РОЛЬ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ № 80 В ИСТОРИИ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ.
Оценка 4.7

РОЛЬ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ № 80 В ИСТОРИИ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ.

Оценка 4.7
Домашнее обучение +1
pdf
МХК +1
01.02.2020
РОЛЬ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ № 80 В ИСТОРИИ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ.
РОЛЬ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ № 80 В ИСТОРИИ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ.
Naymark_ZAMENA экономика и социум.pdf

Наймарк Елена Александровна

РОЛЬ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ № 80 В ИСТОРИИ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ.

Заместитель директора ЧОУ ДПО «Учитель-про»

С точки зрения исторических и культурологических наук (краеведения, мировой художественной культуры, истории Отечества, эволюции образования и педагогики) архитектурный ансамбль здания школы № 80 с углубленным изучением английского языка (строился как Учищный дом имени А.С. Пушкина) представляет поистине выдающееся культурное значение, ввиду строгости и лаконичности форм в стиле классицизма начала XX века. В данной работе будет в общих словах поставлен вопрос о научном анализе истории гимназии № 80 (ул. Мира, 18). С 1995 по 1999 годы школа имела статус школа-гимназия.

Архитектором здания Училищного дома стал И.И. Яковлев, построивший его в 1907 году. Интересно, что система образования училищных домов стала оптимальным предреволюционным компромиссом, когда учиться могли в сложной классической манере обучения с экзаменами широкие массы мещан, клерков и даже рабочих, приезжей деревенской бедноты при известных квотах, ограничениях. В известной среди выпускников книге Н.В. Мозженко, «Окно в колодец» (Спб.: ООО «Р-КОПИ», 2014) выпускница 1967 года, Татьяна Матвеева, «думаю, что написанное может вызвать интерес, прежде всего, у выпускников Училищного дома имени А.С. Пушкина». Автор книги вспомнила большинство учителей своей любимой гимназии № 80, предупредила всех от наркомании и хулиганства, упустив из вида нас, поколение 1990-х, а также старорежимных легенд нашей школы и современных педагогов. Приносим поклон Н.В. Дунаевской, описавшей в популярной истории «Первая образцовая…» (Спб., 2012) историю гимназии № 80 с директорами Л.М. Шуляковой и С.А. Елфимовой. Мы выпускались с гимназическими аттестатами в июне 1999 года, когда школа-гимназия уже стала Училищным домом им. А.С. Пушкина. Поэтому интересно удовлетворение запроса о личностях педагогов и об их работе, в музей школы нами или группой работающих в школе учителей, методистов, ученых архива. Также надо затребовать монографии по истории Училищного Дома имени А.С. Пушкина, нам известна по этому вопросу лишь следующая книга: Жерихина, Елена Игоревна. Смольный : История зданий и учреждений / Е.И. Жерихина. - Санкт-Петербург : Лики России, 2002.

В 1916 году Училищный Дом имени А.С. Пушкина закрыли, здание отдали под лазарет, а по сведениям С.Е. Глезерова, Н.Ф. Дунаевской, после революции тут располагалась районная продовольственная управа, в то же время Н.К. Алексеева исследовала, что здесь располагалась Единая трудовая школа , мы считаем, что нельзя утверждать определенно о статусе учебного учреждения. Так уж было поставлено и заведено в данном здании, что вряд ли оно подверглось настолько разрушительной ликвидации церковных ценностей, гражданского оборудования в годы Гражданской войны, что было заколочено и пустовало. Мы можем строить гипотезы, как и о Продовольственной управе, так и о некоем подобии учебного заведения с книгами в те страшнейшие годы становления советского образования и безпризорщины. Считаем, что дети Петрограда сюда приходили всегда. Это учреждение собирало всех, кто к нему взывал, может, поэтому его порядки позволили ему одно время являться детским домом № 6. А на улице Мира в то время во всю искали преступников, тунеядцев, беспризорников, черные машины-«воронки» задерживали всех неугодных новому тоталитарному режиму. Думаем, при этом, нашего учебного заведения боялись за строгость нравов и политизированность, но многие его ценили и чувствовали благодарность, хоть за какое-то приращение грамотности и сохранение здоровья. Отметим, что если в 2007 году справлялся именно столетний юбилей учебного учреждения, а не столетие работы Училищного дома имени А.С. Пушкина, то школьные историки еще не утвердили право свидетельствовать, что учебное заведение работало бесперебойно в качестве полезного и образовательного, закрываясь только в период Великой Отечественной войны. В 1923-м открылась Трудовая школа № 180 (срок обучения — 5 лет, возвращаемся к этому названию переходного периода). С 1927 года было введено 7 летнее обучение, школа получила статус фабричнозаводской. Было заключено соглашение с заводом «Электрик», осталось найти удостоверения, позволяющие пребывавшим здесь детям применять новые навыки. Потом здесь обрзовалась Первая образцовая школа. В последний момент мы получили в районном отделе образования копию Приказа районного отдела народного образования № 23 от 01.02.1995 года под названием «О присвоении статуса школа-гимназия» школе № 80. С огромными научными проблемами нам по почте пришел Приказ управления образования (РОНО) Территориального управления Петроградского административного района Санкт-Петербурга № 275 от 21.06.1999 на основании приказа Комитета по образованию № 409-А от28.05.1999 года под названием «Об изменении сети государственных образовательных учреждений в 1999-2000 учебном году» гласит о внесении изменений в сеть в связи с переименованием государственного образовательного учреждения среднего (полного) общего образования школы-гимназии № 80 Петрогррадского района в государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школу № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района (с подписью Начальника управления Тариты Л.Г.-ЦГА СПБ. Ф.3102. Оп. 3. Д. 105. Л. 158), на котором написано «Прислано по запросу Наймарк Е.А. с пометкой « размножению не подлежит»». Нам сделали исключение, т.к. мы автор многих исследовательских опубликованных трудов по истории гимназии № 80. И многолетним честным сбором информации, часть из которой показана выше, удалось заслужить научное признание в архиве. Ниже в приложениях приводим наши методические и художественные материалы.

Приложение 1.

План-конспект урока по теме : «Судьбы педагогов и учащихся

Училищного дома имени А.С. Пушкина, школы-гимназии № 80 Петроградского района по технологии «ЗнаюХочу Узнать».

Цель: раскрыть малоизвестные этапы истории школыгимназии № 80

Знаю (по домашнему заданию, выданным заранее карточкам)

Хочу узнать

Узнал

Самые известные учителя школы 1910-40-х годов: Народный учитель РСФСР, профессор физики

Д.А. Александров и директор М.Я. Перкина. Всесоюзный герой Великой Отечественной войны-выпускник школы Михаил Малиев.

 

      

Д.А. Александров

 

 

М.Я. Перкина

Надо делать портфолио по истории школы начала ХХ века. Нужны маериалы о значении

истории                 

Училищного дома  и Первой

 

образцовой

 

школы в истории

 

Петроградского

 

района

 

 

 

В 1950-1960-е годы создана плеяда прогрессивных учителей. Школа получила статус углубления в английский язык.

школы, ректор ИУУ ( сейчас- председатель Комитета по образованию

В.Ф. Терещук-четвертая справа в верхнем ряду.

В. Ф.

Терещуксамый сильный директор нашей

СПбАППО),

. На фото

 

Надо делать портфолио по истории школы и выявить особенности стачек учителей 1950-х годов и истории школ с углубленным изучением английского языка

Профе

 

В 1990е годы начали международные обм педагогов. Открыт м Школа стала гимназ которой пробыла 4 г

сь

ены узей. ией, ода.

 

Надо делать портфолио по истории школы и выявить особенности образования 19801990х годв.

В школе 1990х годов работали самые старательные метод города и района.

иста

Методист Нина Витальевна Мозженко в  кабинете и среди друзей. Самое сильное фото-как проверяет тетради и документы.  

 

Надо делать портфолио по истории школы и создать банк данных по истории преподавателей Вузов и методистов школы № 80.

