НУЖНЫ ЛИ СКОРОГОВОРКИ ДЕТЯМ?
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки
развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным.
Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок –
успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не
единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро,
они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не
«съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что
говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между
словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле,
значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень
полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной
информации.
Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не
с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные
забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они
относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного
творчества.
Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение.
После того, как этот этап успешно пройден, и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительной, вопросительной, восклицательной, грустной и радостной, задумчивой, агрессивной или напевая разными голосами. Быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком, а затем предложите ребенку повторить ее трижды. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот наконец – то настало время устроить конкурс на самый лучший результат!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.