Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей
Оценка 4.8

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
1 кл—4 кл
26.12.2019
Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей
родительское собрание.docx

Конструкт родительского собрания

ПМ. 03 Классное руководство

студентки группы 36

Медведевой Марии Фёдоровны, Лукояновой Валерии Юрьевны

Дата: 01.11.2019 г.

Класс: 4 «А».

Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей детей»

Форма проведения: этический диалог

Цель: создание условий для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье.

Задачи:

·         обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;

·         провести практическую работу по решению проблемных ситуаций;

·         формировать культуру общения родителей и детей.

Ход родительского собрания

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Планируемый результат

1.      Вступительная часть (вводная)

Задача: оглашение повестки дня собрания, цели и задач собрания, актуальность данной темы.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Перед тем как Вы сядете, я прошу Вас выбрать тот круг, который вам понравится больше всех. (Вытягивают круг). Большое спасибо. Я прошу Вас сесть за тот стол, где находится карточка точно такого же цвета, как ваши круги (Рассаживаются по местам). Я рада Вас всех видеть. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

- Проблема воспитания нравственной личности актуальна во все времена. От того насколько нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье  общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль.

- Обратимся к статистике: (Слайд 1)

·         влияние улицы – 10%.

·         влияние школы – 20%

·         СМИ – 30%

·         семья – 40%.

- Только вдумайтесь в эти статистические данные, почти ½   в воспитании нравственности семья играет главную роль! Итак, в настоящее время возросла роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка. Вот что отвечали мне дети на вопрос, что значит для вас семья: «Семья — самое главное в жизни для каждого из нас», «Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья», «В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению». Воспитательный процесс, а тем более внесение в него коррекции, лучше начать с анализа.

- Тема нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке. Тема нашего собрания – «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей детей»

- Эпиграфом к теме нашего собрания являются слова Эриха Фрома: (Слайд2)

«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»

Выход на проблему

2.      Основная часть

Задача: построение логической цепочки развития мысли. Осмысление собственной личности, своего опыта. Стимулирование деятельности, положительная оценка ее, создание ситуации успеха. Последовательные, углубляющие проблему вопросы («Почему?», «как вы думаете?» и т. д.); практические задания.

- Мы часто слышим слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. А как Вы понимаете значение слова «нравственность» (Нравственность – это все хорошие качества человека, которые должны быть у каждого). Большое спасибо за ответы.

Вот, что сказано в толковом словаре, под редакцией С. И. Ожегова: (Слайд 3)

«Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определённые этими качествами»

- Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным, честность и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства.

- Как вы считаете, актуальна ли такая тема в наше время? (Отвечают)

- Актуальность темы на сегодняшний день в нашем обществе стоит очень остро, именно поэтому мы с вами заинтересованы в успешном воспитании наших детей.

Растущее поколение растеряло ценности нравственного воспитания, с трудом понимая и разбирая жизненные ситуации.

Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.

2.1  

Работа в группах

- Сейчас я вам предлагаю написать на листке то качество характера, которое, по вашему мнению, более всего вредит вашему ребенку: равнодушие, жестокость, лень, черствость, эгоизм, нерешительность, малодушие, …

- А какие качества помогают ему в жизни ?

- Скажите, какое качество каждый из вас выделил?

- Итак, наша задача оградить ребенка от нежелательных качеств и воспитать духовность.

Доброта, отзывчивость, милосердие - вот основа высокой духовности. Сочувствие и готовности творить добро – первое, что мы должны воспитывать в ребенке.

- Я предлагаю вам вернуться в ваше детство и вспомнить:

·         Кто преподал вам первые уроки доброты?

·         Приходилось ли вам сталкиваться с появлением жестокости? (Родители высказывают мнения).

·         Кто помогал преодолеть жестокость?

Вывод: очень важно воспитывать в детях милосердие, но надо это делать с опорой на их жизненный опыт, чувства, используя при этом соответствующую ситуацию, когда ребенок ощущает переживания другого и отвечает на него собственными переживаниями, чувства не навязываются, а пробуждаются, не искусственно, а искренне. Важно помнить: доброта воспитывается добротой и любовью.

