Толмачева Любовь Владимировна
учитель начальных классов
высшая кв. категория
филиала МОУ «Верхнесинячихинская СОШ №3»
– Бубчиковская СОШ
Роль классного руководителя в психологической безопасности ребенка в образовательном учреждении.
«Педагог есть организатор детской жизни» (Л. Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. С этой темой я выступала на муниципальных педчтениях.
Проблемная тема: «Психологическая безопасность ребенка в образовательном учреждении»
Моя
цель как классного руководителя:
создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Основные задачи воспитательной деятельности:
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся
• формировать гражданско-патриотические качества личности
• воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
• формировать культуру психического и физического здоровья
• воспитывать позитивное отношение к себе, развивать нравственные качества личности
• воспитывать чувство уважения к родителям, семье
• воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
• воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
• формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста. Поэтому в своей работе использую игровой метод обучения и воспитания, как достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. С целью создания комфортных условий для психического и творческого развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности я выбрала игру-путешествие «Путешествие по планете Знаний». Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы.Использование игры помогает сделать жизнь детей более интересной и увлекательной.Игра увлекает даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на психологическом состоянии. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. «Путешествие по планете Знаний» позволило создать оптимальные условия для психологической безопасности ученика в классе. Включало в течение года конкурсы, позволяющие увидеть в ребенке то, о чем не было раньше известно; игры, экскурсии, которые учат, помогают узнать много нового, праздники, на которых встречались вместе родители и дети, соревнования, где определялись победители и проигравшие.
Данная игра носит развивающий и обучающий характер. С чего началась данная игра? С разработки маршрута путешествия. А это значит, были выбраны названия остановок, содержание конкурсов, соревнований, праздников. Данный маршрут путешествия разрабатывался с учетом программ воспитательной работы школы. У данной игры есть своя символика: карта путешествия, уголок экипажа, альбом визиток, песня, законы путешественников. Экипаж – класс, у каждого есть свое поручение.
Основные направления:
-Азбука нравственности.
-Школа – дом, в котором я живу.
-К вершинам спорта и здоровья.
-Как прекрасен этот мир.
-Славен трудом человек.
-Я живу в России.
-В союзе с родителями.
В маршрут путешествия входят 9 станций:
- «Здравствуй, школа!»
- «Вместе весело шагать»
- «Мы- волонтеры»
- «Моя малая Родина»
- «Новогодняя»
- «Виртуальный проект « Моя школа самая лучшая»
- «Спортивная»
- «Путешествие в книжное царство – мудрое государство»
- «Мы- за ЗОЖ!»
За каждый месячник мы с ребятами делаем творческий отчет о проделанной работе в виде презентаций, статей в газеты:
1.«Мы такие разные, но все –таки мы вместе»
2. «Мы – ребята–волонтёры»
3.«Осень золотая в гости к нам пришла…»
4.Отчет о проведении тематического месячника «Снежный ком»
5. «Месячник спортивной и оборонно – массовой работы».
6. «Весенняя капель».
7. Групповой социальный проект«Виртуальная экскурсия по любимой школе».
8 «Мы здоровью скажем : «Да!»»
9. «Мир школьных праздников»
Результат.
Ø целенаправленная совместная деятельность учеников, родителей
и классного руководителя;
Ø на практике осуществляется принципиальный подход к совместной
работе: сами планируем – сами проводим – сами анализируем;
Ø каждый член дружного коллектива может рассчитывать на
поддержку и понимание, на защиту своих прав;
Ø комфортная психологическая и творческая атмосфера, помогающая раскрыться каждому ученику;
Ø учеников, родителей, классного руководителя объединяет идея
сотрудничества и сотворчества.
Вывод:
Организуя деятельность детей, нужно создать условия хорошего психологического климата в классе, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».
Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей и моя задача как педагога и классного руководителя помочь найти этот путь.
Литература
1. Сергей Курганский: «Путешествие на планету знаний»
2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.