 

Учителя 1990х годов

дили

сих

 

Старейшие учителя школы, методисты Нина

 

 

 

Надо делать

 

 

 

 

нашей школы утвер свой авторитет и до пок консультируют выпускников.

Витальевна Мозженко и Татьяна Ивановна

Самсонова. На втором фото – учитель труда и

географии

Пичугина Г.В.

портфолио по истории школы и брать интервью

 

 

 

Педагоги 2000-хавторитет для современной молодежи.

На фото: математик Н.А. Цуринова и начальная школа в лице А.И.

Денисовой

 

Материал 2. 

Апробация работ о родной школе Е.А. Наймарк:

Статьи.

1.Наймарк Е.А. Новые технологии при интеграции гимназии и ВУЗа, ориентированные на формирование культурного гражданина: к вопросу поиска новаторского педагогического похода. // Материалы Третьей Всероссийской конференции "Наша будущая школа. Модернизация образования: технологии, практики, опыт ведущих школ России" (Материалы конференции, проведенной СПбАППО, гимназией № 56 Петроградского района г. Санкт-Петербурга). Сборник. Волгоград. 2013. С. 169-173; 

2. Наймарк Е.А. Завуч: экономические, юридические реалии работы. Традиции и новации современной работы //Экономика и социум № 1 (10) 2014. Б.с. Электронное издание. www.iupr.ru.,

 3.Наймарк Е.А. "Здесь создается человек..."(К истории петербуржской школы №          80)       //          Экономика    и          социум.№3(12)-2014.           Электронное издание.

http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__3_12__2014_g_/;

 4. Наймарк Е.А. Учебный кейс «Авторская межрайонная конференция

«Северная перспектива»// Экономика и социум № 2 (11) 2014. Б.с. Электронное издание. www.iupr.ru.

5.Наймарк Е.А. «Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне…// Теория и практика современной науки. № 2 (12) 2015. Б. с. Электронный журнал. www.modern-

jorn.ru; 

6.             Наймарк Е.А. Дистанционное, индивидуальное обучение и дифференциальный подход при научно-исследовательской работе с учащимися и учителями в школе// Экономика и социум. № 4 (13) 2014 www.iupr.ru; 

7.             Наймарк Е.А. Психологические особенности написания истории нашей alma mater-перспективной школы № 80 Петроградского района при недсостаточном количестве исторчников.// Тенденции развития науки и образования. Материалы научно-практической конференции. ljournal.ru. № 1-2015. С. 15-17;  8. .Наймарк Е.А. Как стать гимназией.// Е-роно. Вып. 18. Февраль, 2013.  Б.с.

http://www.erono.ru/  

9. Наймарк Е.А. Исследование по перспективам развития интеллигенции в современном мире//Экономика и социум.№3(12)-2014. www.iupr.ru;.

Выступление на конференциях, семинарах:

1.      13 января 2015 года-Семинар Ассоциации гимназий под названием

«Исследовательская деятельность в гимназии, лицее, школе: возможные сегодня направления, приемы и способы работы учителя». Тема выступления «Научные исследования с европейскими методами работы в школе и Вузе: к постановке проблемы». Совместно с М.В. Вагу.

2.      Электронная публикация по выступлении на педаогическом чемпионате в фестивале педагогических идей сайта «Педсовет. орг» под название «Сотрудничество. Сообразование. Сотворчество» (18-22 августа 2015 года, Мытищи, Московская область).

3.      Доклад на тему «Формирование познавательных навыков у культурных, интеллигентных учащихся гуманитариев с помощью научных материалов учителя-исследователя: современный подход» на второй международной научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования XXI века и образовательная система «Диалог» кафедры

ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И.

Герцена 10-11 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург.

4.      Дистанционное выступление на конференции «Творческие подходы к разработке и проведению современного урока, новое во внеурочной деятельности учителя портала, ЧОУ ДПО «Завуч. инфо», 10.11.15. Материал 3.

Мои самые лучшие воспоминания о школе

Посвящается родителям Наймарку Александру Ильичу и Царегородцевой Надежде

Ивановне Часть 1. Начальная школа.

Я, дочь ученого Александра Ильича Наймарка, ведущего научного сотрудника, заведующего лаборатории Ленэлектронмаш, имевшей отношения как с управленцами Петроградского района, так и с его наукоемкими предприятиями и старшего преподавателя высшей и общей математики Текстильного института, ЛИТМО и СПбЭТУ Надежды Ивановны Царегородцевой, посвящаю свои воспоминания моей alma materшколе-гимназии № 80 Петроградского района, ныне английской школе, Училищному дому имени А.С. Пушкина, и, надеюсь, что авторы, их использующие, ответят на вопрос «Зачем я так настоятельно прошу приехать ко мне лабораторию устной истории и взять у меня интервью с методом психологического анализа?» Труд также будет использован для информационной карты уникальной базы «Педагогические династии Выборгского района» и для статьи по тематической области «Династия исследователей Петроградского района» и отчасти уже был опубликован с нескольких научных моих статьях про интеграционные демократические процессы в нашей 80-ке. Не уверена, что наши главные ветераны и патриоты родной школы И.Ф.Уткина и Н.В.Дунаевская (авторы летописи и успешнейшей книги по истории школы- гимназии № 80), а также писатель Н.В. Мозженко пережили такие репрессии от учебного заведения, а они жаловались и на разграбление музея и выбитый с огромным трудом для занятий по сохранению исторической памяти четверг, да и, вообще, что им не дают работать с журналами и остальными документами школы. Может, и у них лучшие воспоминания, однако, все равно нужно интервьюирование по методу устной истории, и встреча ветеранов школы. Ступеньки в школу теперь  при моей энцефалопатии и панической атаке высокие. Но, знаете, как и мои родители, коим я посвящаю данный труд ничего деструктивного про свои благородные школы не говорили, поэтому наша с Вами задача, вспомнить и выявить как можно больше объективной информации об ее истории.

Итак, я прекрасно выступила в знаменитейшей и престижнейшей, исходя из «раскрутки» городских достижений, школе № 80 на ул. Мира, 18 на отборочном экзамене, продекламировав стих советского автора про маму, и получив похвалу от учителя, блестяще поступила. Ближе к окончанию рабочего дня нам позвонил директор школы Людмила Митрофановна Шулякова со срочным вызовом в школу, если я не принимаю желаемое за действительное, папе сказали, что в списках меня случайно нет, но есть место в соседней школе, на что ученый Александр Ильич Наймарк сказал, что через 15 минут заявление будет в райкоме партии района об ущемлении прав сдавшей экзамен конкурсантки и меня вернули в список на стене и в журнал. Разговоры же в семье о слабости администраторов, прецеденте и грубой ошибке велись очень долго. 

В начальной школе у нас сформировалась параллель из 3 х классов. Разница между нами заключалась только лишь в том, что у нас был наш 4 «ш», а у них с 1 по 3 а,б класс.

Это сложности системы «нулевого» или 1 класса в детском саду.

Что такое любовь к школе, к годам в ней проведенным? Мы обожали нашу классную руководительницу Анну Ильиничну Денисову, зайдите-ка в социальные сети и подумайте о наших личных архивах. Она научила нас и грамматике и математике, и домашнему чтению и чувству долга и тому, что такое проблемы со здоровьем, умениями. Команда начальной школы была не менее убедительной, чем команда преподавателей среднего звена, о которых я расскажу в следующий раз.  Уже потом учителем я результативно заставила 8-9 классы проводить для начальной школы с тем же строжайшим завучем экскурсии по выставке «Средневековое прошлое нашего края» (концепция Л.К. Ермолаевой и СПбГУ) и приглашала на кружок 6-7 классников начальную школу с рекламой «От вас большое количество, от нас красивое качество, не так ли?». В то время в начальной школе, хоть и не могли помыслить о таких хороших учителях истории Санкт-Петербурга, как я, но специалисты были высшего уровня. Вот что такое моя начальная школа с борьбой за дружеское признание и желанием стать истинными маленькими людьми гимназии.

