куранта – технически одни из самых простых танцев, но они являются крайне сложными для артистического исполнения. Романеска, менуэты, гавоты – танцы, технически наиболее сложные, – гораздо легче усваиваются, чем группа бассдансов (партерных).
Профессор Инга Аркадьевна Воронина, имеющая пятидесятипятилетний стаж преподавания, изучение курса бальных танцев в старшем классе начинала с XIX в. (полонез, вальс, экосез, алеман), так как они по характеру и стилю ближе к нашему времени и ранее уже изучались. А после них приступала к танцам XVI, XVII и XVIII вв. Действительно, манера исполнения этих танцев представляет для учеников определённую сложность. [3]. А самое главное – требуется овладение теми приёмами исполнения, которые создают образ человека различных эпох, достижение предельной образности.
Могущественным средством воспитания актёра является музыка: подлинные народные мелодии, музыка прошлых веков в лучших её образцах в исполнении оркестров. Но не каждая музыка удобна для танца. Большая часть бальных танцев основана на принципе квадратности музыкального рисунка, с установившимися законными темпами. Это надо учитывать при подборе музыкального сопровождения, так как именно музыка может помочь восстановить манеру и стиль исполнения в исторических танцах.
Учебная дисциплина «Историко-бытовой танец» способна эффективно расширять кругозор обучающихся. Она знакомит с наиболее важными историческими событиями, с условиями жизни и быта народа конкретной эпохи. Поскольку стиль и манеру исполнения танцев различных эпох во многом определяет костюм, обучающихся знакомят с историей костюма, учат пользоваться его деталями и владеть аксессуарами. Так, для исполнения танцев XVI–XVII вв. у юношей обувь обязательно должна быть жёсткой на небольшом каблуке (например, обувь для занятий народно-сценическим танцем), а также используются плащи, шляпы и имитация шпаги. Девушки не должны путаться в длинном шлейфе юбки; также используются купальники с длинным рукавом, лёгкие платочки на палец. Для танцев XVIII–XIX вв. юношам подойдёт мягкая балетная обувь, а девушкам – юбки-шопеновки, веера. Обращение с костюмом во время танца, манера переставлять ноги, положения рук, пальцев – всё это детально освещено на занятиях и сыграет важную роль в будущей исполнительской и преподавательской карьере.
Воспитывают у учащихся правильный подход к этюдам и танцам как способам раскрытия образа старинные картины, гравюры, музейные экспонаты - коллекции старинного оружия, костюмов, головных уборов, обуви, аксессуаров. Не меньшую роль в развитии сценического воображения и вкуса играют книги – исторические романы, мемуары, которые содержат образы людей прошлого, а также художественные фильмы на исторический или литературный сюжет. Изучение старинного танца нужно начинать с показа отдельных па, сопровождаемых рассказом педагога о танце и проигрыванием музыки. Рассказ имеет целью воссоздать в представлении учащихся обстановку, среду, условия бала, описать людей, танцующих этот танец. Но всё это лишь подготовка к главному – к изучению самого танца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народный танец – основа хореографического искусства. Значение историко-бытового танца для воспитания исполнителей, педагогов, балетмейстеров неоспоримо. Сегодня вопрос о важности и необходимости историко-бытового танца в системе подготовки профессионального артиста балета XXI в. ни у кого не вызывает сомнения. Как говорилось уже выше, ни в одной стране мира, имеющей свои хореографические школы, этот предмет не изучается в таком объёме, как в России.
В методике преподавания историко-бытового танца давно назрела необходимость в решении задач:
– сохранить правильность исполнения движений;
– фиксации композиций, составленных выдающимися педагогами и хореографами и описанными в пособиях;
– сохранить танцевальные стили различных эпох.
Это необходимо, чтобы не потерять искусство русского балета, которым не один век гордится Россия которое создавалось мастерами хореографии, сохранялось замечательными танцовщиками и педагогами.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блок Л.Д. Классический танец. – М., 1987. – 556 с.
2. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. – М., 1963. – 382 с.
3. Воронина И.А. Историко-бытовой танец. – М., 2004. – 184 с.
4. Македонская И.В. Учебно-методическое пособие по актерскому мастерству. – М., 1998. – 100 с.
5. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. – М., 1981. – 479 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.