Роль социального педагога в процессе социализации подростка
Оценка 5

Роль социального педагога в процессе социализации подростка

Оценка 5
docx
30.12.2021
Роль социального педагога в процессе социализации подростка
доклад (1).docx

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль социального педагога в процессе социализации подростка

 

 

 

 

 

Подготовила: М.В.Павлова

социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2021

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

      Введение.                                                                                                         3                            

1.     Роль социального педагога.                                                                       4

2.     Социализация подростка.                                                                           5

3.     Практическая деятельность в рамках  социализации подростка.          7

Заключение.                                                                                                      9

Список литературы.                                                                                        10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации  подростков и молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга настоятельно требуют обновления сложившихся форм воспитания подрастающего поколения. Все изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой  преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением. 

Причины отклонений в поведении ребенка являются результатом политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния ложной культуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей, чрезмерной занятости родителей, эпидемией разводов, изначально неполными семьями.  Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является учебное заведение, в плохой успеваемости и плохом поведении  подростка всегда виноват педагог. В аморальности подростка винят улицу, СМИ. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Слабеет внимание к личности подростка, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Воспитание в свободное от учебы время не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного, образовательного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы родителей,  отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к самостоятельности, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества,  незащищенности,  не способности решать назревающие проблемы.

В подростковом возрасте, как и в раннем детстве,  необходимы серьезные внимание и поддержка со стороны родителей и педагогов. Подростки не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни, не способные критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, выбирать правильные духовные ценности, понять что такое «хорошо» и что такое «плохо» ввиду отсутствия жизненного опыта оказываются  наиболее подверженными асоциальному образу жизни. Это часть молодежи хорошая среда для экстремистских групп, преступных группировок, людей ведущих аморальный образ жизни.  Как правило,  зомбированию подвергаются - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет. От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества, родителей и социального педагога в том числе, могут создать надежный заслон распространению отклоняющегося поведения в молодежной среде.

 

 

1.     Роль социального педагога.

     Учебное заведение, конечно же, не снимает с себя ответственности за воспитание и развитие подростка. И здесь большая ответственность ложиться на социального педагога. В отличие от преподавателя - предметника место социального педагога не в кабинете, за учительским столом, а в учебных кабинетах, секциях, где можно влиять на поведение подростка. Только так социальный педагог может изучить личностные особенности такого подростка и определить возможные пути помощи ему. Роль социального педагога необычайно многогранна:

-выявление и работа с социально неблагополучными семьями;

-работа с детьми из многодетных семей, с многодетными семьями, с детьми сиротами и ОБПР, педагогически запущенными детьми;

-работа, с социально незащищенными слоями населения, с «трудными подростками»,  детьми «группы риска»;

-выявление и работа с малообеспеченными семьями;

-работа с инспектором ОП и ПДН, инспектором по охране прав детства, с Комиссией по делам несовершеннолетних;

-взаимосвязь с психологом колледжа, заместителем директора по воспитательной работе;

-работа Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

-воспитание уважения к окружающим; помощь в достижении взаимопонимания между сверстниками, между взрослыми и детьми (направление толерантности) и другие.  То есть  вся эта работа сводиться к необходимости подготовить подростка к взрослой, самостоятельной жизни.

Так в каком направлении должен работать социальный педагог сегодня.  Направление выбирает ФГОС. Роль социального педагога не может остаться в стороне от изменений в образовании, ведь новые стандарты  пропитаны социальной направленностью и требуют  обновленной роли социального педагога в учебном заведении.

Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Стандарт направлен на обеспечение воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

  Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. Социальный педагог в системе сопровождения ФГОС предназначен для организации активного сотрудничества как администрации колледжа, педагогов, обучающихся и родителей между собой, так и внешних социальных структур для развития общеобразовательного учреждения.

 

 

 

 

2.     Социализация подростка.

Поскольку современные стандарты особенно социальны, то на первое место в моей профессиональной деятельности как социального педагога выходит – социализация обучающихся. Эта деятельность включает в себя формирование нравственного уклада  жизни колледжа, обеспечивающего создание  соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.

Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Это  получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.  Процесс социализации направлен на формирование следующих личностных характеристик подростка:

-любовь к своей Родине, уважение  своего народа, его культуры и духовных традиций;

-осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального     российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества;

-осознание  себя личностью, уважающей закон и правопорядок, осознающей ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

-уважение  мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполнять  и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

 В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

 Целями и задачами социализации обучающихся на ступени общего основного образования являются: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Эти цели и задачи отражают личностные характеристики выпускника.

Ценностно-методологической основой разработки и реализации нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования явилась Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ.

 

 

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

Итак, социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние. Большое значение для социализации ребенка имеет окружающая его действительность. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом подросток ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. Но в процессе социализации проявляется и потребность человека в индивидуальном развитии. Подросток начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка.

Воспитание нравственных качеств личности непосредственно влияет на социализацию ребенка. Этот процесс осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, СМИ, и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого подростка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам,  воспитание  должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой возможно узнавание и приобретение детьми нравственных ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

В своей работе использую разнообразные форма и методы: экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тематические недели, олимпиады, тематические вечера, праздники,  конкурсные и игровые программы,  открытые мероприятия.

 

 

3.     Практическая деятельность в рамках  социализации подростка.

Моя практическая деятельность в рамках процесса  социализации подростка заключается в следующем:

-Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение    детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки (информирую детей о том, что такое социальная защита, кокой бывает социальная помощь, кто имеет право на социальную помощь и как ее получить). 

-Социально - правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребёнка, правовая помощь детям по жилищным вопросам (желая воспитать подростка, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями я регулярно провожу в группах урок правового общения, темы самые разнообразные: «Как не стать жертвой преступного посягательства», «Алкоголизм и преступность», «Наркотики. Алкоголь. За и против», «Уголовная и административная ответственность», «Права человека» и др., уважать и соблюдать закон помогают регулярные встречи с инспектором ОП №1  Сухоревым М.Н., детям – сиротам и ОБПР, лицам из числа сирот и ОБПР помогаю реализовать их право на получение жилья, путем сбора необходимых документов и предоставление их в Управление ЖКХ по Алтайскому краю).

-Социально - реабилитационная помощь, направление детей по необходимости в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (в последнее время увеличилось количество детей употребляющих наркотические вещества, наше учебное заведение не исключение. Мы ведем активное сотрудничество с реабилитационным центром «Родник», а именно с врачом – наркологом Цицарева Л. И., которая регулярно проводит беседы и личные индивидуальные осмотры с подростками, употребляющими наркотические средства, алкоголь или которые своим поведением создают подозрение в употреблении запрещенных веществ. Так был выявлен один студент, который совсем недавно стал употреблять курительную смесь. При содействии врача – нарколога он стал посещать реабилитационный центр. Сегодня это полноценный гражданин общества.

-Социально - экономическая помощь, направленная на оказание адресной помощи подросткам, единовременных выплат;

-Социально - психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, где развивается ребёнок, устранение негативных явлений дома, в колледжном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими;

-Любовь к своей Родине, уважение  своего народа, его культуры и духовных традиций, осознание и принятие традиционных ценностей российского гражданского общества, многонационального     российского народа, человечества, осознание своей сопричастности к  судьбе Отечества хорошо реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Его цель – формирование гражданского самосознания, развитие толерантности. Проведены открытые мероприятия «Экстремизм и терроризм в современном обществе», «Мой край в судьбе моей страны»,  эта работа заставила многих по-новому взглянуть на великое прошлое края, с уважением относится к историческим корням, к людям, создавшим и

 

 

приумножившим славу Алтайского края. Любовь к малой Родине приумножит любовь к своей стране, чувство гордости и уважения к своей истории.

«Судьба человека в В.О.в.», конкурс сочинений «Мы разные – в этом наше богатство, «Мы вместе - в этом наша сила!», проведены презентации и  круглый стола на тему «Культурные традиции, культурные особенности народов, населяющих нашу страну», проведена выставка в читальном зале библиотеки: «Алтай - территория толерантности», вечер интернациональной дружбы «Национальность без границ» (профилактика ксенофобии и экстремизма в молодежной среде), тематические классные часы: «Давайте дружить народами», «Нам надо лучше знать друг друга», «Богатое многообразие мировых культур», родительское собрание в группах «Воспитание толерантности в семье». Эти мероприятия позволяют воспитать в подростке гражданина, человека, обладающего определенной суммой знаний и умений, сформированной системой нравственных ценностей и ценностей демократического общества, проявляющего желание и готовность участвовать в общественной жизни, способствуют формированию толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами, что  в свою очередь способствует  социальной адаптации подростков.