У нас не было проблем как со вступлением в октябрята, так и с выходом из них после политической катастрофы-обрушения Советского Союза. Мы были ровненькими ребятами, никто во дворах особенно не шалил. В лихие 1980-1990-е годы очень боялись того, что имидж учебы и образования упал, хулиганство ведь было везде, учителя задыхались от хамства и прагматизма подростков. Педофилы, воры и маньяки с наркоманами ходили на Горьковской и по Каменоостровскому, но наши вылазки в подвалы были очень безобидными, нас с любовью ждали обратно везде. 

Я ведь только недавно начала сокращать свой архив школьных принадлежностей из советской начальной школы… А так, по-моему, были и тетради по пению у красавицы преподавательницы и педагога продленного дня Певзнера и учебники и альбомы. С первого по десятый класс я занималась лепкой - керамикой в Доме Детского творчества Петроградского района на Большом проспекте (во дворе дома, выходящего на площадь Л.Н. Толстого). Так, мои крошечные и не очень скульптурки стоят по всему нашему дому. В основном –тема мужчины и женщины, семьи и животного мира. Я никогда не забуду, сколько друзей у меня оттуда было и не простых дворово-уличных, а самых что ни на есть замечательных, это и творческие сестры Овчинниковы из огромного сталинского комплекса Большой Монетной улицы (по-моему, ученицы 86й или 84й школы) и наша воспитанная знать из школы № 80 и любимые мальчишки-скульпторы с Петроградки. Во втором классе я выиграла своеобразный районный конкурс, мой пудель в красивой белорозовой отливке (типа глазури, только посложнее и подороже) попал на выставочный стенд в коридоре Детского дома творчества и я была удостоена приглашения на новогоднюю елку и первой серьезной деловой похвалы преподавателя керамики Сергея Константиновича (фамилию ищите в списках самых заслуженных преподавателей ДДТ, если он на пенсии или работает в своем художественном училище).

Вспоминаю я в начальной школе крайний снобизм и бахвальство богатством дворянских потомков и семей начальников и «новых русских», так как в школу был на в то время по нашим данным самый высокий конкурс в районе, родители грозились чуть ли ни жечь у школы ночью костры, чтобы в нее попасть первыми. Дисциплина подхрамывала, но мы держались если не удальцами, то молодцами уж наверное… Больше всего мы боялись не сдать зачеты по грамматике, математике и английскому языку, а требованиями по иностранному языку на «скрутили» сразу, школа боролась за звание одной из самых передовых языковых. Нас обещали сделать учеными, преподавателями, литераторами, творческими деятелями, мелкими предпринимателями, отправить по грантовому обмену в Соединенные Штаты Америки, но только при нашей идеальной успеваемости на соответствующих урочных занятиях и дополнительных мероприятиях. А пока мы заучивали свои тематические тексты на английском языке («топики») про Великобританию, Шотландию, А.С. Пушкина и подбирались к истории школы. И была команда начальной школы во главе с завучем и невозможно сложными экзаменами и зачетами (уже потом учителем я результативно заставила 8-9 классы проводить для начальной школы экскурсии по выставке «Средневековое прошлое нашего края», концепция Л.К. Ермолаевой и СПбГУ), а тогда в начальной школе, хоть и не могли помыслить о таких хороших учителях истории Санкт-Петербурга, как я, но специалисты были высшего уровня. Мне запомнились учителя английского языка Наталья Ивановна Донич (строгость в проверке контрольных неимоверная, мы еле справлялись), и наша блестящая супружеская пара англичан с именами Ольга и Петр, как мы их пытались любовно называть, так как все передовые методы и ласковые воспитательные слова в наша адрес были в их власти. Английский заключался в любимом этикете обыгрывания темы, что я буду делать, если я опоздал. Так, что если таких крупных ученых и Учителей с заглавной буквы (исключение - педагог музыки уникального кружка творческих изделий с именем «Зверковствующие» Александра Житинская, я же была очень скромной девочкой с вечным общедоступным журнальчиком дисциплины своего класса) из нас не получилось, порядочность и основа сложились там, в нашей любимой начальной школе.

И идя по улице Мира, показывая свою школу коллегам, деловым партнерам и однокурсникам, я вспоминаю свое детство с добротой и искренностью и настроена так именно благодаря начальной школе и своей выносливости. Отдыхая иногда в скверике школы с футбольной площадкой, если есть, где присесть перед походом в библиотеку и архив, я жалею, что смелые данные слова принадлежат не мне а великому русскому поэту:  На собранье целый день сидела - то голосовала, то лгала...

Как я от тоски не поседела?

Как я от стыда не померла?..

В начальной школе мы учились дружить, общаться учиться. А многие из нас стали там же в начальной школе быстро взрослеть, проявлять самостоятельность, самоутверждаться. Мы учимся в начальной школе и думать, анализировать свои поступки, а это, на мой взгляд, самое главное. Пусть Вам не покажутся мои воспоминания отчетом с выписками из личного дневника, но я хочу вспомнить о школе, учителях, многое забыла, а потом уже о нас, умницах и красавицах.

Часть 2. Средняя и старшая школа (5-11 классы).

Итак, закончим нашу «прозу проз» и рисование декорации для фильма из своей жизни, то есть натужные воспоминания. Начался 5 класс и я стала хорошисткой-общественницей. Надо было наводить опрятность и у себя и в коллективе, поэтому меня назначили проверяющей внешний вид и сменку. Мы были замечательными общественниками! Вскоре в остальных разросшихся трех классах, так нашего «полку прибыло», общественную, да и прочую дисциплинарную деятельность сократили практически по максимуму, оставив только творчество и уроки. И тогда начался этап деятельности новой команды учителей во главе с Борисом Владимировичем Неупокоевым, Натальей Валентиновной Емельяновой, Натальей Алексеевной Цуриновой, Юрием Владимировичем Козыревым, Натальей Юрьевной Сидоровой и членами разрастающегося информационного и пресс центра школы. Особенно блистали журналисты из газеты «Винегрет» (я мечтала туда попасть, но время уходило на общественность, вот я и стала бороться за управление медийным педагогическим пространством РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГУ, недаром мы наш печатный орган ФСН РГПУ «Двадцатый корпус» и хотели назвать «Всякой всячиной», а Приложение к «Педагогическим вестям» «Герценовский колокол» «Универсальной газетой»). А какие КВНы у нас были!... Помню один лирический рокер пел на сцене, призывая раскупать газету: «Видишь там на стене объявленье висит. Под ним газета-раскупай-ка ее…» на манер непревзойденной песни «Наутилус пампилус» про Христа и его ученика апостола Андрея:

В то время из школы уходил замечательный наставник нашего лидера педагога Бориса Владимировича Неупокоева Владимир Сергеевич Борисов, историк, непревзойденный рассказчик, покоривший нас своей меловой исторической картой, графиками, таблицами, встречами с интересными людьми, например политиком-анархистом, а также каким-то большим ученым. Именно он научил Бориса Владимировича творчеству, театральности, любви к истории. Началась эпоха возвращения на рельсы русского гимназического образования. В 1995 году, когда наши с мамой жизни Надеждой Ивановной Царегородцевой -умнейшим математиком и художником -- жизни были приостановленыпапа умер-80-ке было присвоено звание школа-гимназия. Вы считаете стоит продолжать вспоминать? Попробую.

Учиться я продолжала хорошо, полюбила географию, от учебника и программы по литературе отогнать было просто невозможно. Немного не хватала внимательности в грамотности, кругозора по книгам и современной светскости, собранности, организованности, эрудиции, но упорство взяло вверх, да и народ требовал творческого осознания того, что говорю на общественных собраниях. Мне очень хотелось изучить феномен пушкинской эпохи- золотого века последержавинской русской поэзии, изготовить все блюда обломовской кухни, понимаете? Я была достаточно творческим генератором идей. 

