Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения

  • docx
  • 18.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассматривается неразрывная и взаимообусловленная роль семьи и школы в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения. Семья определяется как первичный и ключевой институт, закладывающий основы личности, моральные принципы и первичные представления о мире. Школа, в свою очередь, выступает как важнейший социальный институт, систематизирующий знания, расширяющий социальный опыт и способствующий интеграции ребенка в общество. Автор подчеркивает, что, несмотря на автономность функций каждого института, именно их тесное взаимодействие и партнерство является залогом эффективного всестороннего развития личности. В работе анализируются специфические и неспецифические функции семьи, основные принципы и функции школы, а также современные вызовы, снижающие воспитательный потенциал семьи. Делается вывод о необходимости координации усилий школы, семьи и других социальных институтов для преодоления кризисных явлений и успешного решения задач воспитания.
Иконка файла материала Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.docx

Усьманкина Н.В.

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный

 университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары) 

 

Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения

 

Аннотация. В данной статье рассматривается неразрывная и взаимообусловленная роль семьи и школы в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения. Семья определяется как первичный и ключевой институт, закладывающий основы личности, моральные принципы и первичные представления о мире. Школа, в свою очередь, выступает как важнейший социальный институт, систематизирующий знания, расширяющий социальный опыт и способствующий интеграции ребенка в общество. Автор подчеркивает, что, несмотря на автономность функций каждого института, именно их тесное взаимодействие и партнерство является залогом эффективного всестороннего развития личности. В работе анализируются специфические и неспецифические функции семьи, основные принципы и функции школы, а также современные вызовы, снижающие воспитательный потенциал семьи. Делается вывод о необходимости координации усилий школы, семьи и других социальных институтов для преодоления кризисных явлений и успешного решения задач воспитания.

Ключевые слова: воспитание, социализация, подрастающее поколение, семья, школа, семейное воспитание, социальный институт, взаимодействие семьи и школы, воспитательный потенциал семьи, функции семьи, функции школы.

Usmankina N.V.

Chuvash State

University named after I.N. Ulyanov (Cheboksary)

 

The role of schools and families in the upbringing of the younger generation

 

Annotation. This article examines the inseparable and interdependent role of family and school in the process of upbringing and socialization of the younger generation. The family is defined as the primary and key institution that lays the foundations of personality, moral principles and primary ideas about the world. The school, in turn, acts as the most important social institution that systematizes knowledge, expands social experience and promotes the integration of the child into society. The author emphasizes that, despite the autonomy of the functions of each institution, it is their close interaction and partnership that is the key to effective comprehensive personal development. The paper analyzes the specific and non-specific functions of the family, the basic principles and functions of the school, as well as modern challenges that reduce the educational potential of the family. It is concluded that it is necessary to coordinate the efforts of schools, families and other social institutions to overcome crisis phenomena and successfully solve educational problems.

Keywords: upbringing, socialization, the younger generation, family, school, family education, social institution, interaction between family and school, educational potential of the family, family functions, school functions.

 

Важность и взаимосвязь между школой и семьей в процессе воспитания нового поколения неоспорима. Семья – ключевой элемент становления, образования и адаптации ребенка в обществе. Именно в семейном кругу формируются первые представления о мире, происходит становление личности и формируются моральные принципы. Семья знакомит ребенка с понятиями любви, веры и почитания, учит, как вести себя в различных обстоятельствах.

Школа, со своей стороны, координирует свои действия с семьей и другими социальными институтами, чтобы создать благоприятную среду для всестороннего развития и образования личности. Школа оказывает поддержку семьям, обогащая их знания в сфере воспитания и помогая избегать распространенных ошибок в развитии ребенка.

Значимость сотрудничества образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания подрастающего поколения определяется рядом существенных обстоятельств:

Во-первых, ключевая роль семейного воспитания неоспорима. Именно в семейном кругу закладываются моральные принципы, формируются поведенческие модели, раскрываются внутренние качества и индивидуальность ребенка.

Во-вторых, взаимодействие между школой и семьей является необходимостью. Продолжительное время обучения в школе, обычно 8-9 лет, означает постоянное влияние на ребенка как со стороны учителей, так и со стороны родителей.

В-третьих, существуют определенные сложности в семейном воспитании. Современная система воспитания в семье подвержена изменениям, возникают такие вызовы, как небольшое количество детей в семьях, тенденция отделения молодых семей от старшего поколения, а также социально-экономические трудности.

