Роль обращений в раскрытии образа Нахалёнка
Оценка 4.9

Роль обращений в раскрытии образа Нахалёнка

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
4 кл—5 кл
03.11.2023
Роль обращений в раскрытии образа Нахалёнка
Выступление ученика 5класса на НОУ с исследовательской работой по литературе
Роль обращений.doc

 

Районная  научно-практическая конференции учащихся

«Казачьи судьбы о доблести, чести и славе»

 

Номинация:≪Литературная страничка≫

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

Роль обращений в раскрытии

образа Нахалёнка

(по рассказу  М.А. Шолохова «Нахалёнок»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Содержание

 

Введение

1. Моё открытие рассказа «Нахаленок».

2. Роль обращений в раскрытии образа мальчика.

3. Обращения создают необычный  мир героя.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Я познакомился с книгой Михаила Александровича Шолохова «Донские рассказы». Больше всего меня заинтересовал рассказ «Нахаленок».

Актуальность работы вижу в интересе к жизни детей, проживающих на Дону во времена, когда устанавливалась новая жизнь для народа.

 Цель моей  работы: познакомиться с особенностью языка рассказа  М. А.Шолохова «Нахаленок», а именно рассмотреть роль обращений в тексте; создать презентацию, чтобы рекомендовать рассказ писателя для чтения моим одноклассникам.

  Поставлены следующие задачи:

 - познакомиться с биографией М.А.Шолохова;

-  прочитать произведения, в которых звучит тема детства; 

-  познакомиться с иллюстрациями, помещенными в прочитанных произведениях;

В работе использовался исследовательский метод.

Я выдвинул гипотезу: тема детства в произведениях Шолохова  - свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к детям. Так ли это?

Меня привлекают те, кто способен на подвиг. Именно таким показался Мишка -главный персонаж рассказа. Я обратил внимание на то, как обращались к мальчику. Моя заинтересованность и вызвала интерес к теме.

О своем  рассказе Михаил Александрович Шолохов говорил, что это «отчасти автобиографический рассказ». В раннем детстве писатель и сам пережил  ощущение «незаконности» своего положения. За строчками биографии автора «Нахаленка» стоит трудное детство, сложность, а порой и жестокость первых детских впечатлений. В «Нахаленке» перед читателем предстает семилетний шустрый мальчуган. Все в его жизни, казалось бы, хорошо.  Есть семья:  мамка, дед, отец вернулся со службы, и еда на столе есть, вот только соседские ребята не дают покоя герою. Прозвали они Мишку нахаленком. Нахаленок – мальчишка, которого знают все в округе, с примечательной внешностью и с энергичным, неугомонным характером. С большой любовью и очень подробно Михаил Александрович описывает своего семилетнего героя. Я обратил внимание на слова, которыми называют Мишку окружающие его люди. Примечательно, что именно через обращение к мальчику можно представить не только его самого, но и тех, с кем ему приходится общаться, среди кого он жил. В своей работе я решил проанализировать, а как же на протяжении всего рассказа герои обращаются в Мишке. Читая рассказ, я увидел, что уже по этим обращениям можно очень точно представить себе главного героя.

         В тексте произведения мы встречаем  различные обращения к Мишке: мое потомство; большевик; пистолет; сынушка; голубь мой; сукин кот; постреленыш; дуралей; поганец; короста липучая; непоседа; мой любонький; Мишка; сынок; Минька; малыш; полуношник; сорванец; коммуненок; внучек; неугомонный; деточка; малец; шпаненок; окаянный; мой родный; сыночек; коммунячий недоносок; сто чертов твоей матери; лихоманец вредный; Миша; варнак; нахаленок; Минюшка; Михайло Фомич.

 Думаю, что этому способствовало и портретное описание героя. Шолохов так описывает мальчика «Мишка собой щуплый, волосы у него  с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогий Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Для семьи он разный. Но вот жители деревни относятся к Миньке по-другому. И связано это с отцом, которого в деревне называют «коммунягой». Именно поэтому Мишка – «коммунячий сын». Часто мальчишки в след ему кричали: «Эй, ты, коммуненнок! Коммунячев недоносок, оглянись!»

         Анализируя эти обращения, мы можем увидеть, что все они абсолютно разные, но все пронизаны невероятной чувством теплоты и любви к главному герою, именно поэтому практически все обращения содержат уменьшительно-ласкательные суффиксы.Есть только одно обращение с ярко выраженной отрицательной окраской коммунячий недоносок. Именно так обращаются к Мишке соседские мальчишки. Среди данных обращений пять являются производными от имени героя: Минька, Мишка, Минюшка, Михайло Фомич, Миша. Так называет Нахаленка его семья. И несмотря на то, что часто Мишка проказничает, озорничает, злит деда, не могут они грубо обратиться к нему, так как очень любят, могут только очень официально Михайло Фомич. И Нахаленку этого достаточно, чтобы понять, что дед злится на него.

