Роль учителя физической культуры в формировании здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе.

  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль учителя физической культуры в формировании здорового образа жизни x.docx

Роль учителя физической культуры в формировании здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, педагог, физическая культура.

Здоровье — это величайшее достояние человека, основа его благополучия и счастья. Древнегреческий философ Сократ говорил: «Здоровье — это не всё, но без него ничто не имеет значения». К сожалению, люди часто осознают эту истину слишком поздно. Особенно легкомысленно к своему здоровью относятся дети, и поэтому от нас, взрослых, зависит, какими они станут во взрослой жизни.

Регулярный медицинский осмотр детей перед началом школьного обучения показывает заметное увеличение числа первоклассников с изначально сниженными показателями психофизического здоровья.  А также, учащиеся сталкиваются с ухудшением здоровья в процессе школьного обучения. 

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, только 14% детей можно считать практически здоровыми. Более половины школьников (50%) имеют те или иные функциональные отклонения. Треть детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, и за время обучения их число возрастает в 4–5 раз. Одной из ключевых причин ухудшения здоровья современных школьников стало снижение уровня физической активности, обусловленное высокой учебной нагрузкой. Ускорение учебного процесса негативно сказывается на способности детей младшего школьного возраста адаптироваться к новым условиям обучения.

Различие между потребностями общества и государства в воспитании здорового поколения и современными жизненными условиями требует переориентации образовательной системы на поддержание и укрепление здоровья, а также на формирование у учащихся привычек, способствующих здоровому образу жизни.

С учетом высокой эффективности профилактических мер, можно сделать вывод, что социально-педагогическую деятельность по поддержанию здоровья учащихся следует начинать на самых ранних стадиях обучения — в начальной школе. В этот период большинство деструктивных моделей поведения еще не укоренились в сознании детей.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте закладываются основные модели поведения и формируется образ жизни. Важно, чтобы дети в этом возрасте получили базовые знания о том, как сохранить и укрепить здоровье, осознали его как одну из главных ценностей и выработали здоровые привычки. Эти привычки станут основой для осознанного здорового образа жизни в будущем. 

Педагог по физической культуре играет критически важную роль в формировании у подрастающего поколения осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью и благополучию окружающих. Его профессиональная компетентность включает владение передовыми здоровьесберегающими технологиями, а также разнообразными методиками организации двигательной активности. Это не только способствует формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту, но и позволяет эффективно организовать их активный и продуктивный досуг. В контексте современных образовательных стандартов и приоритетов в области физического воспитания, роль учителя физической культуры приобретает особую значимость, поскольку именно он формирует базовые принципы здорового образа жизни, которые будут сопровождать детей на протяжении всей их жизни.

Учитель должен не только обеспечивать качество обучения, но и создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся. Профессионализм педагога проявляется в умении решать задачи, связанные с обучением основам здорового образа жизни, формированием ценностного отношения к здоровью и воспитанием культуры здорового поведения у школьников.

Для того чтобы методы и формы информационного воздействия на младших школьников были эффективными, важно понимать систему их интересов и отношение к физической культуре и спорту. Интересы школьника — это одна из ключевых составляющих его психологической характеристики. Под интересами здесь подразумевается предпочтительное отношение к определенным видам деятельности, областям знаний или способам проведения досуга. Внутренние стремления, влечения и акценты внимания могут быть неосознанными для самих детей, поэтому педагогическое воздействие требует знания существующих интересов и тенденций их изменения как у отдельных детей, так и в коллективах.

Некоторые исследователи ограничивают понятие физического воспитания учащихся исключительно уроками физической культуры. Однако очевидно, что такие занятия не могут полностью удовлетворить потребность детей в двигательной активности. В результате недостаточной физической нагрузки, низкой интенсивности упражнений и низкой плотности занятий уроки физкультуры часто не решают даже базовые проблемы физического здоровья детей, не говоря уже об их нравственно-духовном благополучии. Анализ передовой практики показывает, что более успешных результатов добиваются те педагоги, которые применяют такие подходы, как:

1.     Обучение основам физической активности и здорового образа жизни. Учитель объясняет ученикам, как правильно выполнять физические упражнения, какие нагрузки оптимальны для их возраста и уровня подготовки, и почему важно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

2.     Мотивация и вовлечение. Учитель создаёт условия, при которых ученики с интересом и удовольствием занимаются физической культурой. Он использует разнообразные методы и подходы, чтобы сделать уроки интересными и увлекательными.

3.     Демонстрация примеров здорового образа жизни. Учитель физической культуры сам является примером для учеников. Его внешний вид, отношение к спорту и здоровому образу жизни влияют на восприятие и отношение учеников к физической активности.

4.     Разработка и проведение уроков с учётом возрастных особенностей и потребностей учеников. Учитель адаптирует программы и методики для разных возрастных групп, чтобы каждый ученик мог найти для себя подходящие виды физической активности и упражнения.

5.     Воспитание дисциплины и ответственности. На уроках физической культуры учитель учит учеников соблюдать правила и инструкции, планировать своё время для занятий спортом, следить за своим здоровьем и самочувствием.

6.     Формирование командного духа и социальных навыков. В процессе занятий физической культурой ученики учатся работать в команде, помогать друг другу, поддерживать и мотивировать. Это способствует формированию здоровых социальных связей и укреплению коллективного духа.

7.     Проведение профилактической работы. Учитель физической культуры информирует учеников о важности профилактики заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, и помогает им осознать связь между физической активностью и здоровьем.

8.     Организация внеклассных мероприятий и спортивных соревнований. Учитель привлекает учеников к участию в спортивных мероприятиях, что способствует укреплению здоровья и формированию привычки к регулярным занятиям спортом.

9.     Оценка и обратная связь. Учитель физической культуры анализирует прогресс учеников, даёт обратную связь, что помогает корректировать их подход к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

10. Сотрудничество с другими специалистами. Учитель физической культуры может взаимодействовать с врачами, психологами и другими специалистами, чтобы разработать комплексные программы, направленные на формирование здорового образа жизни у учеников.

Таким образом, в настоящее время комплексный подход к физическому воспитанию в образовательной среде, включающий внедрение современных подходов и формирование у обучающихся устойчивых привычек здорового образа жизни, способствует не только физическому и психологическому благополучию, но и гармоничному развитию личности. А учитель играет важную роль в реализации этого подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Баженова Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников: На материале факультета физической культуры педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2000. – 217 с.

2. Байкалова Л.В. Подготовка учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2004. – 190 с.

3. Гришина Е.П. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2005. – 228 с.

4. Елисеева Л.А. Подготовка учителя физической культуры к использованию нетрадиционных средств оздоровления учащихся на уроках и во внеурочное время: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2005. – 206 с.

5. Копенкина Л.В. Повышение самостоятельности и активности младших школьников в процессе физического воспитания посредством формирования контрольно-оценочных умений: дис. … канд. пед. наук. – Биробиджан, 2006. – 196 с.

6. Мильнер Е. Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 112 с.

7. Моор Т.В. Роль информационной деятельности учителя в приобщении младших школьников к занятиям физической культурой и спортом: дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2001. – 157 с.

8. Неретин В.Ф. Формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью средствами физического воспитания в процессе образования: дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2003. – 191 с.

9. Пентюхин В.И. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя физической культуры: дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2010. – 240 с.

10. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2010. – 249 с.

11. Смирнова Н.О. Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2006. – 200 с.

12. Срулевич С.А. Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры: дис. … канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2012. – 220 с.


 

Скачано с www.znanio.ru