Роль внутришкольной методической деятельности в развитии профессиональной компетенции педагога.
"Учитель должен быть
артист,
художник, горячо влюбленный
в свое дело"
А.П.Чехов
Главная цель методической работы:
Качественное и комплексное развитие профессиональных возможностей учителя к достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития.
Задачи в области профессионализма педагогов:
1. Обеспечение условий для освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;
2. Создание условий для самореализации и самосовершенствования, развития профессионально-ценностных и личностных качеств учителей;
3. Создание системы информации о педагогических находках учителей школы;
4. Изучение и распространение инновационного опыта творчески работающих педагогов.
Становление профессионально компетентного педагога, развитие его профессиональных умений и навыков, обретение им педагогической позиции являются основополагающими в содержании методической службы школы.
Для этого была пересмотрена структура методической службы школы.
Наиболее приоритетными направлениями методической работы в нашей школе в ближайшее время стали:
· информационно-аналитическое – обеспечение в нашей школе условий для организации инновационной деятельности учителя. Формы работы различны: семинары, тренинги, деловые игры, презентации, "круглые столы", открытые уроки;
· консультативно-информационное – изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании учебного материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения. Формы работы здесь самые разнообразные: семинары, собеседование, работа творческих групп и т. д.;
· диагностико-аналитическое – осуществление мониторинга. Основные формы работы: осуществление диагностики, анкетирование, тестирование и т.д.;
· статистико-аналитическое – создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.
Вся деятельность методической службы основана на принципах:
· принцип преемственности – соблюдение преемственности программ развития и модернизации, освоения новых образовательных технологий;
· принцип системности – соблюдение единства целей, задач, средств, содержания, форм и методов работы и мониторинга результативности;
· принцип толерантности – содействие в проявлении индивидуальности, поддержка социально-ценностных инициатив, увлечений, интересов;
· принцип доступности – обеспечение доступности, открытости, равных потенциальных возможностей профессионального роста каждому учителю.
В ходе работы была пересмотрена структура организации методической деятельности педагогов. Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.
Становление профессионально компетентного педагога, развитие его профессиональных умений и навыков, обретение им педагогической позиции являются основополагающими в содержании методической службы школы.
В результате исследования был выявлен недостаточный для повышения результативности образовательного процесса уровень:
· методической и информационной культуры;
· профессиональной активности учителей в освоении и применении современных образовательных технологий;
· мотивации профессионального уровня.
Полученные результаты позволили сделать логичный вывод о том, что необходимо пересмотреть подходы к методической деятельности
Обоснование актуальности и новизны
Инновационная школа – это такая школа, которая позволяет работающим в ней людям постоянно быть в движении, развиваться. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы должны помнить о том, что оно формируется личностью самого учителя. Соответственно, необходимо создать все условия для развития профессиональной компетентности педагога. Для этого нужна действенная и эффективная структура методической службы в ОУ. Профессиональная компетентность педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную учебу в школе. Следовательно, методическая деятельность – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.
Несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а методическая деятельность многопланова, повышение педагогической компетентности педагога является основным направлением методической работы в образовательном учреждении. Инертный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность.
В нашей школе раньше существовало несколько школьных методических объединений учителей (ШМО), в состав которых входило по 2-3 педагога-предметника. Решение задач сводилось к проблемам преподавания предмета.
Изменение структуры методической службы школы, которое заключается в создании научно- методического совета (НМС) и временных творческих и проблемных групп (ВТГ) для решения определенной проблемы, ведет:
· к изучению общих методических подходов в образовании;
· к расширению интегративных связей и тематически научно- исследовательской деятельности учащихся и учителей;
· к улучшению адаптации каждого учителя к научно-методической деятельности;
· к организации технологии педагогического взаимодействия;
· к возможности обсудить собственно педагогические действия, новые методы преподавания, отточить их, сделать более эффективными;
· к накоплению информационно-методической базы преподавания предметов.
Учитель будет успешным, если будет теоретически грамотен, творчески активен, если он уверен в себе и в своих силах, если его труд по достоинству оценивается морально и материально.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету (НМС). Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Членами совета являются руководители творческих групп, психолог, валеолог, социальный педагог, творчески работающие педагоги. Заседания научно-методического совета проходят один раз в четверть. На заседании совета выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации.
