Роль семьи в воспитании детей

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль семьи в воспитании детей.doc

 «Роль семьи  в воспитании  детей»

 

 

Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все  труднее воспитывать детей. Именно дети, которые  наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире. Мы сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Нравственное воспитание это – систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям.

Образец жизни, образец общения, отношения к миру - это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка - в безопасности, в общении, в любви.

        Кто  воспитывает наших детей? Разумеется, прежде  всего мы сами, родители. На первых порах эта роль принадлежит нам всецело, позже мы делим ее с разнообразными общественными институтами, однако пока ребенок не повзрослеет, наша роль остается главной и  решающей.

Каким человеком станет беспомощный комочек плоти, появившийся на свет без разума и воли, зависит от того, каким его воспитают родители, какое педагогическое влияние они на него окажут, в какой семейной атмосфере будет проходить социализация.     Всякая настоящая семья основывается на любви и дает человеку счастье. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и семейных сцен, есть настоящий рассадник больных характеров. Она подобна тем больным растениям, которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду.

     Дети все перенимают и всему подражают,  глубоко чувствуя жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за старшими наподобие неутомимых следопытов. Чем крепче и счастливее  родительская семья, тем больше ребенок возьмет с собой из нее в свою взрослую жизнь.  

  «Родитель» - это профессия, и, пожалуй, одна из самых сложных на земле. Ведь быть матерью, отцом – это не значит накормить, постирать, помочь решить задачу. Надо правильно воспитать ребенка.

     Рецептов в деле воспитания нет и быть не может, но есть правильная линия поведения – это курс на взаимопонимание между родителями и детьми. Это основа основ воспитания. Родители должны понимать своих детей, найти путь в их сложный внутренний мир, чтобы сохранить  доверие, авторитет, уважение.

 В основе  любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра  и терпелива. Недостаточно только родить ребенка,  подарить ему физическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

 Основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с  любовью.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желание понять и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться не  навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло,  не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской любви. В семье закладываются основы человеческой личности. На всех родителях лежит обязанность развивать детей физически, умственно и духовно.

 Целью каждого родителя должно стать формирование у ребенка уравновешенного, гармоничного характера. Это большая и очень важная работа, требующая глубокого размышления, молитв, а также терпения и настойчивых усилий. В ходе ее необходимо заложить правильное основание, воздвигнуть крепкий и прочный каркас. Ежедневно должна совершаться работа созидания и совершенствования.

Существует удивительно справедливая пословица: «Если надломлена ветка, то искривится все дерево». Данные слова относятся к воспитанию наших детей как святой обязанности. За этими юными деревцами следует бережно ухаживать, чтобы их можно было пересадить в сад Господень.

        Именно в семье зарождаются основы общения  ребенка с окружающим людьми, формируется характер, закрепляются правила поведения. Современные исследования показывают, что у работающих родителей на воспитание детей ежедневно остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители тратят   их на проверку уроков или чтение нотаций.     Многочисленные советы по воспитанию детей можно свести к основным понятиям, без которых педагогика не мыслима:

Личный пример «Делай как я!»

Педагогическая атмосфера, т. е. совокупность взаимоотношений в семье, школе, на улице (жизненный уклад)

Взаимопонимание в семье, единство требований.

 Все мы матери или будущие матери, и нам небезразлична жизнь, здоровье, благополучие  наших детей, то в каком обществе будет складываться их судьба, их будущее.

Листая страницы истории, убеждаемся, что в народной педагогике никогда не отводилось специального времени на воспитание в семье. Во  все  времена воспитывали образом жизни, образом мысли.

        Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок  рос  черствым  и грубым. Безусловно, мы все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих детей в неблагодарности, а у детей эти слова вызывают лишь агрессию.

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал  известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью.

Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой         дом, самого себя.  Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих  в своих поступках безоговорочную любовь.

 

Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они ее получают, они же ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).

 

Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и,  чего  они могут ожидать и требовать от своего ребенка.  Сначала используйте все доступные вами меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше никогда, если вы хотите, чтобы ребенок  вас любил и уважал) прибегать к наказаниям.

        Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают  у ребенка вседозволенность.

Вспомните, как вы встречаете ребенка из школы. Скорее всего, мы задаем ему вопрос: «Какие оценки принес?» или « Двоек не нахватал?», а если задать более  нейтральные,   не оскорбительные вопросы типа «Как прошел день?», « Что хорошего в школе?». Эти вопросы позволяют самим детям определять, что рассказать нам, не прибегая к уловкам и лжи. Кстати сказать, 50% детской лжи, связанной с оценками, объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей. Представьте, дети лгут, терпят наказание, оберегая нас, родителей.

        Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений и  чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в вашем доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании ребенка все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если  родители поддерживают друг друга, радуются  и  огорчаются   друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.

        Говоря с детьми, мы говорим о себе и о своем, о том, что  по нашему мнению хорошо, а что плохо. Причем мы это делаем с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому, какой мы ожидаем. А если зайти с другой стороны? Поговорить с  детьми на равных, дать понять, что мы их любим и уважаем их мнение.

Помните, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Измените себя  к  лучшему,  ведь вы сами, вероятно, иногда подаете плохой пример. Подавайте же детям добрый пример! Эту истину знают все, но  почему – то предпочитают ее забывать.

Уважайте  в своем ребенке личность, постарайтесь привить любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.