Роль дидактической игры в развитии зрительного восприятия старших дошкольников

  • Работа с родителями
  • doc
  • 07.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Но, следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин
Иконка файла материала Роль дидактической игры в развитии зрительного восприятия.doc
Роль  дидактической игры в развитии зрительного   восприятия старших дошкольников Дидактическая   игра   представляет   собой   многоплановое,   сложное педагогическое явление:  оно является  и игровым методом обучения детей дошкольного   возраста,   и   формой   обучения,   и   самостоятельной   игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Но, следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей младшего дошкольного возраста,   и   решение   игровой   задачи,   выигрыш   –   для   детей   старшего дошкольного возраста. Необходимость   использования   дидактических   игр   как   средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего   значения   (не   случайно,   поэтому   многие   дети   приносят   в   школу игрушки).   Можно   согласиться   с   Л.С.   Выготским,   который   писал,   что   в «школьном   возрасте   игра   не   умирает,   а   проникает   в   отношении   к действительности.   Она   имеет   свое   внутреннее   продолжение   в   школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые   формы   и   приемы  ­  это   важный   и   наиболее   адекватный   путь включения  детей в учебную работу. 2. Освоение   учебной  деятельности,  включение   в  нее  детей   идет   медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»). 3. Имеются   возрастные   особенности   детей,   связанные   с   недостаточной   преимущественно устойчивостью   и   произвольностью   внимания,непроизвольным   развитием   памяти,   преобладанием   наглядно  —  образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.  4. Недостаточно   сформирована   познавательная   мотивация.   Основная трудность   в   начальный   период   обучения   заключается   в   том,   что   мотив,   с которым   ребенок   приходит   в   школу,   не   связан   с   содержанием   той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.  Побуждать их к учению должно то содержание, которому учат ребенка в   школе.   Существуют   значительные   трудности   в   адаптации   ребенка   при поступлении   в   школу.   Дидактическая   игра   во   многом   способствует преодолению   указанных   трудностей.   Как   отмечал   А.Н.   Леонтьев, дидактические   игры   относятся   к   «рубежным   играм»,   представляя   собой переходную   форму   той   неигровой   деятельности, подготавливают.   которую   они   Эти   игры   способствуют   развитию   познавательной деятельности,   интеллектуальных   операций,   представляющих   собой   основу обучения. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо   добиться   того,   чтобы   дидактическая   игра   не   только   формой усвоения   отдельных   знаний   и   умений,   но   и   способствовала   бы   общему развитию   ребенка».   С   другой   стороны,   некоторые   педагоги   склонны, наоборот,   неправомерно   рассматривать   дидактические   игры   лишь   как средство   интеллектуального   развития,   средство   развития   познавательных психических процессов. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно — печатные и словесные игры.  В   играх   с   предметами   используются   игрушки   и   реальные   предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различиепредметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами   предметов   и   их   признаками.   В   играх   решаются   задачи   на сравнение,   классификацию,   установление   последовательности   в   решении задач.   По   мере   овладения   детьми   новыми   знаниями   о   предметной   среде задания в играх усложняются. Настольно  ­  печатные игры –  это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, и т.д. Словесные игры  построены на словах и действиях играющих. В таких играх   дети   учатся,   опираясь   на   имеющиеся   представления   о   предметах, углублять   знания   о   них,   так   как   в   этих   играх   требуется   использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети сами решают разные мыслительные задачи, описывают предметы, выделял их характерные признаки, отгадывают по описанию, находят признаки и сходства и   различия,   группируют   предметы   по   различным   свойствам,   признакам, находят алогизмы в суждениях. В   старшем   дошкольном   возрасте,   когда   у   детей   начинает   активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования   мыслительной   деятельности,   самостоятельности   в   решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным   трудом.   В   игре   сам   процесс   мышления   протекает   активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. А.В. Сорокина выделяет следующие виды дидактических  игр:  игры ­ путешествия, игры ­ поручения, игры ­ предположения, игры ­ загадки, игры ­ беседы.  