С 5 класса начались поездки за границу. У нас в школе были массовые выезды в Англию, США, и по-моему, в Польшу, Чехию. Я не ездила по бедности и по нездоровью.  Итак, в 5 классе, после перевода в не самый сильный экспериментальный 5 «г» класс к трудовику Галине Владимировне Пичугиной на всех старались вытянуть на «4» и «5», хотя мы прославились именно душевными качествами. У нас стало 6 хорошистов, в том числе и я. Общественная деятельность позволяла мне самореализоваться, однако она меня не очень вдохновляла, ведь я получила поручение проверять сменку и внешний вид, а значит после трех лет свержения повсеместного советского комсомола это не очень ценилось. В то же время у дружившей с половиной школы, классной руководительницы Галины Владимировны Пичугиной нельзя было даже красить губы и ногти, не то, что позволять себе вольности в форме и прическах (многие сразу стали умолять о хакерах и разноцветных укладках).

Мы играли в пушкинских конкурсах, в которых блеснула моя подруга Даша Баталова, побывавшая с хором фольклора в США от Дома Детского творчества и школы. Она имела неподражаемый народный костюм и могла выступать на иностранном. 

У нас вела уроки английского языка умная Марина Валентиновна Домосилецкая (ныне кандидат наук, сотрудник Академии наук), которая была строга, но добра. Она была очень модна, уверенна в себе, я ей восхищалась, почему быстро и подтянула иностранный язык. Мы до сих пор с ней переписываемся, чем и горжусь, если я вообще чем-то в последнее время могу стабильно гордиться.

Итак, в 5 классе я стала хорошисткой. У нас стал работать очень крепкий профессиональный коллектив, была сделана заявка на команду заслуженных учителей. Мы, дети, не знали ни о каких конфликтах, угрозах неаттестацтии, видели только огромный конструктивный смысл в их работе и были расположены, пожалуй, одинаково позитивно ко всем. У меня сменилась мотивация в учебе, появились больше личностного начала, сформировалось больше возможностей реализовать себя.

Повторюсь, у нас были замечательные учителя и преподаватели Вуза в эти годы. Именно благодаря их и административному потенциалу наша престижная школа и стала гимназией. Особенно большинству нравилась команда молодых творческих учителей во главе с думающим педагогом, повлиявшим на меня и на мой выпуск Борисом Владимировичем Неупокоевым. Он, занимаясь географическим и историческим туризмом, играя в школьном театре, стал одним из самых интересным и популярных творческих учителей по истории и выиграл даже школьные «Оскары» в этой области, не забывая при этом учиться у настоящих легенд нашей школы. Поэтому когда говорят, давайте, мол, опишем истинных легендарных учителей нашей школы, я очень усреднено отвечу: вот же они, эти легенды-работяги педаогоги. Ну может, и были серые персонажи, вроде Витьков, Саньков, голых наркоманок Машенек, о которых также написала моя научная руководительница Нина Витальевна Мозженко. Но очень мы любили всех легендарных педагогов, хоть иногда и не ведали, что творили. Мы становились общественниками! Но вы знаете, тогда в сознательном возрасте, я вдруг увидела, что мои отношения с людьми могут быть значительно лучше. Меня именно в этот период перестал устраивать стиль моей общественной работы, стиль дружбы, стиль общения, степень своей терпимости к другому, тяжелому волеизъявлению. Никто не говорит, что надо жить в рабстве у уличных хулиганов и вечных школьных «ленивцев», списавших все у тебя и тебя же подставивших. Но! Как сказала мне спустя более, чем 15 лет школьный психолог Галина Владимировна Воинкова, когда я сидела в депрессии после смерти моей крестной мамы, авторитетной тети Аллы, иногда бывает человеческое взаимопроникновение, попытка понять душу другого, войти в нее. 

Итак, самые любимые учителя с 5 класса. Лариса Антновна Куркчи вела русский и всегда с самого начала говорила: «Так, с Вами душевности мало, так что чуть что своими лапками все дружно залезаем словарик и все-все проверяем». Ирина Львовна вела математику и обладала неподражаемым юмором, была очень скромна, вела блестящий кабинет, как и Лариса Антоновна и Нина Витальевна Мозженко и некоторые легенды нашей школы. Классный уголок Ирины Львовны всегда заинтересовывал, она играла с нами в математические игры для мотивации в математике и придумала специально, с помощью техники оплавления делать из пластинок подставки для цветов в горшках. У нас математик считалась самой строгой и общительной красавицей, недаром у нее никогда не было проблем с семейной жизнью, как нам казалось. Сейчас Ирина Львовна преподавала в гимназии № 56 (по фото), а Лариса Антоновна успешно работает в нашей школе № 80 (точно). Лариса Антоновна Куркчи душевно учила нас быть скромнее, рассказывала как про свою именитую интеллигентную семью, так и про знакомую простенькую деревенскую учительницу, которая все ходила только в вечной белой блузочке и черной юбочке, лишь меняя их раз в неделю на такие же, просушивая на печке. Но дисциплина и там и там с нашей стороны подхрамывала, поэтому данные учителя всегда очень боялись вывозить свои классы на экскурсии и на турслеты. И конечно, мы привязались к нашей классной мамочке Галине Владимировне Пичугиной, учителю труда и географии, которая обожала обе эти специальности и, несмотря на свои проблемы, вместе с моим папой вывозила нас и на экскурсионные прогулки и на выезды по географическому ориентированию на природе с составлением соответствующих отчетов и измерений и на турслеты. 

В 6 классе моя должность проверяющей сменки и внешнего вида была вскоре упразднена. Наша одноклассница Ксения Гелашвили (самый ярый и для меня уж очень жесткий лидер) говорила я бы с этой работой получше справилась, когда мы, будучи дежурными мыли школу, наш класс под ее руководством 4 четверти подряд выиграл первые места со всем призовым фондом-тортиком. Но это было далеко позже, в 9 классе, не будем забегать вперед в воспоминаниях.

Были и проблемы с уличной жизнью, но мы их решали вместе с нашей совсем не такой уже молодой Галиной Владимировной Пичугиной. Она садилась после субботника на скамейку во дворе Александровского лицея  (Лицей имени В.И. Ленина на Каменоостровском проспекте) и разбирала позицию каждого. И выяснялось, что срывать уроки, любить подвортни, бояться решать жизненные ситуации нехорошо.

Начались переезды из коммуналок. Сейчас их не так уж много осталось. А мы с папой жили большой коммунальной квартире на Каменоостровском проспекте в знаменитом доме напротив Ленфильма. Тогда бедных людей, благодаря «новым русским» расселили.

Мы тоже с папой (у меня родители жили раздельно) переехали на улицу Сердобольскую, д. 1.

В школе бурно развивалась творческая, воспитательная деятельность, поддерживалась музейная историко-филологическая работа. Учителя становились легендами, выступали по ТВ. Возвращались из заграничных командировок. 

В 7 классе физику вел Алексей Валерьевич. Он работал под руководством главного физика школы, методист Татьяны Ивановны Самсоновой. Нельзя сказать, что мы до конца потом эти отношения понимали, но одно могу вспомнить, что он брал у нее оборудование, например по теме «Электрификация» и приучал нас к прикладному анализу физических явлений. Потом он основал с биологом Л.К.Кирилловой Информационный центр, где они работали над газетой «Винегрет».

Начались самые яркие международные обмены, пусть нас и обвиняют в усредненности.

Например, через «Акт в поддержку свободы» мы ездили в США. 