Научно-методический совет школы с целью выявления отношения педагогов к нововведениям в школе и степени готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах провел анкетирование. Это было необходимо для того, чтобы определить для каждого конкретного педагога оптимальные виды помощи для развития профессиональной компетентности.
Основные направления деятельности НМС:
· аналитическое;
· информационное;
· организационно-методическое;
· консультационное.
Деятельность НМС:
· системное обучение групп педагогов в соответствии с учебными планами, учебными программами;
· проведение научно-практических семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, конференций и других активных форм повышения квалификации педагогических работников;
· оказание консультационных услуг;
· разработка, тиражирование и распространение методических рекомендаций, дидактических материалов, наглядных пособий, мультимедиа-материалов и т.п.;
· подготовка публикаций в научно-педагогическую печать, координация своей деятельности с информационно-методическим центром (ИМЦ), управлением образования Частинского муниципального района.
Главным достижением проведенной модернизации стало объединение учителей разных предметов, создание временных творческих групп (ВТГ). (схема 1)
Распределение функций
Орган |
Функции управления методической работой |
Руководитель |
Педагогический совет |
Определение стратегических направлений в методической работе школы |
Директор школы |
НМС |
Реализация стратегических задач, выработка тактических решений, оценка эффективности методической работы |
Заместитель директора по УВР |
Схема 1
Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы и сформулировал свою методическую тему. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно вырос за последние 5 лет, благодаря активному участию учителей в школьных научно-практических конференциях, теоретических и практических семинарах. Совещания, заседания, семинары носят открытый характер. На них собирается весь коллектив. Результаты работы учителей сдаются в методический кабинет. Это описание опыта работы учителей, разработки уроков, методические материалы, дидактические разработки.
Но в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определяют для себя на основе анкетирования, все учителя нашей школы поделены на группы:
1) группа молодого учителя;
2) группа педагогического мастерства.
Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора специальной литературы, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Научно-методические формирования
1. Школа молодого учителя
Цель: Оказание помощи в профессионально-личностной адаптации начинающего специалиста, формирование профессиональной компетентности педагога.
Задачи:
1. Создать условия для реализации творческих способностей молодого специалиста;
2. Содействовать повышению уровня теоретических знаний учителя.
2. Школа передового опыта
Цель: Содействие творческому отношению к профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
1. Развитие системы обучения всех категорий педагогов;
2. Формирование аналитической культуры учителя через организацию мониторинга качества образования;
3. Развитие творческого потенциала учителя через выявление, обобщение и распространение педагогического опыта учителя.
Условия, побуждающие учителей к развитию профессиональной компетентности:
Перед учителем поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
Учитель постоянно включается в новые для себя виды деятельности, работает в новых условиях, использует новые средства, меняет круг общения.
Учитель имеет широкий и разнообразный круг общения.
В школе существует конкурентная социальная профессиональная среда, стимулирующая учителя к постоянному совершенствованию.
Результаты профессионального развития являются в школе организационной ценностью.
Учитель уверен в получении внутреннего и внешнего вознаграждения.
Учитель уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
Статус педагога в коллективе зависит от уровня его компетентности и образованности.
Стимулы профессионального развития педагога
Мотивы самореализации: реализация себя в педагогической деятельности как творческой – мастер-класс для педагогов школы или района, повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, технологии; разработка собственной авторской программы и ее распространение.
Мотив личного развития: повышение профессионализма(стажировка, престижные курсы, предоставление времени на методическую работу, дополнительные дни к отпуску, оплата высшего образования (переподготовки), оплата научно-методической литературы.
Мотив самоутверждения: достижение социального успеха – участие в работе конференций, семинаров школьного, муниципального, регионального и пр. уровня, обобщение и трансляция опыта, подготовка собственных публикаций, представительство от ОУ на ответственных мероприятиях (район, край, республика), привлечение к руководству методическими объединениями педагогов, наставничество, руководство педагогическими мастерскими.
Потребность быть в коллективе: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
Мотив стабильности: гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь педагога, гарантия имеющегося статуса положения в коллективе.
