Вопрос о фортепианных упражнениях
Оценка 4.9

Вопрос о фортепианных упражнениях

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
18.11.2018
Вопрос о фортепианных упражнениях
Во-первых, то, что не нужноодним,чаще всего высокоодарённым в техническом отношении пианистов, может оказаться полезным другим. Во-вторых, технические упражнения представляют собой великолепный материал для «разыгрывания» рук и не случайно многие пианисты рассматривают их как своего рода «туалет»,необходимый для каждого пианиста. В-третьих, некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на концертных пьесах. В-четвёртых, упражнения способствуют технической выдержке и уверенности исполнения. И, наконец, без упражнений работа подрастающего пианиста никогда не будет полной; упражнения не только содействуют поднятию техники на должную высоту, но и удерживают её на этой высоте. Упражнения не следует играть механически, без разбора целиком: необходимо выбирать только то,что в данный моментнужно и полезно. Можно придумывать свои технические упражнения,лучше всего на материале играемых пьес. Итак, всё зависит от меры. Вредно играть технические упражнения неразборчиво, в большом количестве и тем самым тормозить своё музыкальное развитие,но не менее вредно совсем отвергать упражнения.
К вопросу о фортепианных упражнениях.docx
Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Детская музыкальная школа» Табунского района Преподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А. К вопросу о фортепианных упражнениях Среди различных пособий для фортепиано значительное место занимают технические упражнения, с тех пор как существует искусство фортепианной игры, они в том или ином виде применяются в процессе обучения и пианистического совершенствования. Им отдали дань многие крупные музыканты, писавшие для фортепиано и клавира. Начиная с И.С.Баха,стало почти традицией сводить в определённую систему жанры и формы фортепианной техники.Упражнения для фортепиано писали Лист, Брамс, Таузиг, Бузони, обдумывал их и Шопен. Я не говорю уже о тех композиторах-пианистах, которые специализировалисьна учебно-инструктивной литературе, например Клементи, Черни. Оставили нам технические упражнения и многие пианисты,которые в основном занимались либо концертной, либо педагогической деятельностью. Это Т.Куллак, Иозефи, Чези, Сафонова, Шмит, Плэди и Ганон. Конечно,эти упражнения далеко не одинаковы по своим достоинствам. Одно дело,упражнения Брамса или Бузони,в сущности,означающие подъём учебного пособияна новую,более высокую ступень, другое-упражнения Шмита или Плэди, центр тяжести которых лежит в иной плоскости.Тем не менее почти все они представляют для нас известный интерес,ибо в любом случае содержат в себе материал для познания и изучения фортепианной техники определенного исторического периода и стиля. Нужны ли вообще специальные технические упражнения? Не лучше ли использовать для воспитания техники пианиста этюды и пьесы? Подобная постановка вопроса вряд ли уместна и справедлива. Ибо одно никак не исключает другого. Из-за того что технические упражнения подчас основываются на сухих фактурных формулах, вовсе не следует, что эти упражнения надо игнорировать. Нельзя также отвергать ихна том основании, что некоторые пианисты отлично обходятся без них, работая преимущественно над пьесами. Во-первых, то, что не нужноодним,чаще всего высокоодарённым в техническом отношении пианистов, может оказаться полезным другим. Во-вторых, технические упражнения представляют собой великолепный материал для «разыгрывания» рук и не случайно многие пианисты рассматривают их как своего рода «туалет»,необходимый для каждого пианиста. В-третьих, некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на концертных пьесах. В-четвёртых, упражнения способствуют технической выдержке и уверенности исполнения. И, наконец, без упражнений работа подрастающего пианиста никогда не будет полной; упражнения не только содействуют поднятию техники на должную высоту, но и удерживают её на этой высоте. Упражнения не следует играть механически, без разбора целиком: необходимо выбирать только то,что в данный моментнужно и полезно. Можно придумывать свои технические упражнения,лучше всего на материале играемых пьес. Итак, всё зависит от меры. Вредно играть технические упражнения неразборчиво, в большом количестве и тем самым тормозить своё музыкальное развитие,но не менее вредно совсем отвергать упражнения. Следует иметь ясное представление о задаче; цель порой сама подсказывает средства для её достижения. Всё должно быть продуманно: «хорошо организованная голова-залог успеха»(Лист). При игре необходим постоянный слуховой контроль: упражняться без полной, глубокой сосредоточенности и внимания, в сущности, бесполезно. Трудности приходится преодолевать не путём механически бездумного многократного повторения, а посредством «испытания проблемы», то есть путём познания причин технической неудачи и определения средств для её преодоления: «когда в пассаже встречается какая-то трудность, мы анализируем и изучаем её» (Лист). Таким образом, основной акцент делается не на механически- количественной, а на эстетически-качественной стороне упражнения. Внимание пианиста всё время должно быть сконцентрировано на звуке, линии и ритме. Особенно важно постоянно следить за качеством туше, вырабатывая в процессе упражнения ровный, певучий и в то же время достаточно разнообразный по колориту звук. Думать надо не только об ударе пальца, но и о его подъёме. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться свободной от плеча до кончиков пальцев. Если возникнет усталость, то следует отдохнуть или переменить вид упражнения. Упражняться можно в разных темпах; не всем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться, даже после овладения той или иной технической формулой: медленная игра-необходимое «профилактическое» условие всякого упражнения. Полезно также играть некоторые упражнения каждой рукой отдельно - особенно тому, кто еще не имеет достаточных технических навыков, - и как можно чаще прибегать к piano, но с достаточным «погружением» в клавишу. Материал ежедневных упражнений необходимо чередовать и изменять, внося в работу максимум разнообразия и фантазии. И, главное, всегда следует помнить, что без непрерывного музыкально-художественного развития нельзя добиться полноценных технических результатов. Истинная польза от упражнений будет получена лишь тогда, когда пианист, овладев ими, может неограниченно распоряжаться всеми ресурсами техники как средствами художественной выразительности.

Вопрос о фортепианных упражнениях

Вопрос о фортепианных упражнениях

Вопрос о фортепианных упражнениях

Вопрос о фортепианных упражнениях

Вопрос о фортепианных упражнениях

Вопрос о фортепианных упражнениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018