Конструкт родительского собрания
ПМ. 03 Классное руководство
студентки группы 36
Медведевой Марии Фёдоровны, Лукояновой Валерии Юрьевны
Дата: 01.11.2019 г.
Класс: 4 «А».
Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей детей»
Форма проведения: этический диалог
Цель: создание условий для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье.
Задачи:
· обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;
· провести практическую работу по решению проблемных ситуаций;
· формировать культуру общения родителей и детей.
Ход родительского собрания
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Планируемый результат |
1. Вступительная часть (вводная) Задача: оглашение повестки дня собрания, цели и задач собрания, актуальность данной темы. |
- Здравствуйте, уважаемые родители! Перед тем как Вы сядете, я прошу Вас выбрать тот круг, который вам понравится больше всех. (Вытягивают круг). Большое спасибо. Я прошу Вас сесть за тот стол, где находится карточка точно такого же цвета, как ваши круги (Рассаживаются по местам). Я рада Вас всех видеть. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. - Проблема воспитания нравственной личности актуальна во все времена. От того насколько нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. - Обратимся к статистике: (Слайд 1) · влияние улицы – 10%. · влияние школы – 20% · СМИ – 30% · семья – 40%. - Только вдумайтесь в эти статистические данные, почти ½ в воспитании нравственности семья играет главную роль! Итак, в настоящее время возросла роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка. Вот что отвечали мне дети на вопрос, что значит для вас семья: «Семья — самое главное в жизни для каждого из нас», «Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья», «В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению». Воспитательный процесс, а тем более внесение в него коррекции, лучше начать с анализа. - Тема нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке. Тема нашего собрания – «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей детей» - Эпиграфом к теме нашего собрания являются слова Эриха Фрома: (Слайд2) «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» |
Выход на проблему |
2. Основная часть Задача: построение логической цепочки развития мысли. Осмысление собственной личности, своего опыта. Стимулирование деятельности, положительная оценка ее, создание ситуации успеха. Последовательные, углубляющие проблему вопросы («Почему?», «как вы думаете?» и т. д.); практические задания. |
- Мы часто слышим слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. А как Вы понимаете значение слова «нравственность» (Нравственность – это все хорошие качества человека, которые должны быть у каждого). Большое спасибо за ответы. Вот, что сказано в толковом словаре, под редакцией С. И. Ожегова: (Слайд 3) «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определённые этими качествами» - Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным, честность и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. - Как вы считаете, актуальна ли такая тема в наше время? (Отвечают) - Актуальность темы на сегодняшний день в нашем обществе стоит очень остро, именно поэтому мы с вами заинтересованы в успешном воспитании наших детей. Растущее поколение растеряло ценности нравственного воспитания, с трудом понимая и разбирая жизненные ситуации. |
Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. |
2.1 |
Работа в группах - Сейчас я вам предлагаю написать на листке то качество характера, которое, по вашему мнению, более всего вредит вашему ребенку: равнодушие, жестокость, лень, черствость, эгоизм, нерешительность, малодушие, … - А какие качества помогают ему в жизни ? - Скажите, какое качество каждый из вас выделил? - Итак, наша задача оградить ребенка от нежелательных качеств и воспитать духовность. Доброта, отзывчивость, милосердие - вот основа высокой духовности. Сочувствие и готовности творить добро – первое, что мы должны воспитывать в ребенке. - Я предлагаю вам вернуться в ваше детство и вспомнить: · Кто преподал вам первые уроки доброты? · Приходилось ли вам сталкиваться с появлением жестокости? (Родители высказывают мнения). · Кто помогал преодолеть жестокость? Вывод: очень важно воспитывать в детях милосердие, но надо это делать с опорой на их жизненный опыт, чувства, используя при этом соответствующую ситуацию, когда ребенок ощущает переживания другого и отвечает на него собственными переживаниями, чувства не навязываются, а пробуждаются, не искусственно, а искренне. Важно помнить: доброта воспитывается добротой и любовью. |
Представление статистических данных.
|
2.2 Проблемные ситуации. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций |
- Не для кого не секрет, что поведение детей – зеркало отношений в семье и зеркало поведения родителей как мы с сами реагируем на те ситуации, которые возникают в процессе семейного воспитания. - Я предлагаю проанализировать несколько ситуаций. У каждой группы на столах лежат ситуации, которые вам необходимо обсудить и ответить на вопросы. На обсуждение у вас 6 минут. (Приложение1) Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы? Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия? Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите? Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите? Ситуация 6. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации? Слово родителям - Прошу выбрать одного представителя из каждой группы, для того чтобы озвучить варианты решения ситуации. (Родители рассказывают о возможных путях решения проблемной ситуации). - Теперь я предлагаю подумать, какие качества проявляли мы в этих ситуациях всегда ли мы сами проявляем доброту отзывчивость милосердие понимание к нашим детям. Понимание и принятие ребенка не означает отсутствие требования со стороны родителей, мы можем предъявлять требования: совет, намек, поручение и контролировать выполнение данного требования, что не позволит ребенку понять что ему все дозволено. - Нам приятно общаться с людьми, у которых развиты нравственные качества и, конечно же, с жестокими и безнравственными людьми всем неприятно иметь дело. Страшным проявлением безнравственности является жестокость. (Слайд6) · Иногда жестокость выступает средством достижения какой-нибудь цели. (отнять что-либо). · Способ самоутвердиться среди сверстников. · Неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, хамство, оскорбление и крики. КУЛЬМИНАЦИЯ - Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок и ограничен. Отсюда появляется необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. - Как вы думаете, какая задача стоит перед нами, родителями? (Высказывают мнения) Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубые и жестокие поступки, чаще включать в общение доброе слово и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и конечно родителям необходимо более внимательно относится к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми. - Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок это подсолнух – поворачивается к добру как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе. - Уважаемые родители, как вы думаете, можем ли мы способствовать формированию и развитию нравственности детей? - Есть ли у вас предположения, зачем родителям нужно развивать такое ценное качество у детей, как нравственность? - Мне бы сейчас хотелось представить Вам памятку, в которой представлены правила для родителей по воспитанию нравственности. - Я предлагаю вам создать памятку для родителей, которая поможет выполнять правила воспитания нравственности у детей. - Как вы думаете, что должно стать решением родительского собрания? (необходимо выполнять правила) - Действительно, решением родительского собрания является принятие к сведению правил воспитания нравственных ценностей у детей в семье
Памятка для родителей · Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим. · Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. · Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. · Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка. · Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка. · Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка. · Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! (Приложение2) |
Разбор ситуаций. Решение проблем. |
3. Заключительная часть. Рефлексия Задача: подвести итоги родительского собрания. |
- У каждого человека, будь он взрослый или ребенок, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Предлагаю и нам сейчас немного помечтать. Представим, что наши дети заканчивают школу. Символом их юной жизни будет молодое деревце (На доске представлено дерево без листьев). - Каким вы хотите видеть своего ребенка? - Какие нравственные качества у него будут сформированы? - Вы обратили внимание, что на этом дереве совершенно нет листьев. У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на ветки деревца. (Доброта, целеустремленность, отзывчивость, непреклонность, сострадание, дружелюбие, уверенность, хозяйственность, великодушие, решительность, чуткость, настойчивость, милосердие.) (Родители выполняют задание, приклеивают на дерево свои листья с пожеланиями). - Посмотрите, какими красивым стало наше деревце. Для того чтобы будущее было счастливым, надо очень постараться. - Родительство – ответственный труд. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается не книга, не картина, а новый человек. - Сегодня наша встреча подошла к концу. Хотелось бы верить, что наша встреча была полезной. - Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания. |
Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.