Роль конкурсного движения в неформальном образовании педагога
Модернизация системы образования меняет представления о современном педагоге дополнительного образования, государство и общество предъявляют к нему все более серьёзные требования. Вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". В связи с этим одной из главных задач развития системы образования остается раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности.
Как же стать таким педагогом? Как раскрыть способности каждого ребенка? Как идти в ногу с новейшими педагогическими практиками? Применять новые технологии? Где научиться, посмотреть, а, возможно, и попробовать? Конечно, можно говорить, что современный педагог не реже чем раз в три года повышает свою квалификацию, данная гарантия закреплена Федеральным законом «Об образовании в РФ» (п.2 ч.5 ст. 47 Федеральный закон № 273-ФЗ). Педагог занимается самообразованием, посещает семинары, вебинары. Это хорошо и здорово. Но я думаю, что в решении данных вопросов могут помочь конкурсы профессионального мастерства.
Конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации педагога к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество – взаимосвязанные и взаимозависимые понятия.
Участвуя в конкурсах, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы, развивают инициативу, проявляют лидерские качества. Подготовка к конкурсу является творческим процессом: педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Участие в мероприятии требует тщательной подготовки, педагог становятся исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.
Педагог – участник конкурса – видит в конкурсе ценность для себя. Он может получить желаемое (признание, известность, статус в коллективе, премию) и имеет высокий уровень притязаний. Участвуя в конкурсе, педагог демонстрирует свою состоятельность. Ощутить в себе, получив от других, и передать дальше импульс к профессиональному развитию – вот сокровенный смысл, проведения педагогических конкурсов. Может быть, это и есть то главное, что дает Конкурс каждому.
Конкурс для педагога - это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрации и оценки творческих достижений. Конкурс предполагает возможность оценить свои результаты путем сравнения своих способностей с другими. Несомненно, участие педагогов в конкурсе обеспечивает профессиональный рост и совершенствование мастерства по всем показателям деятельности педагога (демонстрация знания в области образования, знание предмета, компетентности взаимодействия с семьей обучающегося, знание нормативных документов). Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Здесь педагог может рассматривать Конкурс как неформальное образование.
Одним из ключевых моментов любого конкурса является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт: открытое занятие, мероприятие и мастер-класс. Конкурс на муниципальном уровне становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием.
Педагог‐конкурсант стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями:
- глубокое знание предмета;
- грамотное использование современных способов передачи знаний;
- коммуникативные способности;
- актерское и ораторское мастерство;
- умение достигать результата в любой ситуации, при любом условии.
Здесь задача администрации учреждения в создании методического сопровождения такого активного педагога.
Однако, не все педагоги хотят участвовать в конкурсах, повышать своё образование. В этом случае администрация сталкивается с проблемами, такими как:
- пассивность и сопротивление педагогов к участию в конкурсах;
- внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;
- отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.
Перед администрацией встают вопросы: Как привлечь педагога к участию в конкурсах? Как замотивировать педагогов на участие в конкурсах? Принимать участие в конкурсе или не принимать? Ведь не секрет, что сегодня для педагогов участие в конкурсе – дополнительные умственные, физические и психологические нагрузки, а подчас и материальные нагрузки. Еще Д.Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать. Подготовить педагога к конкурсам – это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность, которая складывается из умения находить информацию, адекватно её передавать, оценивать ее реалистичность, способность налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей. Поэтому роль администрации (а, как правило, это методист или методический отдел) и состоит в том, чтобы разглядеть отдельного педагога (команду педагогов), скоординировать взаимодействие на всех этапах, замотивировать, помочь поверить в себя, сформировать тот толчок, который станет отправной точкой к победе. В данном случае, методист при наличии специальной подготовки и опыта работы, становится наставником и первым экспертом. Но здесь очень важно соблюдать правила/принципы сопровождения педагога:
- правило диалогизации - равноправное взаимодействие участников методической работы как в плане обмена информацией, так и межличностного взаимодействия;
- правило индивидуализации - ориентация на индивидуальность педагога, на специфичность его интересов и способностей, выстраивание адекватных методов работы индивидуальным особенностям.
- правило личностной ориентации - в каждом педагоге видеть уникальную личность.
Участие в профессиональном конкурсном движении является сейчас неотъемлемой частью деятельности педагога. Конкурсы проводятся как внутри учреждения, муниципалитета, области, так и на всевозможных интернет-порталах. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении.
Признание собственных заслуг повышает тонус в коллективе – ведь помочь одерживать маленькую победу педагогу для администрации очень даже по силам. В этом случае, педагогу нельзя забывать, что участие и победа в любом конкурсе – это не только его личная победа, но и результат усилий представителей администрации учреждения, а порой и всего педагогического коллектива. Все эти факторы укрепляют отношения в коллективе, создают команду единомышленников, профессионалов своего дела. Педагог, чувствуя поддержку коллектива, уверен в себе, в нужности и важности своего дела, начинает трудиться с наибольшим желанием, применяя всё более интересные технологии и методы обучения. Повышается качество образования,. И, как следствие, учреждение становится более конкурентноспособным на рынке услуг.
Подводя итог вышесказанного, мне бы хотелось добавить, что потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников, формой неформального образования.
Список литературы
1. А.Маслоу «Мотивация и личность»
https://www.litmir.me/br/?b=145974&p=1
2. Гоглова, М.Н. Как управлять профессиональным ростом педагога / М.Н. Гоглова // Народное образование. – 2011. - № 9. – с. 146-152.
3. Дубровская, В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов / В.А. Дубровская // Вестник ТГПУ. - 2007. - Выпуск 7 (70). – С. 35-40.
4. Дуглас Мосс https://dom-knig.com/read_333379-23#
5. Немова, Н.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. - М.: Сентябрь, 2008. – 176 с.
6. Пахомова, Е.М., Дуганова, Л.П Учитель в профессиональном конкурсе: Учебнометодическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006. –168 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.