Роль сказок в коррекции детских страхов
Оценка 5

Роль сказок в коррекции детских страхов

Оценка 5
docx
Детсад
26.02.2020
Роль сказок в коррекции детских страхов
Эссе Роль сказок в коррекции детских страхов.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» с. Тогул Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

«Роль сказок в коррекции детских страхов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ошкина Марина Владимировна, старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

Вступление

Сказка является произведением искусства и как почти каждый вид искусства становится своего рода психотерапией. Дословно сказкотерапия означает лечение сказкой, хотя точнее было бы ска­зать лечение повествованием, так как в ней используются самые разные литературные жанры: притчи, былины, басни, легенды, ми­фы, сказки, анекдоты, байки, фэнтези, любовные романы и т. п. - все, что описано метафорой, что имеет иносказательный смысл. Самым разнообразным жанром является сказка - вымышленная история, содержащая невозможные или неправдоподобные с точ­ки зрения слушателя события или явления.

Часто люди, не знакомые со сказкотерапией, считают, что она адресована только детям, причем дошкольного возраста. В дейст­вительности это не так, хотя ее и правомерно назвать «детским ме­тодом», поскольку сказка обращена к детскому началу человека лю­бого возраста. В сказкотерапии «ребенок» понимается более ши­роко, как «внутренний ребенок» в каждом человек. А предметом сказкотерапии, соответственно, является процесс воспитания «внут­реннего ребенка», развитие души, приобретение знаний о законах жизни, моделях социально-приемлемого поведения.

Причины многих проблем, таких как агрессивность, страхи, тики, неуверенность, низкая самооценка, трудности в общении, комплексы неполноценности, как правило, лежат в раннем дет­стве. Они закладываются на иррациональном уровне, ведь малень­кий ребенок - существо эмоциональное. Каждая психологическая школа по-своему объясняет причины проблем и предлагает свои пути помощи. В сказкотерапии все эти проблемы можно обозна­чить одним словосочетанием - «внутренняя дисгармония разви­тия человека», а помощь - «достижение внутренней гармонии».

 

 

Основная часть

Сказка является самым любимым литературным жанром де­тей, а восприятие сказки - еще одним видом деятельности этого возраста (наряду с ведущей игровой, изобразительной). Возника­ет вопрос, при чем тут деятельность, если ребенок сидит и слу­шает. Дело в восприятии маленького ребенка, которое отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая дея­тельность, которая нуждается во внешних опорах. Отечественны­ми психологами было выделено специфическое действие для этой деятельности - содействие, когда ребенок становится на пози­цию главного героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Сопереживание, мысленное содействие сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре

Дети очень любят сказки, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказку ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникаю­щих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и спра­ведливости. Через сказку у ребенка формируется символический «банк жизненных ситуаций».

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Один из самых авторитетных в этой области психологов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что данная концепция базируется на пяти видах сказок: художественные (авторские, народные), психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные, дидактические.

В настоящее время существует большое количество развивающих, психокоррекционых и психотерапевтических программ, основанных на различных видах сказок. Однако иногда возникает необходимость написания персонализированной сказки, сказки для одного конкретного малыша, учитывающей его индивидуально-психологические особенности. Тогда на помощь специалисту придут рекомендации и правила по написанию психокоррекционных историй Д.Бретт, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.В.Гнездилова и др.

В каждом случае для ребенка должна создаваться «зона безопасности», он не должен чувствовать себя смущенным или виноватым, не должен бояться. Малыш просто слушает сказку, где соседствуют реальные и вымышленные события, фантастические и взятые из жизни персонажи, ребенок узнаёт новое, размышляет, сравнивает без неприятных психологических последствий. Кроме того, психокоррекционная сказка должна предлагать замещающий опыт, самостоятельно или при помощи взрослого малыш выбирает варианты решения существующих проблем.

Сказочный сюжет всегда разворачивается в определенной последовательности. Можно опираться на следующую схему:

1 Жили-были…

Статус-кво, начала сказки, встреча с её героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).

2 И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка.

3 Из-за этого…

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки

4 Кульминация

Герои справляются с трудностями

5 Развязка

Результат действий героев сказки:

6 Мораль сей сказки такова…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально меняется.