Справляли новоселье вместе с семьей и одноклассницами, папа болел, я до сих пор с огромной болью и чувством вины и ответственности, вспоминаю, как можно было его лучше лечить, ведь онкология была от нервов и от вреда на радиоктивном производстве в Йошкар-Але после окончания МГУ им. М.В. Ломоносова. Это был удивительный человек, всегда в хорошей форме, у него были всю жизнь разбиты руки, все в трещинах, после обморожения и избиения его в Великую Отечественную войну, они иногда струились кровью, он сам себе выводил камни, принципиально выдирал зубы почти всегда без наркоза (на который он утверждал, что не всегда ему нужна дорогая анестезия, да и нас не баловал), объездил весь СССР, как отдыхающий турист поднимался на самые высокие горы, заставлял меня кататься с горок на финских санях в ЦПКИО. Он очень гордился, что у нас у обоих потомственно горячие, выносливые руки. Он был героем, тружеником тыла в Великую Отечественную войну, мне мало рассказывали о трнспортировке, орудиях, которые встречались семье при эвакуации по линии полыхающий под бомовыми и артиллерийскими обстрелами Смоленск-горящие елининские деревни-вся Россия в Башкирский совхоз № 10 из, знаю только, что папа приезжал туда фотографировать уже после войны, безумно красивые башкирские степи и города, а Наймарки вспоминали, что вернулись в горящий Смоленск досрочно на родину в 1944 году, так как знали, что война заканчивается и тяга к дому и знаниям, где воюет их папа Илья Абрамович Наймарк была огромной. Дедушка дошел полковником пехотных войск с транспортным обеспечением до Германии в боях, был ранен. Как вернулись, папа подтянул учебу в школе, а его сестра Клара Ильинична Наймарк, отработав счетоводом, бухгалтером, готовилась взять самые трудные классы начальной школы, лишь бы учительствовать по распределению в центре

Смоленска, рядом с домом. Потом она стала самым великолепным историком в школе. Жили очень бедно, может, только лишь пообеспеченнеее двора, так как мой дедушка, после того как демобилизовался (все время была угроза отправления на войну с Японией) возглавлял транспортное управление города. Тетя Клара вспоминала, как во время войны некогда было и прилечь поболеть, а вот после войны все болячки по-настоящему и вылезли наружу, люди стали более профессионально и активно лечиться. Но она старалась и тогда не разлеживаться, зная, какие бывают случаи несправедливого отношения к безногим инвалидам после войны (ссылки, выбрасывание из больниц на разрушенные улицы) и поэтому продолжала много работать. А с другой моей стороны тоже 1-2 дня семья прожила в осажденном Ленинграде, дедушка Иван Дмитриевич Царегородцев работал на заводе алюминиевой промышленности и иногда даже прилетал а блокированный Ленинград. Есть у нас и друзья, которые жили всю Блокаду в Ленинграде. Это было настолько трагическое, разрушаюшее время, что без слез его и не вспомнить. А папа, как я писала, после неплохой карьеры, стал старшим научным сотрудником технарем-маркетологом, главой лаборатории «Ленэлектронмаш». Он показал мне свои многочисленные грамоты, значки, медали. После отличного окончания ведущей смоленской школы имени М.С. Пржевальского и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с красным дипломом он всю жизнь оставался талантливым, работящим исследователем, почти гениальным читателем БРАН, членом Дома Ученых с кандидатской степенью.

Коллега папы ученый В.В. Колесов, вслед за огромным коллективом прикладных исследователей-технарей вспоминал, что Ленэлектронмаш был удивительным центрообразующим предприятием и имел контракты с такими отечественными заводами, как «Скороход», по-моему, даже «Большевичка» обсчитывая прибыль с продаж отечественной обуви и одежды. Поэтому регулярно надо было ездить в Москву на совещания. Папу же интересовало создание отечественных электронно-вычислительных машин, АСУ, методов программирования, авторская реструктуризация штатного расписания, а не только полемики и бюрократическое выставление инструкций партии в отчетах. Поэтому он и стал, будучи кандидатом технических наук, членом Дома Ученых и под самую пенсию был назначен ведущим научным сотрудником отдела от лаборатории Ленэлектронмаша, просто не защитив свою докторскую диссертацию, которую все медлил садиться писать. Это было интереснейшее время, ярчайший коллектив (в основном с папой работали женщины-инженеры), красивейшие подарки: пресс-папье, оборудование для рабочего стола, огромные альбомные, художественные и научные книги, коллекции монет, марок, домики из коньяка и лечебных наливок, бальзамов. Научная команда Ленэлектронмаша под руководством организатора науки Пальмского была славна на весь город и очень чтилась в кругах интеллигенции. 

В 7 классе папа уже несколько лет, как был на пенсии, распродавал коллекции, чтобы прокормить меня и себя, переехал в красивейшую квартиру в сталинском доме на Сердобольской улице и очень переживал последствия Путча, экономического кризиса, волюнатаристкой политики «суперпрезидента» Бориса Николаевича Ельцина. Россия погружалась в глобальную мировую катастрофу путем увязания в войне с Чечней. Так что в 1995 году о былых успехах советской электронной отрасли пришлось забыть. На иное яблоко денег не хватало. Папа был одним из самых добрых, понимающих, ответственных родителей, которых я знала.

Когда наш классный руководитель узнала, что папы не стало, она мне скала такие важные в данной ситуации слова: «Какая беда, Лена, но жизнь продолжается, мама тебя поддержит». Так и получилось, мама доучила меня всему в жизни, всегда критиковала, если с моей стороны не происходит воспитания, развития, обучения.

В 8м классе я стала заместителем старосты. Учеба (особенную трудность вызывали точные науки и иностранный язык) держалась на нормальном, даже хорошем уровне. После изучения петровских реформ и огромного зачета по этому разделу я решила стать историком. У нас тогда вела Галина Павловна Павлеева в кабинете-музее школы, который они делили с Валентиной Николаевной Соломахой и даже развивали музейную работу. Они себя хорошо поставили, как-то лучше, чем я, будучи учителем и под руководством Б.В. Неупокоева заставляли нас сдавать весьма эффективные устные и письменные зачеты. Над ними на 4 этаже преподавали старейшие легенды нашей школы—наилучшие предметники Голубкова, Божина, Сампсонова и команда англичан. Там и в музее можно искать память о старейших легендах Первой образцовой Сталинской школы, там нужно было заявляться и спрашивать, какие легенды и как преподавали в Училищном доме имени А.С  Пушкина в первые десятилетия ХХ века. 

А мы продолжали ездить на экскурсии. Съездили в Великий Новгород, активно участвовали в соревнованиях, болели дома.

А пока на истории и литературе блистали мы с Левой Фроликовым. Особенно молодцом и умницей был Лева, я была просто творческим, упорным, старательным человеком, знавшим и любившим свое дело, хорошей старостой класса. Мне очень хотелось стать порядочной девушкой в жестком мире конкуренции.

В 9 классе у нас окончательно сформировался коллектив лидеров-красоток. Как я уже сказала, что неплохо отвечала за хозяйственную чистоту в школе Ксения Гелашвили-мы у нее всегда выходили победителями в соревнованиях по дежурствам по школе. Мы ездили в походы в Орехово, сдавали сложные зачеты по английскому языку и литературе, я готовилась к пушкинским, экологическим турнирам, все думала о том, как стану преподавать историю. Хотела участвовать в музейной работе, ведь многие свидетельства из истории нашей школы изучены. Старалась не болтать, не сплетничать много, не перебегать никому дорогу. Да, это был апофеоз борьбы с хулиганством, а ведь наша школа не простая дворовая, в ней надо не бояться просчитывать свой культурный уровень, как говорила наша будущя классная руководительница Наталья Алексеевна.