         Однако за проказы члены семьи называют Мишку не только по имени отчеству. На страницах романа мы встречаем множество интересных обращений: пистолет, короста липучая, сто чертов твоей матери, сукин кот.

         Три обращения, также пронизанных любовью, указывают на родственные отношения и являются производными от слова сын: сыночек, сынок, сынушка. Все эти слова имеют уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ок-, -ушк-, -очек-. На родственные отношения указывает и обращение внучек.

         Три обращения: малец, малыш, деточка - указывают на возраст главного героя.

         О характере героя, о том, что с ним постоянно что-то случалось, что он не мог усидеть на одном месте, мы узнаем из обращений нахаленок, шпаненок, неугомонный, непоседа, сорванец, постреленыш.

         Несколько обращений построено по одной модели: местоимение МОЙ + прилагательное или существительное: мое потомство, мой любонький, голубь мой.

         Таким образом, Нахаленок – маленький мальчишка, которого очень любят родные. Он постоянно попадает в какие-нибудь забавные ситуации,

ему интересно все, что происходит вокруг него. Мишку не любят соседские мальчишки из-за того, что он является сыном коммуниста.

         Но о герое можно узнать и по его речи, по тому, как он обращается к своей семье. Очень любит Нахаленок свою небольшую семью.

         Деда он слушает, но побаивается. И несмотря на то, что дед его часто наказывает, Нахаленок не говорит ему ни одного грубого слова, не думает про него ничего плохого. Он называет его дедулей, дедушкой, дедунюшкой. «Мишка деду всегда готов услужить».

         Мать он тоже любит, но практически не слушает ее, так как знает, что она его слишком  любит, чтобы наказывать. Его обращения к матери  тоже очень ласковы: мамка, маменька, мама.

Отец для Мишки был идеалом, поэтому Нахаленок хотел быть похожим на своего отца. Когда отец возвращается домой, Мишка смотрит на него с опаской. Он и называл его сначала

большим солдатом, чужим человеком. Отец был ему незнаком. Но впоследствии, когда отец начинает рассказывать Мишке про войну, завораживая его тем самым, он ближе узнает его, гордится им, защищает его перед соседскими ребятишками. И эти истории помогают Мишке забыть о неприятной ссоре, случившейся с соседскими ребятами. И уже он мучается не от порезов и ссадин, а от нетерпения. Для него отцовские истории – самое долгожданное событие. И за одну ночь он узнает гораздо больше, чем за все свои семь лет. Он называет его батянькой, батей, миленьким, батянюшкой.

         На мой взгляд, самым запоминающимся моментом в рассказе является эпизод, в котором соседские ребята начинают задевать Мишку, обзывают его, царапают. В этот момент действительно можно понять, как относились к Нахаленку окружающие его люди. Сразу становится понятно, как соседи относятся к Мишке и его семье. Но Шолохов не оставляет героя в беде.

Мишке помогает природа, которая начинает его утешать, будто бы любящая мать, которая не хочет видеть слезы своего дитя.

Вывод

Писатель М.Шолохов посредством обращений рисует глубокий и запоминающийся образ маленького мальчика, который рано повзрослел и понял своё назначение в этой жизни. Ведь его идеалом был отец, которого так рано не стало. Я пришел к выводу, что через  слова-обращения семья показывала безграничную любовь к Мишке, а враги ненавидели и , может быть, боялись. Бесспорно, Нахаленок геройски вел себя во всех ситуациях.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список используемой литературы

 

  1. Диброва Е.И. Словарь языка Шолохова. М., 2005
  2. Есин А.Б.  Принципы и приемы анализа литературного произведения М., 2005
  3. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. С.-П. 2000
  4. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1995

 

 

 

 


Районная научно-практическая конференции учащихся «Казачьи судьбы о доблести, чести и славе»

Районная научно-практическая конференции учащихся «Казачьи судьбы о доблести, чести и славе»

Содержание Введение 1. Моё открытие рассказа «Нахаленок»

Содержание Введение 1. Моё открытие рассказа «Нахаленок»

Введение Я познакомился с книгой

Введение Я познакомился с книгой

Думаю, что этому способствовало и портретное описание героя

Думаю, что этому способствовало и портретное описание героя

Он называет его дедулей, дедушкой, дедунюшкой

Он называет его дедулей, дедушкой, дедунюшкой

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2023