-Привитие правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни осуществляется путем вовлечения подростков в спортивные секции. На территории нашего колледжа действуют волейбольная, баскетбольная, футбольная секции. Особенно приятно, когда удается заинтересовать подростка с отклоняющимся поведением и наблюдать, как меняется его жизнь, происходит переосмысление нравственных принципов.

-Много говориться  сегодня о крушении традиционных ценностей семьи (неполные семьи, одинокие мамы, гражданские браки, откладывание рождения детей на «потом», нежелание молодых людей создавать семью). Долго думала, как можно привить подросткам традиционные ценности семьи. Так получилось мероприятие «Древо жизни или моя семья». Ребята приняли активное участие в подготовке мероприятия, создавали фотоархив, собирали семейные истории, создавали древо семьи.  Это мероприятие для одних послужило  поводом задуматься «уважительно ли я отношусь ко всем членам своей семьи?», у других -  еще более развило  интерес  к изучению истории  семьи, третьим - привило чувство гордости за свою семью и огромное желание создать самую счастливую семью в мире. Данная работа способствовала развитию следующей личностной характеристики студента -  осознание и принятие традиционных ценностей семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Заключение:

      В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых условий работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь - социальная защита подростка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.

Одной из главных задач социального педагога является подготовить личность к взрослой жизни, человека обладающего моральным, нравственными принципами, умеющего ценить семью, традиции и историю своей малой родины и России. Человека нацеленного вести здоровый образ жизни, уважающего интересы и права других людей, проявляющий толерантность во всех отношениях. Человека, знающего и уважающего закон.

Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи подростков и во время оказывать им нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в колледже, в семье.

Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени обучающегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в мероприятиях колледжа.

Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой. Играет главную роль в подготовке и составлении плана работы колледжа, в т.ч. по вопросам инновационной деятельности при внедрении ФГОС.

Социальный педагог изучает интересы не только обучающихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и обучающимися.

В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь с психологом, классным руководителем, мастером п/о,  заместителем директора по воспитательной работе.

В работе социального работника также идет огромная помощь, со стороны полиции, медицинских учреждений и разных социальных служб. Более частые совместные мероприятия и различные собрания, способствуют лучшей воспитательной работе.

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.) составляющих. В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь, основанной на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

                           

 

Список литературы

 

1.       Андреева Т.М. Социальная психология, М., МГУ, 1980 – 415с.

2.       Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М., 1970-303с.

3.       Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс, 1970.

4.       Антонов, А. Организация деятельности социального педагога с семьей // Социальная педагогика. – 2008. - №4.

5.       Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1989.

6.       Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1982.

7.       Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 205.

8.       Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // российский журнал социальной работы. 1997. №2. С.115-117.

9.       Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ "Полиграф. ресурсы". - М., 1998, с.424.

10.     Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания //   Педагогика. - 1992. - №5\6. - С.45-49.

11.    Гуров В.Н., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьника. - 1994. - №2.

12.    Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. М., 2009г.

13.    Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя - 2-е изд. - М., 2009.


 

14.   Скачано с www.znanio.ru

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание Введение

Содержание Введение

Введение. Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации подростков и молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер…

Введение. Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации подростков и молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер…

Роль социального педагога.

Роль социального педагога.

Социализация подростка. Поскольку современные стандарты особенно социальны, то на первое место в моей профессиональной деятельности как социального педагога выходит – социализация обучающихся

Социализация подростка. Поскольку современные стандарты особенно социальны, то на первое место в моей профессиональной деятельности как социального педагога выходит – социализация обучающихся

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение

Практическая деятельность в рамках социализации подростка

Практическая деятельность в рамках социализации подростка

Алтайского края. Любовь к малой

Алтайского края. Любовь к малой

Заключение: В связи с внедрением

Заключение: В связи с внедрением

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021