Мотив состязательности: участие в профессиональных конкурсах (школьного, муниципального, регионального и др. уровней).
Оценить профессиональную компетентность учителя помогает новая система оплаты труда.
3. Временные творческие группы (ВТГ)
Примерное содержание и методы работы временной творческой группы по изучению педагогического опыта работы педагога в нашей школе:
1. Составление плана изучения опыта.
2. Распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт работы.
3. Изучение результативности педагогического опыта.
4. Определение уровня новизны педагогического опыта.
В школе выделяем 4 уровня:
· новизна на уровне открытий;
· эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствования на этой основе учебно-воспитательного процесса;
· рационализация отдельных сторон педагогического труда;
· творческий подход к применению устоявшихся, известных педагогических, методических приемов.
5. Сбор, фиксация и систематизация материала с последующей обработкой и анализом. Это одно из условий успеха изучения передового педагогического опыта, ведь накопление достаточного по количеству, качеству и разнообразию педагогических фактов- основа для описания опыта.
6. Обработка фактического материала. Основная цель обработки заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности.
Это уже переход к анализу, выявлению типичного в опыте учителя.
7. Существенным элементом анализа и обобщения педагогического опыта является определение, на каких психолого-педагогических концепциях он базируется. Если этого не сделать, анализ и обобщение лишаются научного обоснования.
8. Следующий момент – самый важный: необходимо определить, что дает данный опыт развитию личности ученика, как формируется личность в целом.
9. После того, как составлено концептуальное представление об опыте учителя, вскрыты причинно-следственные связи и выведены закономерности, наступает период подведения итогов изучения педагогического опыта
10. Далее временная творческая группа, изучавшая опыт работы учителя, определяет формы обобщения и распространения передового педагогического опыта.
4. Деятельность научно-методических формирований:
· проведение обучающих семинаров;
· предъявление, показ и защита педагогического опыта, внедрение в практику новых методик, технологий, программ;
· проведение мониторинговых процедур;
· организация индивидуальной поддержки;
· осуществление научного анализа учебно-воспитательного процесса;
· разработка научных планов, рекомендаций и т.д.
Управленческие технологии
Поскольку существует управленческая служба в школе, то и должны быть управленческие технологии. Наиболее эффективными для нас в школе являются:
· Педагогические советы;
· Теоретические семинары;
· Семинары-практикумы
· Круглый стол;
· Обсуждение современных образовательных технологий, достижений психолого-педагогической науки;
· Научно-практические конференции для учителей, учащихся и родителей;
· Обобщение передового опыта творчески работающих учителей
· Выставки творческих работ учителей и учащихся;
Осуществлять основные функции методической службы помогают:
· технология комплексного исследования деятельности учителя (автор П.И. Третьяков);
· методическая картотека на каждого учителя;
· "Портфолио" педагога, разработанное согласно Положению;
· рейтинговая оценка профессиональной компетентности педагога;
· стимулирующая часть оплаты труда учителя при НСОТ.
Оценивается роль каждого члена педагогического коллектива в оптимизации образовательного процесса. На схеме 2 показана структура организации методической деятельности педагогов школы, которая свидетельствует об их активной работе.
Для определения профессионального роста педагога в школе была разработана схема анализа урока в аспекте современных образовательных идей:
1. идея субъективности в организации образовательного процесса;
2. идея мотивированности обучения;
3. идея активизации обучения;
4. идея индивидуально-личностного подхода;
5. идея рефлексивности обучения.
Планированию методической работы предшествует ежегодный глубокий анализ каждого из звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. Такой план методической работы в школе называется "Комплексно-целевая программа управления качеством
Педагогический коллектив школы определил критерии оценки результатов методической работы:
· положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
· рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
· способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
· владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
· рост профессионализма молодых педагогов;
· рост профессиональной компетентности педагогов, наличие положительной динамики результатов образовательного процесса;
· повышение качественного уровня программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Сфера использования данного опыта работы:
Общеобразовательное учреждение с малочисленным педагогическим коллективом.
Круг пользователей:
Педагогические коллективы, имеющие вышеперечисленные проблемы.
Схема №2.
Структура организации методической деятельности педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.