С дисциплиной здесь всегда сложности, ведь время-то настало первых влюбленностей, ЛЮБОВЕЙ! Классным руководителям пришлось повкалывать. Галина Владимировна Пичугина, мама образованнейших дочерей, хозяйка семьи, была с нами непрерывно, хотя и половину года болела, почему и назначила в 9 классе на весь год меня старостой, зная мою ответственность и дипломатичность—мы в результате звонили ей домой с отчетами на ее больничных домой каждый день и были в середине рейтингов. А нам надо было решить, куда далее поступать. У нас в классе самые большие прагматы, такие, как Василиса Кузнеченкова и Екатерина Демидова сразу выбрали торгово-экономический университет, колледж. А вот жаль, что Оксана Давыдова и некоторые наши умненькие мальчики (Коля Кириакиди, Расим Рахманов, Андрей Тищенко) могли бы стать старостами, помимо меня и поступать потом в престижный Вуз, но бедность, необходимость обустраиваться и общение взяли свое и они уступили все мне. Да и классный руководитель, как я говорила, поставила мне определенный ультиматум или староста или не знаю, что делать с твоими общественными заслугами. Я вела журнал, регулярные собрания класса, весьма дипломатично и гибко себя держала. Мне очень помогали совершенно блестящие заместители Кристина Петросян и Оксана Давыдова, в первую очередь в отчетах в замещениях, ведении своего журналов, анализе докладных на нас учителей. Особенно помогала Кристина Петросян, когда классный руководитель терялась от перегрузок. Галина Владимировна вела географию по Максакову. Однако так как в учебниках про тяжелую промышленность и другие направления экономической географии еще не были описаны там по-новому, то она использовала учебник и методические указания 1991 года, когда наша страна сама себя обслуживала в плане черной металлургии, машиностроения. Мы критиковали Галину Владимировну за ограниченный советский консерватизм, завидовали ей и т.п., но 9 класс закончили нормально, из 7 человек 5 поступили в 10 класс. Лева Фроликов был лучшим из творческих мальчиков, не все успевал делать, но был потрясающе добр. Все остальные ушли в другие школы и Ссузы. Я окончательно утвердилась в том, что я по-настоящему люблю литературу и историю, но не всегда все успеваю.

10-11 классы.

Сначала я очень многотрудно и сложно поступила в 10 класс (гуманитарный). Были очень долгие и не всегда справедливые, удовлетворяющие наши амбиции, экзамены, были и сентиментальные пиршества, перераспределение учащихся по разным учреждениям после них. Но потом нас сразу переформировали с сложносочиненные классы по 32 человека (16 девочек и 16 мальчиков) и я попала в 10 б класс, куда в 11 классе к нам пришла девочка из Выборга Наташа Илларионова. Началась эпоха нашего творческого классного руководителя 10 «б» класса Наталии Алексеевны Цуриновой, куда меня поместили, хотя я должна была учиться в 10 «а» гуманитарном, но профили упразднили, сказали, хватит и с Вас и того, что есть.

Мне сложно вспоминать об этом времени, мы после скандала на химии у нашего любимого химика-воспитателя Татьяны Георгиевны Кимеевой были будто в сиреневом тумане от интеллигентской неуверенности в своих силах поддержать высокую планку гимназии. И наш 10 класс с весьма сокращенной гуманитарной программой для всей школы начался с нового химика, кандидата наук-педагогичной, общительной и немного надменной Галины Владимировны Ивановой. А я подошла к Татьяне Георгиевне и попросила прощение за нас всех, как я всегда сделала, когда нас, ленивцев, ввязывали в интриги тоже тогда ленивого административного, методического, педагогического и родительского совета. Школа продолжала сотрудничать с Институтом усовершенствования учителей (нынешний СПбАППО). 

10 класс начался с траурного обсуждения гибели английской принцессы Дианы с анализом всех возможных версий заказных убийств на уроках биологии с Юлией Александровной Даринской и Борисом Владимировичем Неупокоевым. А потом были многочисленные дискуссии на тему трагической катастрофы с самолетом знаменитого генерала Лебедем на фоне далеко не всегда самой справедливой и вдохновляющей политики президента Бориса Николаевича Ельцина. Но страна выбиралась из социальноэкономического кризиса 1993 года, шахтеры прекратили угрозы забастовок, вернулись в шахты, патриотично настроенные войны и строители защищали и возводили русские и чеченские города, наши лучшие промышленники и инженеры заключали контракты с транспортными предприятиями научно-оборонных цехов, а мы потихоньку взрослели. Какие мы личности, трудно сказать, но экзамены сдавали прилежно. Я участвовала в американской олимаиаде «Акт в поддержу свободы», но не прошла в последнем туре, изза психологических проблем на английских тренингах и в США на год не уехала по обмену, как и чуть ли не отличник Игорь Мощук, которого, я кажется, краем глаза, видела на этой олимпиаде и который получил неожиданно гораздо меньше баллов, чем я. Я была вместе с Кристиной Петросян главными ответственными дежурными по школе, она, по мнению нашего нового классного руководителя, думаю, лучше справлялась и все таки мы не могли, в отличие от нашей одноклассницы Ксении Гелашвили обеспечить систематизированный забор дневников у входа в школу за опоздания и нарушения дисциплины, а в школе такой порядок есть, в противном случае вызывается администрация и регулирует процесс она. Нам же могли частенько вальяжно бросить: «Да я в 11 классе забыл, что есть дневник!» на что мы, чтобы обеспечить дисциплину говорили: «Да, я тоже образованный человек и многое знаю и умею, а представляешь, как бывает, в 10 классе тоже забыл, что такое дневник, но тем не менее, вспоминаю и его даю, коли опоздал и веду себя прилично, чтобы не было более серьезных замечаний». С нами уже была талантливая команда учителей-предметников. Например, еще по русскому, в свое время были сложнейшие графические диктанты у лучшего учителя Натальи Валентиновны Емельяновой, у которой училась тогдашней ведущий литератор Наталья Юрьевна Сидорова. А сейчас… Вижу Н,В. Емельянову в Интернете и общаться по-доброму захочет ли, защищать нашу историю, культуру, воспоминания? Пишет: «Только не трогайте меня и все…» Значит, видит хорошее в основном только в воспитании. Учеба у меня стала хуже, т.к. класс был сильнее. В 10 классе я уже была еле ходячая от боли, пришла к нам в актовый зал на конференцию, где школьники защищали работы по НИР, в том числе и про экологические пробы воды в районе и я, которая стала сомневаться в том, что хватит ли мне образования РГПУ им. А.И. Герцена для преподавания в старших классах школы, решила заниматься именно устными выступлениями с НИР.

Вот и совершеннолетие наступает… О нем ли в воспоминаниях писала порядочная и неприступная Н.В. Дунаевская? А теперь вот и я написала свои воспоминания и тоже стала тут же благородна-неприступна, хотя истинно приучена, что интеллигентный порядочный человек себе никогда такого не позволит, ни по жизни ни в бизнесе. В 11 классе мне удалось уговорить Бориса Владимировича Неупокоева стать моим научным руководителем, а что до второго, то мне Лариса Антоновна Куркчи и Наталья Петровна Завьялова рекомендовали методиста города (СПбАППО) Нину Витальевну Мозженко, которая когда-то была знаменитым филологом нашей школы. Тема школьной дипломной работы: «А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин: два взгляда на Петра Великого». Меня прислала к ней завуч, преподаватель по русскому языку Наталья Юрьевна Сидорова, иногда поручая перевозить их папочки с разработками. Сначала я восхитила ее речью, потом было честное многотрудное переписывание работы.. Даже после блестяще сданного экзамена по литературе на «5» мне было трудно, даже наняли репетитора по сложным ситуациям в русском языке и литературе. Но работу я написала и мой научный руководитель, обойдя историка, сказала: «Ну я понимаю, можно полениться и не написать, но ты мне кинула, то, что захотела и теперь это груз твоей совести, как и нашей совести ученых груз то, что мы творим. Через лет 10 ты свои миллионы со все ответственностью заработаешь, вот увидишь. А пока программа В.Г. Маранцмана освоена, сравнительный, семантический анализ образов Петра оттуда». Я защитила свою работу почти лучше всех. У нас было немало медалистов, хорошистов, но особенно мы гордились нашими участниками школьных походов в горы Хибины. Убедительнее всех выразила педагогическую позицию достойного человека Ольга Дуденкова: «Я не могу принять сторону. Я не знаю никого, кто не прав».