В-четвертых, важность предоставления возможности для самореализации и раскрытия потенциала. Часто именно в школьной среде ребенок получает возможность для самовыражения и демонстрации своих способностей.

Объект исследования: особенности воспитания подрастающего поколения.

Предмет исследования: роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Цель исследования: рассмотреть особенности школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие  «семья».

2. Определить роль семьи в становлении и развитии ребенка.

3. Охарактеризовать школу как социальный институт.

4. Проанализировать значение школы в воспитании подрастающего поколения.

 Таким образом, актуальность совместной работы школы и семьи в образовании молодого поколения обусловлена необходимостью объединения усилий этих двух институтов для эффективного воспитания и всестороннего развития детей.

Термин «семья» трактуется по-разному, в зависимости от области применения, будь то социологические исследования, юридические нормы или психологические концепции.

Традиционно, семьей считается группа лиц, объединенных кровными связями, супружеством или актом усыновления/удочерения. Их объединяет совместное ведение хозяйства, обоюдная ответственность и процесс взращивания подрастающего поколения. Членами семьи являются дети (как кровные, так и приемные), братья и сестры, родители, бабушки и дедушки, а также супруги.

В социологическом контексте семья анализируется одновременно как небольшая социальная общность и как социальный институт. Как малая группа, она занимается удовлетворением индивидуальных нужд ее членов, а как институт — обеспечивает реализацию общественно значимых потребностей.

Семья – общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; она как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль как общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации [1, с. 45].

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни [6].

В исследованиях Р.М. Асадуллина семья определяется как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2, c. 7].

В концепции Л.Б. Гацаловой семья понимается как основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [3].

В работах Л.В. Загрековой дается более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку [4].

Польский ученый Ян Щепаньский дает следующее определение семьи как особой малой социальной группы. Семья – это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и людьми [4].

Американский социолог Джон Масионис делает акцент на семье как социальном институте. Семья – это социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющих людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей. Синоним к семейным узам выступает родственно-социальная связь, основанная на кровных, брачных узах или установленная в результате усыновления или удочерения [4].

Таким образом, разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. В течении многих столетий в саму суть понятия «семья» каких-либо значительных изменений не вносилось.

Социализация представляет собой адаптацию индивида к общественной среде, усвоение им норм и ценностей социума, а также интеграцию в систему социальных взаимоотношений.

Процесс превращения ребенка в полноценного члена общества занимает продолжительное время. На протяжении всего детства он остро нуждается в поддержке и руководстве семьи, которая является ключевым фактором социализации на данном этапе. Длительный период зависимости от родителей требует от них постоянного внимания к уходу и защите ребенка [8].

Семья выступает в качестве первичной и наиболее значимой социальной группы, оказывающей влияние на формирование личности. Она объединяет биологические и социальные связи между поколениями, которые играют важную роль в формировании психики и первичной социализации ребенка. Семья оказывает всестороннее влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, выступая как микросреда, формирующая личность. Её задача – плавно ввести ребенка в мир социума, учитывая его природу и культурные особенности страны [7, c. 20].

Важнейшей задачей родителей является передача ребенку социального опыта, культурных ценностей, моральных норм и традиций. Все функции, выполняемые семьей, имеют одинаковую важность. Выделение специфических и неспецифических функций необходимо для дифференциации семьи от других социальных институтов [3].

Специфические функции, такие как репродуктивная, экзистенциональная и функция социализации, сохраняются независимо от изменений в обществе. Неспецифические функции, связанные с передачей собственности, социального статуса, организацией быта и досуга, заботой о здоровье, отражают историческую взаимосвязь между семьей и обществом.

Воспитание играет важную роль в первичной социализации. Родители являются первыми и главными воспитателями. Воспитание – это сложный процесс, охватывающий влияние всей атмосферы и микроклимата семьи. Основой воспитания выступает забота и разумная опека старших о младших. Личный пример родителей служит важным средством воздействия, поскольку дети склонны к подражанию [5].

Окружающая микросреда, психологический климат, условия воспитания, взаимодействие с родителями и их личностные качества оказывают значительное влияние на формирование характера ребенка. Неблагоприятная атмосфера может привести к патологическим чертам личности. Важно помнить, что семейная обстановка оказывает существенное влияние на становление личности детей.

