Роль уроков истории в формировании духовно-нравственных и гражданско-правовых ценностей
Оценка 4.9

Роль уроков истории в формировании духовно-нравственных и гражданско-правовых ценностей

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
14.11.2021
Роль уроков истории в формировании духовно-нравственных и гражданско-правовых  ценностей
Роль уроков истории в формировании духовно-нравственных и гражданско-правовых ценностей.docx

РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

         Мировая история свидетельствует, что важнейшей составляющей

человеческой цивилизации является духовная основа, позволяющая ей

существовать даже в условиях уничтожения политической и

экономической.

         Народы, не сумевшие сохранить свою духовно-нравственную

основу, базисные ценности, обречены на уничтожение или растворение

в иных цивилизациях, ее сохранивших. Русскому народу, в отличие

от многих других, всегда удавалось сохранять свою духовность даже в

самых неблагоприятных условиях, что давало возможность возрождаться и

подниматься на более высокую цивилизационную ступень.

Исходя из этого, следует осознать, что приоритетной задачей

общества и государства является духовно-нравственное воспитание

молодежи, которая в недалёком будущем встанет у руля

правления, и будет принимать стратегические решения.

К сожалению, следует отметить, что сегодня наблюдаются

негативные тенденции, которые свидетельствуют о духовно-нравственном

кризисе. Это:

- размывание традиционных нравственных ценностей;

- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных

ориентиров;

- недостаточность образовательных, культурно-просветительских

мер по формированию гражданской идентичности,

воспитанию культуры межнационального общения, изучению

истории и традиций народов региона;

- рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального

поведения;

- деформация исторической памяти, негативная оценка

значительных периодов отечественной истории, распространение

ложного представления об исторической отсталости отдельных

стран и народов, в частности СССР и России;

- авторизация общества – разрыв социальных связей (дружеских,

семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения

правами других;

- увеличение информационного поля, несущего разрушающую

составляющую для духовно-нравственных ценностей, и другие.

В преодолении этих негативных тенденций, в формировании

духовности молодого поколения огромную роль продолжает играть школа.

В этом направлении школа стоит на авангардных позициях, первой

принимая вызовы современности.

         Решению воспитательных задач, связанных с формированием

духовно-нравственных и гражданско-правовых ценностей способствуют

предметы исторического и обществоведческого образования.

Уроки исторического цикла продолжают нести воспитательную

составляющую, которая лежит в основе духовно-нравственных и

гражданско-правовых ценностей.

         В чем же заключается патриотический воспитательно-развивающий

потенциал преподавания истории школе?

В процессе учебной деятельности происходит:

- усвоение понятий о социальных нормах отношений,

- формирование элементов гражданско-патриотического сознания,

- усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития

общества и человека в нем,

- усвоение понятий культуры социальных отношений, включая

экономические, политические, правовые и др.,

- усвоение эффективных способов мыслительных действий

применительно к решению задач и другим видам аналитико-

синтетической деятельности,

- усвоение общенаучных методов познания.

Самое главное, на мой взгляд, это то, что, только изучая историю,

можно проследить закономерности развития человеческого общества.

Критерием истины является опыт, а события прошлого – это тот

пройденный путь, который показывает социокультурный опыт

человечества, образцы подлинной нравственности, духовности,

гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при

условии овладения знаний о прошлом, можно говорить о воспитании

у школьников базовых личностных и профессиональных качеств:

современного научного мировоззрения, патриотических убеждений,

гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе

экологической, правовой, физической и др.) культуры.

Следует отметить, что сегодня изучение прошлого невозможно без

«погружения» в ту эпоху, которая изучается. К сожалению, часто

кинофильмы, развлекательная литература, интернет-игры и т.п. несут

псевдоисторическую информацию. Поэтому важно, чтоб обучающиеся

могли отличить историческую правду от предлагаемого фэнтази.

Этому может способствовать интеграция с литературой. Здесь надо

вспомнить опыт советской школы, когда отбор литературных

произведений позволял и помогал спроектировать реалии изучаемого на

уроках истории периода. Например, изучение темы по крепостному праву

в России совпадали с изучения по литературе произведения Радищева

«Путешествие из Петербурга в Москву». Изучение периода Великой

Отечественной войны совпадало с изучением произведений

«Знаменоносцы» О. Гончара (украинская литература), «Судьба человека»

М. Шолохова, «Альпийская баллада», «Сотников» В. Быкова. Надо

сказать, что при таком синхронном подходе к составлению программ,

подходе к подбору произведений для изучения не только формируются

представления картины жизни в определённую эпоху, но идёт усвоение

духовно-нравственных ценностей, на которых базируется русский мир.

         Таким образом, формирование духовно-нравственных, гражданско-

правовых ценностей должно происходить как через содержание тщательно

подобранного материала, так и через формирование при изучении этого

материала инструментария для сохранения, распространения и передачи

будущим поколения этих ценностей.

 

Список литературы

1. Анисимова С.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vrns.ru/youth-center/4838.

2. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной

педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. –

2009. - №10. –С. 36- 46

3. Мешков А. Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных

ценностях отечественной культуры. [Электронный ресурс] / А.Е. Мешкова. –

Москва, 2011. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/grazhdansko-patrioticheskoevospitanie-uchashchikhsya-na-traditsionnykh-tsennostyakh-oteches


 

РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ

РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ

В преодолении этих негативных тенденций, в формировании духовности молодого поколения огромную роль продолжает играть школа

В преодолении этих негативных тенденций, в формировании духовности молодого поколения огромную роль продолжает играть школа

Путешествие из Петербурга в Москву»

Путешествие из Петербурга в Москву»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021