«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»
Оценка 5

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

Оценка 5
Работа в классе
docx
искусство +2
Взрослым
23.04.2018
«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»
Главная цель всей нашей обучения в ДМШ– подго¬товка в большинстве своём музыкантов – любителей , которые обла¬дают навыками музыкального творчества , могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра , свободно владеть инструментом , разбираться в нотном тексте , в строении музыки , уметь отличить мелодию от аккомпанемента , уметь концентрировать внимание на определённой задаче , уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический , динамический , агогический и др .. Очевидно , что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны . Процесс творчества , сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно , искренне и непринуждённо . «Зажечь» , «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога . Конечно , огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование . Все мы знаем , что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику , совершенствует умение читать с листа , помогает ученику выработать технические навыки , а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость , чем сольное исполнение . Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра , учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром , т.е. понимать друг друга , уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать .Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком , то можно надеяться , что он успешно освоит специфику игры на фортепиано . Игра на фортепиано в четыре руки–это вид совместного музицирования , которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом , который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества . Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности , открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой . Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей , авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки . Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение . Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного , гармонического , полифонического , тембро - динамического). Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте : педагог – ученик . За счёт насыщенного , богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым . Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического . Учащийся может свободно общаться с одноголосием , но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада . Воспроизводить многоголосие , аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха . Но , как правило , длительный период , связанный с постановкой рук и исполнением 2 преимущественно одноголосных мелодий , не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением . Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой , гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель . Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим , т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль . Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа . Детям интересно , они слышат знакомую или приятную мелодию , хотят быстрее её освоить , быстро осваивают нотную графику . Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы , а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato , legato , non legato . Все знаем , что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте . А что такое паузы ? Паузы – это дыхание в музыке , которое бывает коротким или более длинным , но обязательно длится определённое время . (В нотной записи - и ) . Например , В.Шаинский , сл. Н.Носова «Кузнечик» - исполняет Ефремов Кирилл само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение - более лёгкое , мягкое , шутливое , чтобы передать образ . Сначала Кирилл не захотел увидеть четвертные и восьмые паузы . Но , когда мы разобрали пьеску по фразам и предложениям , то быстро услышали , что пауза – это дыхание , которое очень слышно и без него не обойтись (четвертная – более длинное дыхание , восьмая – более короткое дыхание) . Ещё здесь закрепляется знание репризы для повторения , а также понятие «вольта» - разные окончания в одинаковых предложениях . В «Песни кота Леопольда» муз. Б.Савельева , сл. А.Хайта используются основные штрихи – staccato и legato . Очень весёлая , знакомая , легко запоминающаяся песенка , позволяющая выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки . Здесь мы обращаем внимание на ударения в стихотворном и нотном тексте . В небесах , высоко …… светит – первый звук ударный , а второй мягче , послушать его . В конце предложения четверть дослушать , «пропеть последнюю букву» , и в конце пьесы четверть дослушать и точно снять на паузу , как бы произнеся последнюю букву – переживём . Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения .
откр урок фоно.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ открытого урока,  работа над полифонией в классе  фортепиано ДШИ.  Опубликовано 27.10.2011 ­ 18:10 ­ Тураева Елена      ПЛАН­КОНСПЕКТ открытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыки Дата проведения: 31.10.2011 г.   Тема урока:    работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ. Тип  урока:      урок совершенствования новых знаний и умений. Цель урока:  систематизация и обобщение  знаний полифонии и более глубокое их  осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико –  исполнительского анализа двухголосной инвенции   До Мажор  И.С. Баха. Задачи урока: Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача  содержания  музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание  кульминации,  устойчивость темпа. Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения. Развивающие:  расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта –  памяти, внимания, мышления, воображения. Методы:  Аналитический,  эмоциональной драматургии, развивающие логическое и  ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания. I) Начало урока. Структура урока. 1)                 Организационный этап. а ) приветствие; б) сообщение  цели и хода работы на уроке. II) Основная часть урока. 1.                  Теоретическая часть. 2.                  Работа над инвенцией До Мажор И. С. Баха. III) Заключительный этап. 1.                  Оценка. 2.                  Домашнее задание. 3.                  Конец урока.   Основная часть урока. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения  фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением,  которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую. музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.  Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря художественной содержательности  образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним  из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии.  Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И.С.Бах начал  записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения.  А в 1723 г. появляется  окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний. Вопрос ученику: Что значит слово «симфония»? Предполагаемый ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр. А во времена, когда Бах писал свою музыку, слово “симфония” означало инструментальное произведение. Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке? Ответ: Инвенцию. Вопрос: Что означает «инвенция»? Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio –  изобретение, открытие) Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им  двухголосных пьес. В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти  никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки  украшений.   Вопрос: Почему это так произошло? Если ученик не отвечает, вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми. Вопрос: Как же мы узнали, как нужно исполнять его музыку? Чтобы тебе легче было  ответить на этот вопрос, вспомни, для каких инструментов писал Бах. Предполагаемый ответ: Клавесин, клавикорд. Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические  оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной  игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или  металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного  отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы. Выяснили, что природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое  подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики. Вопрос: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста? Ответ: Лиги, Стаккатто, тенуто. Вопрос: Но если Бах их не писал, то кто это сделал? Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыка Баха. Этот выдающийся музыкант­исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные  тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения. Вопрос: Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, ты  видишь их? Все расшифровки украшений вписаны в текст. Ученику предлагается сыграть произведение. Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие  видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения. Предлагается сыграть тему. Вопрос: Какая она? Как она проходит? Вспомним, какие образы у нас родились при знакомстве с этой инвенцией. Ответ: Сказка о Буратино. А теперь обратимся к форме пьесы. Какие разделы в ней есть? И что в них происходит? Предлагается проиграть экспозицию. Вопрос: Куда нас «завели» проделки Буратино? Как это выражается в тональном плане? Ответ: Экспозиция заканчивается в Соль Мажоре. И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой  части. Вопрос: Какой голос первым начинает диалог? Ответ: Нижний голос. Вопрос: А что же есть в этой части такого, чего нет в других? Ответ: Кульминация. Ученику предлагается сыграть инвенцию без разработочной части. И что же произошло с нашей сказкой?  Мы как будто уснули посреди сказки и проспали  самое интересно. А попробуй закончить  сразу после второй части. Что­то опять не то. Посмотрим, что происходит в третьем разделе. Что на твой взгляд здесь самое главное? В  какой тональности мы оказались и что нас к этому привело? Следует обратить внимание ученика на восходящий ход путем трехкратного проведения  темы, который победно ведет в главную тональность. Вопрос: Мы можем «пожертвовать» каким­нибудь разделом? Конечно, нет. Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал  пьесу целиком Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные  задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном  звучании. Какое отличие в звучании двух голосов? Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученику следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе;  более густого, основательного,  солидного и благородного звука в басу. Предлагается ученику сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной  динамикой, попеременно выделяя то один, то другой При игре всех голосов один из них  петь.  Ровность движения этой инвенции зависит от пульсации шестнадцатых. Она придает  размеренность и устойчивость темпу. III)Заключительный этап   Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных  музыкально­художественных образов композитора.  Изучение двухголосных инвенций  много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения  полифонической музыки и для музыкально­пианистической подготовки в целом. Звуковая  многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль  работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия  звучания, в умении вести напевную мелодическую линию. а ) приветствие; б) сообщение  цели и хода работы на уроке. II) Основная часть урока. 1. Теоретическая часть. 2. Работа над инвенцией До Мажор И. С. Баха. III) Заключительный этап.

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»

«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018