РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННЫХ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Мировая история свидетельствует, что важнейшей составляющей
человеческой цивилизации является духовная основа, позволяющая ей
существовать даже в условиях уничтожения политической и
экономической.
Народы, не сумевшие сохранить свою духовно-нравственную
основу, базисные ценности, обречены на уничтожение или растворение
в иных цивилизациях, ее сохранивших. Русскому народу, в отличие
от многих других, всегда удавалось сохранять свою духовность даже в
самых неблагоприятных условиях, что давало возможность возрождаться и
подниматься на более высокую цивилизационную ступень.
Исходя из этого, следует осознать, что приоритетной задачей
общества и государства является духовно-нравственное воспитание
молодежи, которая в недалёком будущем встанет у руля
правления, и будет принимать стратегические решения.
К сожалению, следует отметить, что сегодня наблюдаются
негативные тенденции, которые свидетельствуют о духовно-нравственном
кризисе. Это:
- размывание традиционных нравственных ценностей;
- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных
ориентиров;
- недостаточность образовательных, культурно-просветительских
мер по формированию гражданской идентичности,
воспитанию культуры межнационального общения, изучению
истории и традиций народов региона;
- рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального
поведения;
- деформация исторической памяти, негативная оценка
значительных периодов отечественной истории, распространение
ложного представления об исторической отсталости отдельных
стран и народов, в частности СССР и России;
- авторизация общества – разрыв социальных связей (дружеских,
семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения
правами других;
- увеличение информационного поля, несущего разрушающую
составляющую для духовно-нравственных ценностей, и другие.
В преодолении этих негативных тенденций, в формировании
духовности молодого поколения огромную роль продолжает играть школа.
В этом направлении школа стоит на авангардных позициях, первой
принимая вызовы современности.
Решению воспитательных задач, связанных с формированием
духовно-нравственных и гражданско-правовых ценностей способствуют
предметы исторического и обществоведческого образования.
Уроки исторического цикла продолжают нести воспитательную
составляющую, которая лежит в основе духовно-нравственных и
гражданско-правовых ценностей.
В чем же заключается патриотический воспитательно-развивающий
потенциал преподавания истории школе?
В процессе учебной деятельности происходит:
- усвоение понятий о социальных нормах отношений,
- формирование элементов гражданско-патриотического сознания,
- усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития
общества и человека в нем,
- усвоение понятий культуры социальных отношений, включая
экономические, политические, правовые и др.,
- усвоение эффективных способов мыслительных действий
применительно к решению задач и другим видам аналитико-
синтетической деятельности,
- усвоение общенаучных методов познания.
Самое главное, на мой взгляд, это то, что, только изучая историю,
можно проследить закономерности развития человеческого общества.
Критерием истины является опыт, а события прошлого – это тот
пройденный путь, который показывает социокультурный опыт
человечества, образцы подлинной нравственности, духовности,
гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при
условии овладения знаний о прошлом, можно говорить о воспитании
у школьников базовых личностных и профессиональных качеств:
современного научного мировоззрения, патриотических убеждений,
гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе
экологической, правовой, физической и др.) культуры.
Следует отметить, что сегодня изучение прошлого невозможно без
«погружения» в ту эпоху, которая изучается. К сожалению, часто
кинофильмы, развлекательная литература, интернет-игры и т.п. несут
псевдоисторическую информацию. Поэтому важно, чтоб обучающиеся
могли отличить историческую правду от предлагаемого фэнтази.
Этому может способствовать интеграция с литературой. Здесь надо
вспомнить опыт советской школы, когда отбор литературных
произведений позволял и помогал спроектировать реалии изучаемого на
уроках истории периода. Например, изучение темы по крепостному праву
в России совпадали с изучения по литературе произведения Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву». Изучение периода Великой
Отечественной войны совпадало с изучением произведений
«Знаменоносцы» О. Гончара (украинская литература), «Судьба человека»
М. Шолохова, «Альпийская баллада», «Сотников» В. Быкова. Надо
сказать, что при таком синхронном подходе к составлению программ,
подходе к подбору произведений для изучения не только формируются
представления картины жизни в определённую эпоху, но идёт усвоение
духовно-нравственных ценностей, на которых базируется русский мир.
Таким образом, формирование духовно-нравственных, гражданско-
правовых ценностей должно происходить как через содержание тщательно
подобранного материала, так и через формирование при изучении этого
материала инструментария для сохранения, распространения и передачи
будущим поколения этих ценностей.
Список литературы
1. Анисимова С.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vrns.ru/youth-center/4838.
2. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной
педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. –
2009. - №10. –С. 36- 46
3. Мешков А. Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных
ценностях отечественной культуры. [Электронный ресурс] / А.Е. Мешкова. –
Москва, 2011. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/grazhdansko-patrioticheskoevospitanie-uchashchikhsya-na-traditsionnykh-tsennostyakh-oteches
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.