Роль семьи в развитии слабовидящего ребенка
Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития. Многие дефектологи подчеркивают, что при воспитании и обучении детей, обладающих каким-либо недостатком, прежде всего нужно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ибо сохранные позитивные качества ребенка важнее его физического или сенсорного недостатка. Он обладает теми же особенностями, что и его сверстники, у него такие же интересы, желания, потребности, как и у них. Не следует им проходить мимо этого, не заглушать эти естественные проявления и стремления. Нужно всегда иметь в виду, что каким бы нарушением ребенок не обладал, он прежде всего ребенок со всеми присущими его возрасту особенностями, а потом уже слабовидящий, или слабослышащий, или обладающий каким-то другим недостатком. И в его воспитании родители должны прежде всего руководствоваться теми рациональными требованиями, какие предъявляют в данном возрасте всем детям. Они должны, насколько это возможно, научить слепого ребенка делать, понимать и знать то, что в этом возрасте является достоянием детей с нормальным зрением. Прежде всего, очень важно воспитать в детях самостоятельность, умение себя обслуживать; необходимо привить им навыки культурного поведения и способствовать их общему развитию. При достаточной стимуляции и правильном воспитании слабовидящий может в процессе своего развития во многом приближаться или соответствовать нормально видящим детям. Он может в том же возрасте, как и все дети, начать ходить, говорить, проявлять интерес к окружающему. От него можно и следует требовать выполнения нужных правил поведения, не делая никакой скидки на его нарушение.
А.Г.Литвак отмечает что нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается. Так, даже у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы. [3]
Н.Б. Лурье отмечает: большую помощь семья может оказать ребенку в его общем интеллектуальном развитии. Слабовидящий – это зрячий ребенок. Зрение служит ему так же, как и всем людям: он ориентируется с помощью зрения, читает плоскопечатный шрифт, рассматривает картинки; зрение он использует в учебе, труде, развлечениях. Однако неполноценная способность видеть во многом его лимитирует. Прежде всего, он получает значительно меньше сведений об окружающем, поступающих к нам через зрительный анализатор, чем дети с нормальным зрением; в обычных условиях он видит значительно меньше объектов и явлений, чем они. Его обозрение отдаленных предметов смутное, нечеткое, он воспринимает их общие контуры, не различает деталей. Гуляя по лесу или находясь в саду, он не видит кроны деревьев, не различает формы отдельных листьев, не увидит сидящую на ветке птицу, а лишь услышит издаваемые ею звуки. В траве показалась лягушка, она запрыгала у самых его ног, но ребенок этого даже не заметил. В поле пролетела стрекоза, бабочка села на цветок – все это осталось вне обозрения слабовидящего. Он не увидит плывущего вдали парохода, летящего даже на небольшой высоте самолета, не увидит проехавшую на расстоянии машину или пробежавшую собаку. Проходя по городским улицам, ребенок с нарушенным зрением не может наблюдать работу снегоочистительной машины, не различает, как из специального шланга моют дом. Только смутно, малодифференцированно он видит оформление картины. Его непосредственному восприятию недоступно огромное количество явлений внешнего мира. Он не может непосредственно наблюдать многообразие красок вокруг него, не видит в достаточной мере движения транспорта, людей, животных, не замечает изменений в природе. Но он может видеть отдельные предметы, если они находятся на близком от него расстоянии, когда он подходит к ним вплотную, берет их в руки. Он может видеть то, что ему показывают, наблюдать за тем, на что обращено его внимание. [4]
Очень помогает расширению кругозора ребенка с нарушенным зрением посещение различных культурных учреждений: музеев, театров, зоопарков, ботанического сада; нужно, чтобы он побывал в разных магазинах; летом в деревне он может осмотреть домашних птиц и животных. Ребенок должен знать лес, поле, сад. Нужно помнить, что слабовидящий во время прогулок не увидит того, что свободно обозревают другие дети. Он не узнает сам, без помощи взрослых, о том, что широко раскрывается взору зрячего в лесу, в саду, на улицах города, в музеях и т.д. ребенку с нарушенным зрением надо показывать разные объекты, обращать его внимание на происходящее вокруг. Все зрительные впечатления, получаемые ребенком, должны быть им хорошо усвоены. Для этого родителям рекомендуется беседовать с ним о том, что он видел, что его окружает, по поводу прочитанных ему (или им самим) книг. В процессе беседы выявляется, что он плохо понимает, неправильно представляет. И в этом взрослые могут помочь ему разобраться, они разъясняют многое такое, что ему трудно постичь из-за имеющегося у него нарушения.
Очень важно уделить особое внимание физическому развитию ребенка. Так же, как и все другие дети, он может научиться плавать, кататься на лыжах, играть в различные спортивные игры. В семейном воспитании важно учитывать возможности и способности данного ребенка. На основании этого можно предъявлять ему определенные, посильные для него требования, а также обогащать круг его понятий и представлений в объеме для него доступном. Это позволит также правильно организовать для него занятия спортом и другими видами физических упражнений, необходимых для детей с неполноценным зрением.