Вообще 11 класс был для нас очень насыщен. Один из нас поступил в СПбГУ без экзаменов по олимпиадной НИР в конкурсе «Интеллектуальное возрождение» и потом стал кандидатом наук. После моей защиты НИР мне в нашем альбоме написала учитель по английскому языку Инна Алексеевна: «Лена! Учителя тоже иногда ошибаются! И мне всегда не хватало одного твоего качества-это уверенности в себе. Я это поняла, когда увидела твое выступление». Теперь семья этой учительницы давно работает в Америке. Вот так и заканчивалась моя школа: разводными мостами, удивительным творческим выпускным звонком, когда вся школа была превращена в вокзал, от которого отходила 2 поезда с литерами «А» и «Б» на станцию «Удача». Это придумали наши педагоги. Директор Светлана Алексеевна Елфимова, пригласив начальника РОНО в гости или на проверку на наш выпускной, тогда встала у порога школы и никого не пускала, пока не покажет свою парадную и актерскую форму к отчетному спектаклю). Все были в черно белых костюмчиках, а я не успела и стилизовалась под тогдашнюю моду-розовый пиджачок и вельветовые брючки и получила последний выговор. Наконец мое выступление: «Елена Наймарк -- югославская шпионка, девушка с дипломатом, один раз ее видели без него и одним китайским посольством стало меньше». Я чуть в обморок не упала от страха.

На выпускном звонке Светлана Алексеевна не выдержала, вышла, может, рассердилась, что мы не вполне выполнили ее наказ, может, просто предчувствовала наши проблемы с работой… До этого она сказала: «Да, мы Вас ругали, но знаете, я вот вам сейчас прочту одни стихи про учителей… Они не ожидали от вас непременной известности, но ожидали всегда запас порядочности и честности». Филолог посвятила нам ахаматовские строки: 

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем,- Начали песни слагать

О великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве. 

А потом уже, после всех экзаменов Наталья Алексеевна Цуринова сказала нам: «Терпения вам на то, что изменить нельзя, здоровья на то, что изменить можно и мудрости в умении отличать одно от другого». Эта американская молитва была разъяснена еще одним теологом: «Иногда ты кладешь на весы божьего правосудия жизнь вечную». Суметь бы соответствовать… 

Я закончила 2 высших образования и 2 аспирантуры РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГУ, ЕУСПб, стала учителем, преподавателем Вуза, молодым ученым, автором более 40 научно-методических трудов, в том числе и учебного пособия по истории менеджмента, симпатичной диссертации по краеведению и культурологии. До сих пор нетерпима к отсутствию самокритики, «образованщине», догматизму и предательству. Я участник и  лауреат педагогических конкурсов. Винюсь, что не вспомнила столько истины про школьных Витьков, Саньков, черных Эдиков, наркотически зависимых Машенек, деревенских Тонечек Козловых и Ольгуней Жидковых, как профессионал и ученый методист Нина Витальевна Мозженко. Но у меня своя дипломатия. Ну все. Жду Ваших воспоминаний. До новых встреч.

Материал 4.

Литература:

§  ЦГА ГФФД. Ар 215911, разные фонды.

§  ЦГИА. Журнал 46, Д. 240, Л. 47-69.

§  ЦГИА. Ф. 217. Оп. 1. Журнал 46, Д. 240, Л. 242.

§  ЦГИА. Ф. 217. Оп. 1. Журнал 46, Д. 240, Л. 243.

§  ЦГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 2872. Л. 3.

§  РГА СПб. Разные фонды.

§  Архив РОО Петроградского района. Разные документы.

 

 

§  Алексеева Н.К. Тезисы к реферату на тему «Училищный Дом им. А.С. Пушкина». // Моя Петроградская сторона. Лучшие работы по краеведению участников конкурса школьников Петроградского района. СПб., 1997. С.179.

§  Блок М. Школа //Ленинградская правда, 30.12.1984. С. 4

§  Веселов Е. «Мне еще до Берлина нужно с боем, сестренка дойти…»//Вечерний Ленинград, 22.06.2005.


Веселов Е. Месть немецкой богини // Санкт-Петербургские ведомости, 24.05.2005. С.

1-2.

§  Весь Ленинград. Справочник. Л. , 1935. С. 346.

§  Вигдорова Ф. Мой класс. М.: АСТ. 2014.

§  Винигрет- № 4 – 1999. С. 5.

§  Вишнякова-Вишневицкая А. Моя петербургская родословная // Моя Петроградская сторона. Люди Петроградской стороны… вчера… сегодня… завтра. СПб., 1998. С. 184-192.

§  Воробьев Ю.Р. Век учись//Санкт-Петербургские ведомости.-2004.-8 апреля. С. 4.

§  Герои Петроградской стороны. СПб., 2010.

§  Глезеров С.Е. Свобода личности выше догм. Так было заведено в Первой образцовой школе. //Санкт-Петербургские ведомости-.№ 170  от  07.09.2012. С. 1-2.

§  Гречухин А.К. Петроградская сторона. СПб., 2003.

§  Гутова Ю. «Кому нести печаль свою» // Санкт-Петербургские ведомости, 06.05.2006.

§  Дембо Ж.Чем труднее ребенок, тем он дороже для всех // Смена.-1996-24 января. С. 2.

§  Долинина Н. Старая учительница // Семья и школа—1977—№ 9. С. 9-12.

§  Дунаевская Н.Ф.  Первая образцовая школа РСФСР. СПб.:2012.

§  Дунаевская Н.Ф. Ленинградские мальчики защищали Сталинград //Вестник ветерана — № 1 — 2000.

§  Жерихина Е.И.. Смольный : История зданий и учреждений / Е.И. Жерихина. – СПб., Лики России, 2002.

§  Зарянова Ф.В.. Педагоги высшей квалификации.// Журнал Санкт-Петербургскоий университет №10 (3852) -2012 http://journal.spbu.ru/?p=7958

§  Зодчий —, 1907 — Вып. 48, С. 49

§  Исаченко В. Он строил училищные дома /Блокнот агитатора — 1982 —№ 2. С. 49-56.

§  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. М., 2001.

§  Итоги конкурса образцовых школ//Коммунистическое просвещение-1935 -№ 2-С. 10-

43.

§  Калюжная А.Д. Петербургская сторона. Спб., 2007.

§  Козырев Ю.В, Окова Л.Р., Сидорова Н.Ю. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования — №1 —январь-февраль—  2011. С. 1421

§  Краткий отчет о постройке городского училищного дома имени А.С. Пушкина. Спб., 1907.

§  Лейберов И.П., Ходанович В.И. Особый протест (страницы из истории сопротивления сталинщине) // Клио — 1999— № 1. С. 162-168.

§  Ленинградское дело. Л., 1990.

§  Мальчики с Петроградской стороны // Кронверк — февраль — 2000 — № 9.

§  Мозженко Н.В.. Окно в колодец. Спб.: ООО «Р-КОПИ», 2014.

§  Нелюбов Н.С. Обзор строительной деятельности. СПб., 1908.

§  О постройке двух городских училищных домов в Нарвской и Петербургской частях

//Известия Санкт-Петербургской Городской Думы — 1904 — № 16.  Т. 156. С. 13671461.

§  Об уступке участка городской земли по Большой Ружейной улице, 14 для постройки здания Учительского института//Известия Санкт-Петербургской городской Думы — 1902 — №  5. С. 752-788.

Объявление об открытии школьного музея // Вечерний Ленинград. 31.01.1987.

§  Объявление. По ходатайству кн. К.А. Горчакова… ему городского участка земли по Б. Ружейной ул., 14 должен быть построен доходный дом// Известия СанктПетербургской Городской Думы — 1901 — № 14.  С. 880-883.

§  Окова Л.Р.,  Козырев Ю.В., Сидорова Н.Ю. Интерактивные образовательные технологии. Методическое пособие. СПб, 2009.

§  Панич М.С. Такие мальчики// Звезда —№ 2-3.  —1971. 

§  Пахарьков Г.Н. «Прощай, учитель» // Электрик, декабрь 2005.