Школа, как общественный институт, представляет собой комплекс культурных правил, социального взаимодействия и действий людей, направленных на передачу знаний и становление личности. Этот институт включает в себя образовательные организации (учебные заведения), человеческий ресурс (учителя, ученики, администрация) и связи между всеми, кто вовлечен в образовательный процесс.

Школа, выступая в роли общественного института, выполняет важную миссию – способствует интеграции личности в общество, помогая адаптироваться к установленным нормам, ценностям и ожиданиям, принятым в социуме [2, c. 7].

Функции школы достаточно обширны и заключаются в следующем:

1. Социализация. Посредством образовательного и воспитательного процессов индивид усваивает культурное наследие, этические принципы, нормы поведения и основы социальной организации.

2. Развитие социальных компетенций. Общение со сверстниками и педагогами способствует развитию эмпатии, умению сотрудничать и находить компромиссы в конфликтных ситуациях.

3. Профессиональное ориентирование. Обучение в школе знакомит учащихся с разнообразием профессий, что облегчает выбор дальнейшего профессионального пути.

4. Становление морально-этических ориентиров. В ходе учебного процесса учащиеся анализируют понятия добра и зла, учатся понимать и уважать различные точки зрения.

5. Эмоциональное взросление: Именно в школьной среде ученики переживают спектр эмоций, от радости до разочарования, сталкиваются с разногласиями и учатся их урегулировать [7, c, 20].

Школа, рассматриваемая как социальный институт, представляет собой интегрированную и открытую систему, активно взаимодействующую с окружающим миром. На её функционирование оказывают влияние различные факторы, включая социально-культурную атмосферу, политические, юридические, экономические, культурные, экологические и другие воздействия.

Вместе с тем, школа обладает своей внутренней средой, включающей разнообразные системы взаимосвязей между учениками, педагогами, родителями и другими участниками образовательного процесса [5, c. 163].

В основе функционирования школы как социального института лежат следующие принципы:

1. Приоритет гуманистических ценностей в образовательном процессе, акцент на общечеловеческие идеалы, здоровье и благополучие личности, а также создание условий для всестороннего развития.

2. Обеспечение единства образовательного пространства страны посредством сохранения и развития национальной культуры, традиций и уникальных особенностей различных народов.

3. Гарантия доступности образования за счет адаптации образовательных программ и системы в целом к изменяющимся условиям и индивидуальным потребностям учащихся.

4. Светский характер образования, закрепляющий за государством исключительное право на организацию и управление образовательной системой.

5. В деятельности школы как социального института могут возникать дисфункции, отражающие несоответствие между актуальными потребностями общества и существующей структурой и функциями института. Примеры таких дисфункций включают:

6. Размытость целей и задач деятельности, снижение социального престижа и авторитета института [4].

Таким образом, школа, представляет собой социальный институт, который функционирует как общественный институт, представляющий собой структурированную систему обучения и воспитания. Основная цель школы заключается в трансляции знаний, умений, моральных принципов и культурного наследия от старших поколений к младшим. Этот институт охватывает образовательные организации (школы), человеческие ресурсы (преподавателей, учеников, администрацию) и связи, формирующиеся между всеми участниками учебного процесса. Другими словами, школа является сложной социальной системой, обеспечивающей непрерывность культурного и интеллектуального развития общества.

Семейный институт играет значительную роль в процессе социализации детей, и успех этой социализации напрямую зависит от воспитательного потенциала семьи.

Семья, выполняя функцию первичной социализации, выступает в качестве активного участника этого процесса и представляет собой сложную социальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Исследования показывают, что понимание семьи как системы способствует усилению её воспитательных возможностей [1, c. 45].

Следовательно, важным условием для улучшения работы с семьями является учет основных компонентов, составляющих ее как систему.

Социально-педагогическая работа выступает ключевым инструментом для усиления роли семьи и реализации её основных функций. Она способствует улучшению внутрисемейных отношений, смягчает конфликтные ситуации и, тем самым, повышает воспитательный потенциал семьи [5, c. 163].