В.А. Феоксистова дает несколько советов родителям, которые мог бы дать слепой или слабовидящий ребенок, если бы его спросили:
1. Я нуждаюсь в большей помощи, чем другие дети. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие дети просто перенимают, глядя на родителей. Меня необходимо учить пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния.
2. Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом.
3. Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-то неожиданное, так как я, не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне.
4. Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы играете со мной, так как я не вижу вашей улыбки.
5. Объясните, пожалуйста, то, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь.
6. Расскажите мне, что значат пугающие шумы, и, пожалуйста, держите меня за руку при этом, чтобы вселить в меня уверенность.
7. Рассказывайте мне, что вы делаете, и что происходит вокруг меня. Радио ─ хорошая вещь, но с вами не сравнить.
8. Я могу узнать людей, только находясь вместе с ними, слыша их и «помогая» им.
9. Давайте мне игрушки, сделанные из дерева, шерсти и металла, а не только из пластика. Привязывайте их к кроватке, чтобы я не потерял их. Мне больше нравится играть с жесткими игрушками, которые можно жевать, но не очень маленькими, чтобы я не мог проглотить их.
10. Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издает приятные звуки и т. д.
11. Мне нужно играть не только игрушками, но и настоящими вещами, так как это вещи, которые я должен понять. Возможно, они мне понравятся больше, чем другие игрушки. [1]
Дети, которым в семье уделяют много внимания, умственному и физическому развитию которых способствует правильное воспитание, легче преодолевают стоящие на их пути трудности и препятствия. Они хорошо успевают в школе и довольно легко контактируют с окружающими. В школе слабовидящих немало таких примеров.
Лена С. Учится в 1 классе школы слабовидящих. У нее тяжелое расстройство зрения: афакия обоих глаз (удалены хрусталики). Острота зрения – 0,2; поле зрения сужено.
Лена хорошо учится, по всем предметам почти всегда получает «5». Круг ее сведений достаточно обширен для ребенка е возраста. Она сама читает детскую литературу. Кроме того, ей много читают родители. С 6-ти лет девочка пользуется книгами из библиотеки: родители подбирают для нее литературу с четким, крупным шрифтом. Она любит читать, несмотря на то, что это для нее не очень легко. Девочка низко склоняется к книге; т.к. у нее сужено поле зрения иона не может схватить взором строку, ей приходится поворачивать голову, чтобы перевести взор с одной строки на другую. Несмотря на это, она уже достаточно овладела навыком и читает, хотя медленно, но свободно. У Лены музыкальные способности. Родители думают о ее будущем: может быть музыка впоследствии станет ее специальностью. Они стремятся развивать ее природные способности: Лена посещает концерты, она учится в музыкальной школе игре на пианино. Мать обводит для нее ноты, это дает возможность девочке читать их.
Родители заботятся и о физическом развитии дочери. Зимой почти каждое воскресенье отец отправляется с ней кататься на лыжах. Лето она проводит на даче – купается, плавает, играет в доступные ей игры. Девочка свободно и уверенно чувствует себя в коллективе детей, хорошо контактирует со взрослыми.
Другой случай также показывает важность семейного воспитания для полноценного развития слабовидящего ребенка. Саша Л. Учится в 1 классе. У него плохое зрение: врожденная колобома радужки, поле зрения сужено до 20-30 градусов; острота зрения правого глаза – 0,1, левого – 0,06.
Мальчик развитой, хорошо учится. Родители уделяют ему много внимания. Они хотят дать ему как можно больше знаний, расширить круг его представлений, познакомить с тем, что ему, слабовидящему, трудно увидеть и узнать. Дома – большая детская библиотека. Отец подбирает для него книги с крупным, ясным шрифтом и занимательным содержанием. Эти книги Саша понемногу читает сам. Кроме того, родители читают ему вслух, беседуют о прочитанном. Мальчик просматривает в кино некоторые детские фильмы с интересным сюжетом. Чтобы облегчить мальчику восприятие фильма, его предварительно знакомят с его содержанием.
Кроме того, для него подбирают детские телевизионные передачи. По программе отец намечает, какие фильмы и постановки следует посмотреть его сыну. Все это имеет большое значение для развития слабовидящего мальчика. Он видит на экране кино и телевизора жизнь в движении, в динамике, т.е. то, что ему малодоступно в реальной жизни. На экране перед ним раскрывается природа, он видит повадки животных, видит катающихся с гор лыжников, пролетающие самолеты, видит скрипача, водящего смычком по инструменту и многое другое. В отличие от многих других слабовидящих детей, имеющих лучшее, чем он зрение, Саша может воспроизвести многие движения – показать, какие движения совершаются при том или ином виде деятельности – как пилят, играют на балалайке и др. [8]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание слабовидящего ребенка намного труднее, кропотливее и эмоциональнее, чем воспитание ребенка с нормальным зрением. Семьи, имеющие ребенка с неполноценным зрением, сталкиваются с огромным количеством препятствий, однако, из приведенных выше примеров можно сделать вывод о том, что даже такой сильный дефект как слабовидение отступает, если ребенка окружает заботливая и любящая семья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.