Роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников.

  • docx
  • 29.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников..docx

Пояснительная записка

Многие родители неправильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников. В основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие на формирование эстетического видения действительности.

Лишь немногие родители видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отношения к духовным ценностям эмоциональной сферы ребенка, умения общаться. Поэтому очень необходима просветительская работа детского сада с родителями. В вопросах формирования детского изобразительного интереса необходима тесная взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи.

Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов.

Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др. Основная трудность организации педагогического взаимодействия с родителями процесса заключаются в том, что стороны по-разному оценивают процесс воспитания и обучения в детском саду и место в нем ребенка.

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личного успеха, в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.

2. Донести до родителей важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.

3. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество.

 

Совместная художественная деятельность детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме, стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместная художественная деятельность восполняет недостаток родительского внимания, она снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Художественная деятельность является наиболее эффективным средством для художественно-эстетического развития детей. В свою очередь художественно-эстетическое развитие является одной из важных задач развития творческой личности дошкольника.

Раздел 1.Общие положения программы.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

·        Закон РФ «Об образовании»

·        Концепция дошкольного образования

·        Семейный кодекс

·        Устав МБДОУ «Детский сад №16»

·        Локальные акты МБДОУ «Детский сад №16»

·        Договор с родителями

·        Положение о родительском совете

Объекты программы:

·        Воспитанники

·        Семьи детей, посещающих группу

·        Педагогический коллектив

Ожидаемые результаты:

- повышение педагогической культуры родителей;

- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития  детей дошкольного возраста;

- создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

 

Промежуточный итог:

В результате промежуточного итога, можно сделать вывод, что все мероприятия подтверждают гипотезу проекта. А именно, установив социальное партнерство с семьей, можно не только решить множество традиционных для детского сада задач, но и расширить образовательное пространство, как детского сада, так и семьи.

         Способы проверки ожидаемых результатов:

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии после каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам:

- численности посещения и активности родителей на мероприятиях,

- уровня родительской удовлетворенности

- эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьей,

- анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы,

- мониторинга воспитательно - образовательного процесса освоения детьми ООП на конец учебного года.

Раздел 2. Принципы реализации:

·         Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

·         Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

·         Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

·         Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Раздел 3. Структура программы

Реализация программы для работы с детьми младшего возраста (дети 3- 4 лет) рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы - детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями - достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение), так и полученных в ходе специально организованного исследования, опроса, анкетирования, метода экспертных оценок, биографического метода, психологических методик на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д. На основе систематизированного сбора информации и полученных результатов педагог выстраивает работу с родителями, подбирает интересные формы взаимодействия с семьей.

В группе знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Характеристика родителей воспитанников, посещающих детский сад

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них - не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Раздел 4. Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО

а. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа начинается с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети,  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

2.Распространение информации о работе детского сада:

- информационные стенды;

- сайт;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

 б.  Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей старшего дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

 в. Организационная деятельность

Для повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

3.Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в мастер-классах;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление группы детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Рисуем без кисточки», «Чудо аппликация» и т.п.)

 г. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.

1.Привлечение родителей к пополнению РППС в группе с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительского комитета.

3.Использование профессиональных умений и возможностей родителей при реализации ООП.

 Формы работы при реализации программы        

Традиционные:

Анкетирование родителей

Памятки

Буклеты

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Мастер – классы.

Консультации (тематические и индивидуальные).

 Семейные праздники.

Занятия  с участием родителей

Папки  – передвижки.

Выставки  совместного творчества.

 Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Инновационные:

Сайт детского сада.

 Проектная деятельность.

Участие во всероссийских, городских, районных конкурсах.

Раздел 5. реализация программы

Этапы работы педагога с родителями:

I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.

II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.

III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

Основные блоки работы с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической компетенции родителей

Лекции, семинары, практикумы, родительские собрания, консультации, конференции и так далее

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельность ДОУ

Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, дни открытых дверей

Алгоритм взаимодействия с семьей:

I стадия. Поиск контактов при первой встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам.

II стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже

можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на становление личности ребенка.

VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Значимость программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества.

Перспективный план сотрудничества с семьями воспитанников по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования.

 

Формы

сотрудничества

Тематика

Задачи

Сроки

 

Анкетирование

 

 «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Изучить и проанализировать  мнение родителей о нетрадиционном рисовании.

Сентябрь

Родительское

собрание

 

 «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

 

Оказать помощь родителям по вопросам развития творческих способностей у детей.