Школа и семья преследуют общую цель: социализацию личности и расширение социального опыта учеников и педагогов. Школа, оказывая влияние на социум и семью, создает благоприятные условия для их самореализации, не ограничивая их свободу. Важно их взаимодействие и взаимовлияние, чтобы семья не стала пассивным получателем помощи извне. Семья, ощущая поддержку школы и общества, развивает дух гуманизма – веру в возможности человека и в его положительный потенциал, который можно и необходимо развивать, помогая членам семьи.

Эффективность взаимодействия семьи и общества во многом зависит от школы и ее сотрудничества с социальными службами, направленными на поддержку семьи. Социальная педагогика, как отрасль педагогической науки, работает с людьми разного возраста, объединенными общими условиями семьи и ее социального окружения. Совместная деятельность с детьми является мощным воспитательным фактором для взрослых [2, c. 7].

Таким образом, роль образовательного учреждения в становлении подрастающего поколения огромна, так как школа:

1.Прививает любовь к Родине и общественным идеалам. Преподаватели делятся информацией о значимых обычаях и идеалах, повествуют об истории и культурном наследии государства.

2. Содействует учащимся в выборе жизненного пути. Школа оказывает содействие в моральном, гражданском и профессиональном развитии.

3. Обеспечивает благоприятную среду для успешной адаптации в обществе. В период обучения в школе ученики не только приобретают фундаментальные знания, но и осваивают новые социальные функции, этические принципы и убеждения.

4. Развивает такие качества личности, как ответственность, самоуважение, порядочность, предприимчивость и организованность.

Важно помнить, что более эффективные результаты в воспитательном и образовательном процессе достигаются при условии налаженного взаимодействия между семьей и школой.

Таким образом, воспитание и социальное становление личности происходят под влиянием как спонтанных обстоятельств, так и целенаправленной деятельности социальных институтов. Семья, как фундаментальная единица общества, играет ключевую роль в первичной социализации, обеспечивая преемственность социальных норм и отношений, а также создавая условия для раскрытия потенциала индивида.

Однако, анализ показывает, что современные семьи сталкиваются с трудностями, снижающими их эффективность в выполнении социально значимых функций. Эти трудности обусловлены кризисными явлениями, в первую очередь, нестабильностью браков и деорганизацией семейной жизни. Увеличение числа конфликтных семей с неблагоприятным морально-психологическим климатом негативно сказывается на социализации детей. Наряду с этим, социально-культурный уровень родителей, условия проживания, образ жизни и социальный статус семьи также влияют на этот процесс. Тем не менее, ключевым фактором остается морально-психологическая атмосфера.

Наблюдаемые негативные тенденции в функционировании семьи стимулируют общество к поиску способов усиления ее роли в социализации подрастающего поколения. Современные школы активно внедряют социальную работу, направленную на создание благоприятных условий для жизни личности и общества, предотвращение и разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и толерантности, а также на расширение доступа к образованию.

Современная школа активно координирует усилия семьи, внешкольных учреждений, спортивных и творческих объединений, различных социальных институтов, направляя их на решение задач социального воспитания. Школа вовлекает родителей в организацию различных видов деятельности учащихся, что положительно отражается на внутренней жизни школы, развитии воспитания и обучения.

В результате работы над рефератом нами рассмотрено понятие «семья», определена роль семьи в становлении и развитии ребенка, охарактеризована школа как социальный институт, проанализировано значение школы в воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме.

Литература

1.    Айсултанова К.Х. Влияние школы на воспитание и обучение личности / К.Х. Айсултанова // Журнал прикладных исследований. – 2023. – №9. – С. 45–52.

2.    Асадуллин Р.М. Семья и школа: от противостояния к взаимодействию / Р.М. Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – №5 (78), С. 7–11.

3.    Гацалова Л.Б. Семья и школа: педагогические основы взаимодействия / Л.Б. Гацалова. – Уфа: Аэтерна, 2023. – 226 с.

4.    Загрекова Л.В. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / Л.В. Загрекова. – Нижний Новгород: ННГУ, 2019. – 256 с.

5.    Мезенцева Ю.И. Традиционные семейные ценности и современное образование / Ю.И. Мезенцева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2024. – № 9 (3-2). – С. 163–167.

6.    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.

7.    Рослякова С.В. Особенности социализации современных подростков // БГЖ. – 2018. – №4 (25). – С. 20–25.

8.    Степанов Е.Н. Персонифицированная система воспитания, или Как дойти до каждого ребёнка / Е.Н. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 2020. – 366 с.


 

9.