Охарактеризуем кратко каждый вид игры. Игры ­ путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей   на   то,   что   находиться   рядом.   Они   обостряют   наблюдательность, обличают   преодоление   трудностей.   В   этих   играх   используются   многиеспособы   раскрытия   познавательного   содержания   в   сочетании   с   игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, и т.д. Игры  ­  поручения  по   содержанию   проще,   а  по   продолжительности  ­ короче. В основе  их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.  Игры ­ предложения (что было ­ бы...). Перед детьми ставиться задача, и создается   ситуация,   которая   требует   осмысления   последующего   действия. При   этом   активизируется   мыслительная   деятельность   детей,   они   учатся слушать друг друга. Игры  —  загадки.  В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание   загадок   развивает   способность   к   анализу,   обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры  —  беседы.   В   основе   их   лежит   общение.   Основным   является непосредственность   переживаний,   заинтересованность,   доброжелательность. Такая   игра   предъявляет   требования   к   активизации   эмоциональных   и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра,   в   свою   очередь,   должна   соответствовать   возможностям   усвоения интереса детей и свертывания игровых действий. Дидактическая игра имеет определенную структуру.  Структура ­ это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения   и   игровую   деятельность   одновременно.   Выделяются   следующие структурные составляющие дидактической игры:      1. Дидактическая задача;      2. Игровая задача;     3. Игровые действия;4. Правила игры;     5. Результат (подведение итогов). Дидактическая   задача  определяется   целью   обучающего   и воспитательного   воздействия.  Она   формируется   педагогом   и   отражает   его обучающую   деятельность.   Так,   например,   в   ряде   дидактических   игр   в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д. Игровая   задача  осуществляется   детьми.   Дидактическая   задача   в дидактической   игре   реализуется   через   игровую   задачу.   Она   определяет игровые   действия,   становится   задачей   самого   ребенка.   Самое   главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия ­ основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и   игровые   задачи.   В   разных   играх   игровые   действия   различны   по   их направленности   и   по   отношению  к  играющим.   Это,   например,   могут   быть ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры.  Их содержание и направленность обусловлены общими задачами   формирования   личности   ребенка,   познавательным   содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет   игрой,   процессами   познавательной   деятельности,   поведением детей.   Правила   влияют   и   на   решение   дидактической   задачи   незаметноограничивают   действия   детей,   направляют   их   внимание   на   выполнение конкретной задачи. Подведение  итогов (результат)  проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды ­ победительницы и т.д. Необходимо при   этом   отметить   достижения   каждого   ребенка,   подчеркнуть   успехи отстающих детей.     При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.  Таким образом, дидактическая игра ­ это игра только для ребенка. Для взрослого   она   ­  способ   обучения.   В   дидактической   игре   усвоение   знаний выступает   как   побочный   эффект.   Цель   дидактической   игры  ­  облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.  Сказанное   позволяет   сформулировать  основные   функции дидактических игр:  1. функция формирования устойчивого интереса к   занятиям   и   снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к режиму;  2. функция формирования психических новообразований; 3. 4. функция формирования собственно познавательной деятельности; функция   формирования   умений,     познавательной     навыков     и самостоятельной работы; 5. функция формирования   адекватных   взаимоотношений   и   освоения социальных ролей. Дидактические   игры   любимы   детьми   дошкольного   возраста   из­за наличия   в   них   игрового   действия,   которое   увлекает   и   занимает   детей, стимулирует   их   активность,   вызывает   у   них   чувство   удовлетворения   и удовольствия,   формирует   познавательный   интерес.   Благодарязанимательности   игровых   действий   дидактические   игры   могут   активно способствовать   овладению   знаниями,   навыками   и   умениями,   так   как   в увлекательной   форме   усиливаются   потенциальные   познавательные возможности слабовидящего ребенка. Игровое   действие   дидактической   игры   служит   не   только   усилению активности   ребенка,   оно   является   средством   коррекции   зрительного восприятия   и   компенсации   зрительной   недостаточности   за   счет   развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.