§  Перкина М.Я. Ответственный период //Ленинградская правда, 18.05.1939. С. 3.

§  Пономарева В. Верность//Комсомольская правда, 28.05.1977.

§  Привалов В.Д. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди. М., 2013.

§  Принятие решений в системе образования: Монографический сборник. Под общей редакцией С.В. Ивановой. Коллектив авторов: Е.В. Бебенина, В.Г. Белов, А.И. Беспалов, М.В. Виноградов, Б.Л. Вульфсон, М.В. Гуськова, В.С. Диев, С.В. Иванова, В.А. Картунова, А.С. Козлов, П.Н. Костылев, Е.В. Левина, В.С. Меськов, Аренас Мозо Оскар Иван, Е.В. Неборский, А.В. Овчинников, Г.В. Сорина, Л.А. Цыренова, К.С.

Шаров, Ю.В. Ярмак - М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр АНОО "ИЭТ" -

2014 г. - 548 с.

§  Прокофьева А. История школы-гимназии № 80// Моя Петроградская сторона. Лучшие работы по краеведению участников конкурса школьников Петроградского района. СПб., 1997. С.177.

§  Просвирина Т., Ильин М. Пылающий адрес войны //Вечерний Ленинград. 27.04.1983.

§  Работнова В. Искра и Зорька// Московский комсомолец. 04.05.2007.

§  Сайт         «Ситиволлз». http://www.citywalls.ru/house6114.html?s=46hskdn3asiae8u6dt0ovqfad3. Просмотр:

01.01.15 в 00:00.

§  Сайт         Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%E2%84

%96_80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-

%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3).

Просмотр 01.06.2013, 00:00.

§  Сайт школы № 80. http://school80.su/ Просмотр 01.06.2013, 00:01.

§  Сайты школы № 80 на порталах и индивидуальном домене. http://www.shkolaspb.ru/anglijskij-yazyik/80-shkola-s-uglublennyim-izucheniem-anglijskogo-yazyika/ Просмотр 01.06.2013, 00:15.

§  Серегина Е. Путь в историю// Вечерний Ленинград, 15.04.1987. С. 3.

§  Сидоровский Л. Под стягом Балтики // Невское время, 24.06.2008. С. 11.

§  Слава Героям Советского Союза — лучшим сынам нашей Родины! // Фортификатор,

07.11.1944.

§  Студенцов Ю.  Верны традициям //Ленинградская правда, 22.02.1975. С. 2.

§  Сычев А. Кто водрузил Знамя Победы?//Аргументы и факты, 1990, № 18. С. 4.

§  Туркин В. Ленинградский венок / Равнение на верность. М., 1975.

§  Уткина И.Ф. Лучший подарок Пушкину // Метроном Аптекарского острова — 2005— № 3. С. 92-98.

§  Уткина И.Ф., Серднак Р.В. Дом имени Пушкина // Нева—1987—№ 8. С. 205-206.

§  Фесенко В. Герои остаются героями // СК-новости, 19.05.2005. С. 9.

§  Ходанович В. Это тоже протест // Ленинградский рабочий-1989-27 окт. С. 4.

Ходанович В.М. Я не буду партийным коммунистом// Ленинградский рабочий.

03.08.1990.

§  Холшевникова Е. Детство надо уважать. Рецензия на повесть М.С. Панича «Такие мальчики»// Ленингралская правда. 28.09.1972. 

§  Церковь Введения во храм пресвятой Богородицы при Училищном доме имени А. С. Пушкина // Святыни Петербурга. Спб.: 2010. 

§  Шатунов Б. Улица Мира // Блокнот агитатора — 1984 —№ 6. С. 52–63.

§  Шатунов Б. Улица Мира // Блокнот агитатора— 1984—№ 6, С.59-63.

§  Школа-гимназия № 80 с углубленным изучением английского языка//Образовательные учреждения Петроградского района и педагогические технологии. СПб., 1998. С. 28-31.

§  Школа-гимназия № 80 с углубленным изучением английского языка//Образовательные учреждения Петроградского района и педагогические технологии. С. 28-31.

§  Щукина Л. Новоселье в старой школе//Санкт-Петербургские ведомости-1996-20 января. С. 2.

§  Энтин И. Няня // Резец — № 7 — 1935. С. 14-15.

Наймарк Елена Александровна

Наймарк Елена Александровна

Приносим поклон Н.В. Дунаевской, описавшей в популярной истории «Первая образцовая…» (Спб

Приносим поклон Н.В. Дунаевской, описавшей в популярной истории «Первая образцовая…» (Спб

А на улице Мира в то время во всю искали преступников, тунеядцев, беспризорников, черные машины-«воронки» задерживали всех неугодных новому тоталитарному режиму

А на улице Мира в то время во всю искали преступников, тунеядцев, беспризорников, черные машины-«воронки» задерживали всех неугодных новому тоталитарному режиму

Петрогррадского района в государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школу № 80 с углубленным изучением английского языка

Петрогррадского района в государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школу № 80 с углубленным изучением английского языка

Знаю (по домашнему заданию, выданным заранее карточкам)

Знаю (по домашнему заданию, выданным заранее карточкам)

В 1990е годы начали международные обм педагогов

В 1990е годы начали международные обм педагогов

Учителя 1990х годов дили сих

Учителя 1990х годов дили сих

Наймарк Е.А. Завуч: экономические, юридические реалии работы

Наймарк Е.А. Завуч: экономические, юридические реалии работы

ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе»

ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе»

Вами задача, вспомнить и выявить как можно больше объективной информации об ее истории

Вами задача, вспомнить и выявить как можно больше объективной информации об ее истории

Педофилы, воры и маньяки с наркоманами ходили на

Педофилы, воры и маньяки с наркоманами ходили на

А пока мы заучивали свои тематические тексты на английском языке («топики») про

А пока мы заучивали свои тематические тексты на английском языке («топики») про

Часть 2. Средняя и старшая школа (5-11 классы)

Часть 2. Средняя и старшая школа (5-11 классы)

Вы считаете стоит продолжать вспоминать?

Вы считаете стоит продолжать вспоминать?

Итак, в 5 классе я стала хорошисткой

Итак, в 5 классе я стала хорошисткой

Лариса Антоновна и Нина Витальевна

Лариса Антоновна и Нина Витальевна

Мы тоже с папой (у меня родители жили раздельно) переехали на улицу

Мы тоже с папой (у меня родители жили раздельно) переехали на улицу

Дедушка дошел полковником пехотных войск с транспортным обеспечением до

Дедушка дошел полковником пехотных войск с транспортным обеспечением до

Поэтому он и стал, будучи кандидатом технических наук, членом

Поэтому он и стал, будучи кандидатом технических наук, членом

Училищном доме имени А.С Пушкина в первые десятилетия

Училищном доме имени А.С Пушкина в первые десятилетия

Я вела журнал, регулярные собрания класса, весьма дипломатично и гибко себя держала

Я вела журнал, регулярные собрания класса, весьма дипломатично и гибко себя держала

Институтом усовершенствования учителей (нынешний

Институтом усовершенствования учителей (нынешний

Значит, видит хорошее в основном только в воспитании

Значит, видит хорошее в основном только в воспитании

Инна Алексеевна: «Лена! Учителя тоже иногда ошибаются!

Инна Алексеевна: «Лена! Учителя тоже иногда ошибаются!

Я закончила 2 высших образования и 2 аспирантуры

Я закончила 2 высших образования и 2 аспирантуры

Веселов Е. Месть немецкой богини //

Веселов Е. Месть немецкой богини //

Краткий отчет о постройке городского училищного дома имени

Краткий отчет о постройке городского училищного дома имени

Сайт «Ситиволлз». http://www

Сайт «Ситиволлз». http://www

Школа-гимназия № 80 с углубленным изучением английского языка//Образовательные учреждения

Школа-гимназия № 80 с углубленным изучением английского языка//Образовательные учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020