 

Используя сказки, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. Сказкотерапия позволяет эффективно преодолевать нарушениями самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно, помогает бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности (психологический словарь).

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (Спиваковская А).

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (Захаров А.И).

Подавляющее большинство страхов в той или иной мере обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Обычно возрастные страхи существуют после возникновения 3-4 недели; это можно считать нормой.

Возрастные страхи:

Возраст

 

Виды страха

 

8-10 мес.

Страх перед незнакомыми людьми

1 год

Страх одиночества

1 год 6 мес.

Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов

2 года

Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц

3-4 года

 

Страхи перед сказочными и мультипликационными персонажами, уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства

5-6 лет

 

Страх собственной смерти, смерти родителей, различных виртуальных персонажей, страшных снов, нападения, войны, огня, пожара

 

Однако помимо врожденных, или возрастных, страхов существуют страхи приобретённые. Одной из причин таких страхов может являться какое-либо вполне конкретное событие, реальный случай, который произошел с ребенком. Как подчеркивает И.Е.Кулинцова, такие страхи легче других поддаются коррекции, и, если неприятная травмирующая ситуация не повторяется, нередко проходят сами собой.

Другой причиной приобретённых страхов являются особенности характера самого ребенка, степень его эмоциональной чувствительности, восприимчивости.

Кроме того, страхи могут возникнуть в случае семейных неурядиц, родительской невнимательности, чрезмерной опеки, а также в результате подражания тем, кто боится. Так, наиболее распространенными являются именно внушённые страхи.

К «классическим» страхам в настоящее время можно добавить и те, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон. У современных детей наблюдается боязнь не только сказочных персонажей (Бармалея, Бабы Яги, Кощея и т.п.), но и виртуальных монстров, киномонстров, а также страхи войны, терактов, заражений.

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка.

Наиболее распространенным страхом у дошкольников и младших школьников, как отмечает, Т.Л. Шишова, является страх темноты. Как подчеркивает автор, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько людей, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Сказкотерапевт Д.Соколов предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

1.                 Схема сказочного сюжета:

Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

2.                 Схема сказочного сюжета.

Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

3.                 Схема сказочного сюжета:

Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

4.                 Схема сказочного сюжета:

Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

1.                 Схема сказочного сюжета:

Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

2.                 Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то.

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуально-типологичекие особенности.

Много интересных схем и сюжетов предлагают специалисты в области сказкотерапии Д. Соколов, И. Е Кулинцова. Они отмечают, что каждому ребенку нужна персонализированная сказка, которая бы учитывала индивидуальные особенности характера малыша.

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами.

Принципы работы со сказками:

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача- показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Задача-показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная  ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

 

Заключение

Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

Важно, что посредством тайны и волшебства ребенок учится расширять границы возможного и самое главное — верить в себя.

 

Список используемой литературы

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998;

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2002;

Маценко Л.Н., Степанова Н.А. Сказкотерапия как средство профилактики коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;

Практика сказкотерапии // Под ред. Н.А.Сакович.- СПб, 2005;

Справочник педагога-психолога (журнал 04,2011);

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб, М.,2008


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» с

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» с

Вступление Сказка является произведением искусства и как почти каждый вид искусства становится своего рода психотерапией

Вступление Сказка является произведением искусства и как почти каждый вид искусства становится своего рода психотерапией

Основная часть Сказка является самым любимым литературным жанром де­тей, а восприятие сказки - еще одним видом деятельности этого возраста (наряду с ведущей игровой, изобразительной)

Основная часть Сказка является самым любимым литературным жанром де­тей, а восприятие сказки - еще одним видом деятельности этого возраста (наряду с ведущей игровой, изобразительной)

Д.Бретт, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,

Д.Бретт, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,

Используя сказки, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми

Используя сказки, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми

Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов 2 года

Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов 2 года

К «классическим» страхам в настоящее время можно добавить и те, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон

К «классическим» страхам в настоящее время можно добавить и те, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон

Схема сказочного сюжета. Мальчик дружил с

Схема сказочного сюжета. Мальчик дружил с

Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял

Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял

Заключение Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом

Заключение Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020