Выставка рисунков

«Рисуем без кисточки»

 

Развить творческие способности, создать условия для совместной работы.

Консультация

 «Значение рисования нетрадиционными способами».

 

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними в семье.

Акция

 

 «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».

 

Способствовать пониманию       значения развития детского творчества. 

Октябрь

Фотостенд

 

 

 «Мы любим рисовать»

Дать возможность родителям  проявить свое художественное творчество.

Круглый стол

««Нетрадиционные техники рисования в младшей группе»

Формирование у родителей

 интереса к деятельности детей на занятиях по рисованию.

Папка-передвижка

 Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей».

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к творчеству.

Ноябрь

 

 

 

 

 

Конкурс рисунков

«Необычными вещами мы

рисуем без труда»

 

 

Обеспечение родителей познавательной информацией через знакомство с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Консультация

 «Что означают рисунки детей»

 

Повысить родительскую компетентность в вопросах по развитию творческих способностей ребёнка.

Конкурс

 «Чародейка - зима»

 Формировать художественное

сознание.

Декабрь

Совместный праздник

 

 

 

«Новый год»

Привлечь интерес к изобразительному искусству.

Выставка совместных работ

«Зимушка-зима»

 

Привлечь родителей к совместному творчеству.

Праздник

 

«Рождественский сапожок»

 Предоставить родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Январь

Консультация

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».

Формировать первичные ценностные представления о здоровье человека.

Стенгазета  на  тему

 

«Рисование с родителями воспитанников,  методом тычка»

Познакомить родителей  с  нетрадиционной техникой рисования «тычок»

Совместный семинар-практикум с родителями воспитанников

Тема: «Божья коровка»

(коллективное рисование)

 

Повысить педагогическую

культуру и просвещение

родителей.

Обогатить родителей

педагогическими знаниями

 

Февраль

Семейный альбом

«Наш семейный портрет»

Формировать чувство  любви к родным и близким людям.

Творческая

мастерская

Изготовление

трафаретов.

Д/ и «Составь узор».

Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

День 

открытых дверей

 

«Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях».

 Вызвать эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса.

Март

Викторина

«Вот как мы можем»

 

Поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье

Домашнее задание- изготовление

памятки

«Творим вместе»

 

Развивать интерес к воспитанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

Выставка

 

 

 

«Наш вернисаж»

Привлекать родителей к участию и созданию интересных работ, ориентированных на развитие творчества с использованием нетрадиционных техник рисования.

Апрель

Папка-передвижка

«Виды нетрадиционного рисования».

 

Обогатить знания родителей по нетрадиционным способам  рисования

Выставка рисунков

««Чудесное превращение овощей»

Привлечь  внимание родителей к детскому творчеству.

Информацион-

ный стенд

«Роль родителей в развитии творческих способностей».

 

Распространить

педагогические знания

среди родителей,

оказать теоритичесую помощь

родителям в вопросах

воспитания детей.

Май

Советы – рекомендации

 «Запретить или разрешить».

Повысить педагогическую компетенцию родителей по изобразительной деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Родительское

собрание

 

 

 

 

 

 

««Рисовать - это важно!»

 

Проанализировать

совместную деятельность родителей и педагогов   по художественному образованию  детей.

Обозначить эффективные формы сотрудничества.

 

Список литературы:

1.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.

 

2. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.

 

3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.

 

4. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.: с ил.

 

5. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. вкл.

 

6. Комарова, Т.С., Езикеева, Е.В., Лебедева Е.В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.: с ил.

 

 

7. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru - (Дата обращения 16. 05. 2016).

 

9. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.

 

10. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Электронный ресурс]/ А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. - 510 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 15. 04. 2016).

 

11. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - 53 - 62 с.

 

12. Прокопова, И.П. Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида [Электронный ресурс]. – 7 с. – Режим доступа: http://sch875.mskobr.ru prokopova_001.pdf - (Дата обращения 11. 04.2016).

 

13. Розанова, В.В. Краткий толковый словарь русского языка – 5-е изд., исп. и доп. / В.В.Розанова. – М.: Русский язык, 1988. – 255 с.: с ил.

 

14.Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.

 

15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения [Электронный ресурс]/ Г.А. Урунтаева– 5-е изд., перераб. и доп. / Г.А.Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 16. 04. 2016).

 

Интернет источники:

 

http://www. maam. ru/detskijsad/risuem-peizazh-v-tehnike-frotazh. Html

https://infourok.ru/netradicionnie-tehniki-risovaniya-3859959.html 


 

Скачано с www.znanio.ru