"Роль музыки в спортивной хореографии"
Оценка 4.9

"Роль музыки в спортивной хореографии"

Оценка 4.9
doc
14.04.2021
"Роль музыки в спортивной хореографии"
роль музыки на занятиях спортивной хореогаафии.doc

 

 

 

 

 «Роль музыки на занятиях в ансамбле спортивной современной хореографии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концертмейстер –

Белая Елена Михайловна

                                                                                    МОУ лицей «МОК №2»                                                                                                                                                                                                                   

                                                                               г. Джанкой    Республика Крым

                                                    

 

Спортивная современная хореография тесно связана с музыкой. Но, если музыка может восприниматься самостоятельно, то спортивная хореография не может существовать без музыки. Эти два понятия неразделимы! Музыкальное сопровождение в спортивной современной хореографии обязательно и имеет большое значение, т.к. способствует повышению эмоционального тонуса и делает этот вид танца особенно привлекательным.

Значение музыки на занятиях спортивной современной хореографии велико. Она не только помогает определить и сохранить скорость и ритм, в котором следует выполнять упражнения, а также подсказывает характер выполняемого движения. Нежная и протяжная музыка передается таким же нежным и слитным движением тела, рук, выражением лица. Энергичная и радостная передается движениями сильными и бодрыми. Когда характер музыки и характер движения одинаковы, то есть выражают одно и то же чувство, мы говорим, что это движение музыкально. Музыка всегда создает настроение, вызывает желание двигаться. Занятия с музыкой на тренировках не только более интересны, но и необходимы. Умение распределять движения под музыку не простая задача, поэтому без музыкального сопровождения на тренировках не обойтись, т.к. это еще и целенаправленное музыкальное воспитание. Давая определенные темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает детей понимать соответствие между характером музыки и характером движения.

Музыка играет огромную роль в спортивной современной хореографии  и выполняет ряд специальных функций:

- благодаря музыке современная хореография является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий учащиеся знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма, структуры метра и такта, формы и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный и музыкальный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;

- музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;

- музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психологические нагрузки, повышается работоспособность.

- при создании композиций индивидуальных и групповых упражнений первостепенное значение приобретает выбор музыкального произведения. Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности ребенка, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения. Воздействие музыки на движение велико и известно уже давно. Влияние ее тем сильнее, чем интенсивнее танцоры погружаются в музыку, могут ее воспринимать и ею вдохновляться. Оно зависит от умения слушать музыку, понимать и воплощать ее в движениях.

Музыкальное сопровождение занятий развивает музыкальный слух, чувство ритма, учит согласовывать движения с музыкой и в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Музыка на занятиях должна быть простой, доступной и выразительной. На занятиях я использую два метода музыкального сопровождения: импровизированный и программный.

 Импровизированный метод требует от концертмейстера умения по ходу занятия находить нужный аккомпанемент, импровизируя в зависимости от характера движений. Программный метод предусматривает предварительный подбор музыкальных произведений для различных движений. Оба метода не исключают друг друга.

Для музыкального сопровождения учебно-тренировочных занятий я использую классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современную музыку, исполненную на музыкальном инструменте или в записи под магнитофон.

Говоря о музыке и современной хореографии, нельзя не упомянуть о связи между упражнениями и средствами музыкальной выразительности. Для правильного согласования движений со средствами музыкальной выразительности я систематически развиваю у воспитанниц на занятиях музыкальный слух, обучаю их средствам музыкальной выразительности и умении их различать. Лишь при этом условии воспитанники смогут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями. Увеличивая напряжение мышц на громкое звучание (f), уменьшая на тихое (p), ускоряя и замедляя движения соответственно темпу музыки, воспитанники приобретают умение тонко регулировать силу и скорость своих движений. В результате у них формируются условно - рефлекторные связи между музыкой и движением, что помогает его совершенствовать.

Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс их, передающий содержание произведения в целом. Например, когда руководитель дает задание на изменение силы движения, я подбираю такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа.

Мелодия составляет основу музыки, и в ней, в первую очередь, выражен замысел композитора. Она помогает запомнить музыку, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, воспитанники могут повторить его и без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить последовательность движений на основе сформировавшихся условно – рефлекторных связей между движением и музыкой. Мелодия как бы подсказывает характер движения, форму и последовательность элементов.

Каждое музыкальное произведение исполняется в определенном темпе, с той или иной скоростью. Чаще всего встречаются темпы: adagio – медленно, andante – умеренно, allegro – быстро. Для овладения различными темпами руководитель дает воспитанникам специальные задания. Я подбираю музыкальное произведение, а воспитанники, прослушав его, определяют и называют темп, и затем выполняют движения с соответствующей скоростью. В дальнейшем это умение закрепляется и совершенствуется при выполнении всех упражнений.

Музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски прыжков, поворотов, равновесий и поз. Характер и композиция упражнений спортивной современной хореографии находится в прямой зависимости от всех деталей музыкального произведения. Вот в этом и заключается сложность подбора музыки для индивидуальных и групповых упражнений.

Говоря о роли музыки в спортивной хореографии, нельзя не сказать о значении концертмейстера на занятиях по хореографии и на тренировках. При подготовке к проведению занятий с музыкальным сопровождением, будь то непосредственно инструментальная музыка или магнитофонная запись, преподаватель или хореограф нуждаются в квалифицированном музыкальном руководстве. Эта помощь должна заключаться в поисках гармонии между музыкой и физическими упражнениями.Хореограф должен получать существенную помощь от концертмейстера. Посредством музыкального сопровождения он должен не только помогать им организовывать внимание воспитанниц, но и воспитывать у них музыкальный слух и вкус. От концертмейстера в значительной мере зависит и отношение воспитанниц к выполняемому упражнению.

В компетентность концертмейстера входят воспитательные, педагогические и образовательные задачи, так как он выполняет функции музыкального педагога. Эти функции выполняются успешно, когда концертмейстер знаком со спецификой спортивной современной хореографии. Он должен знать терминологию упражнений, азы хореографии и методы преподавания различных движений.

Концертмейстер должен иметь хорошую музыкальную память и уметь качественно исполнять большое количество разнообразных музыкальных произведений и отрывков по памяти, без нот, а также хорошо читать с листа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. М., «Физкультура и спорт», 1982.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., «Искусство» Ленинградское отделение, 1980.

3. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. Л., «Искусство» Ленинградское отделение, 1981.

4. Киселева А..Н. Методическая разработка на тему: «Связь между упражнениями и средствами музыкальной выразительности», 2000.


Скачано с www.znanio.ru

Роль музыки на занятиях в ансамбле спортивной современной хореографии »

Роль музыки на занятиях в ансамбле спортивной современной хореографии »

Спортивная современная хореография тесно связана с музыкой

Спортивная современная хореография тесно связана с музыкой

Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности ребенка, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения

Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности ребенка, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения

Мелодия составляет основу музыки, и в ней, в первую очередь, выражен замысел композитора

Мелодия составляет основу музыки, и в ней, в первую очередь, выражен замысел композитора

Он должен знать терминологию упражнений, азы хореографии и методы преподавания различных движений

Он должен знать терминологию упражнений, азы хореографии и методы преподавания различных движений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021