Представление статистических данных.

 

2.2  Проблемные ситуации. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций

- Не для кого не секрет, что поведение детей – зеркало отношений в семье и зеркало поведения родителей как мы с сами реагируем на те ситуации, которые возникают в процессе семейного воспитания.

- Я предлагаю проанализировать несколько ситуаций.

У каждой группы на столах лежат ситуации, которые вам необходимо обсудить и ответить на вопросы.

На обсуждение у вас 6 минут. (Приложение1)

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?

Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?

Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?

Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?

Ситуация 6. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?

Слово родителям

- Прошу выбрать одного представителя из каждой группы, для того чтобы озвучить варианты решения ситуации. (Родители рассказывают о возможных путях решения проблемной ситуации).

- Теперь я предлагаю подумать, какие качества проявляли мы в этих ситуациях всегда ли мы сами проявляем доброту отзывчивость милосердие понимание к нашим детям. Понимание и принятие ребенка не означает отсутствие требования со стороны родителей, мы можем предъявлять требования: совет, намек, поручение и контролировать выполнение данного требования, что не позволит ребенку понять что ему все дозволено.  

- Нам приятно общаться с людьми, у которых развиты нравственные качества и, конечно же, с жестокими и безнравственными людьми всем неприятно иметь дело.

Страшным проявлением безнравственности является жестокость. (Слайд6)

·         Иногда жестокость выступает средством достижения какой-нибудь цели.

(отнять что-либо).

·         Способ самоутвердиться среди сверстников.

·         Неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, хамство, оскорбление и крики.

КУЛЬМИНАЦИЯ

- Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания.

Для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок и ограничен. Отсюда появляется необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных.

- Как вы думаете, какая задача стоит перед нами, родителями? (Высказывают мнения)

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубые и жестокие поступки, чаще включать в общение доброе слово и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и конечно родителям необходимо более внимательно относится к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

- Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок это подсолнух – поворачивается к добру как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе.

- Уважаемые родители, как вы думаете, можем ли мы способствовать формированию и развитию нравственности детей?

- Есть ли у вас предположения, зачем родителям нужно развивать такое ценное качество у детей, как нравственность?

- Мне бы сейчас хотелось представить Вам памятку, в которой представлены правила для родителей по воспитанию нравственности.

- Я предлагаю вам создать памятку для родителей, которая поможет выполнять правила воспитания нравственности у детей.

- Как вы думаете, что должно стать решением родительского собрания? (необходимо выполнять правила)

- Действительно, решением родительского собрания является принятие к сведению правил воспитания нравственных ценностей у детей в семье

 

Памятка для родителей

·        Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

·        Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

·        Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

·        Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.

·        Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

·        Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

·        Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! (Приложение2)

Разбор ситуаций. Решение проблем.

3.      Заключительная часть. Рефлексия

Задача: подвести итоги родительского собрания.

- У каждого человека, будь он взрослый или ребенок, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Предлагаю и нам сейчас немного помечтать.

Представим, что наши дети заканчивают школу. Символом их юной жизни будет молодое деревце (На доске представлено дерево без листьев).

- Каким вы хотите видеть своего ребенка?

- Какие нравственные качества у него будут сформированы?

- Вы обратили внимание, что на этом дереве совершенно нет листьев. У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на ветки деревца. (Доброта, целеустремленность, отзывчивость, непреклонность, сострадание, дружелюбие, уверенность, хозяйственность, великодушие, решительность, чуткость, настойчивость, милосердие.) (Родители выполняют задание, приклеивают на дерево свои листья с пожеланиями).

- Посмотрите, какими красивым стало наше деревце. Для того чтобы будущее было счастливым, надо очень постараться.

- Родительство – ответственный труд. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается не книга, не картина, а новый человек.

- Сегодня наша встреча подошла к концу. Хотелось бы верить, что наша встреча была полезной.

- Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания.

Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.

 

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей

Роль семьи в воспитании нравственных качеств у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2019