Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.10.2017
Данный материал отражает историю и структуру развития дополнительного образования в России. Материал может быть использован педагогами дополнительного образования для составления программы по дополнительному образованию (пояснительная записка), для выступления на педагогическом совете, на школьных конференциях. так же материал можно использовать как часть статьи.
роль дополнительного образования.docx
1
Учитель технологии Ширяева Анна Юрьевна.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего
образования.
Краткая историческая справка о дополнительном образовании.
Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего
образования, которая выходит за рамки государственных образовательных
стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных
программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей,
так и в общеобразовательных учреждениях» /1/.
Система дополнительного образования в России формировалась из
уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного
воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в
виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних
оздоровительных лагерей – колоний и т.д. Это были лишь единичные
внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами,
которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно
просветительское общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году
группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью
удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи
малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество
«Детский труд и отдых» /2/. В 1911 году в Калужской губернии создана одна
из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». На государственном
уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре
1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан
отдел внешкольного образования. В июне 1919 года был проведен I
Всероссийский съезд по внешкольному образованию /3/. В 30 – е годы термин
«внешкольное образование» был 2
заменен на «внешкольное воспитание». К 1940 году в СССР насчитывалось
1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерства
просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота и т.д. В
послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы.
внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров,
Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей.
Вместе с тем, высокие количественные показатели не могли скрыть
негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное
воспитание в 50 – 80 –е годы было связано с общей идеологией, когда
существовала единственная детская организация, единственная молодежная
организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные
структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно
ориентированного развития ребенка, его интересов. Вместе с тем, в лучших
внешкольных учреждениях был накоплен уникальный опыт взращивания
талантов /4/. После падения советской политической системы и перехода к
рыночной экономике система образования, как и другие общественные
институты, ощутила потребность перемен.
На развитие системы дополнительного образования оказали влияние
следующие факторы:
1. Смена ценностных ориентиров, отказ от ограничений в сфере
образовательной деятельности. На волне освобождения от инструкций
и правил стали разрушаться методические отделы и вытесняться
воспитательная работа.
Осознав необходимость систематического методического
2.
сопровождения, учреждения дополнительного образования стали
восстанавливать методические структуры.
3. Сокращение финансирования, в связи с чем стало сокращаться число
внешкольных учреждений, резко ухудшилась метериальнотехническая
база. В начале 90х годов расходы на образование составляли 46% от
3 расходной части бюджета, что являлось половиной от потребности. Стремясь
избежать разрушения системы, многие руководители органов образования и
внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги /5/.
Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы
образования сыграл закон Российской Федерации « Об образовании»,
принятый в 1992 году. В этом Законе целый раздел посвящен
дополнительному образованию; введен новый термин и дано правовое
обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в
систему дополнительного образования.
Таким образом, система дополнительного образования возникла в
России в 1992 году и явилась приемником внеклассной и внешкольной
работы. Главное отличие от своего предшественника в том, что
дополнительное образование ведется так же, как и другие виды и типы
образования по конкретным образовательным программам.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2006г.
«О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей» определены следующие виды
образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы
детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т.д.; центры
дополнительного образования детей, оздоровительные центры, станции юных
натуралистов, школы искусств, спортивные школы, студии.
Произошли очень важные изменения в программно методическом
обеспечении дополнительного образования. В учреждениях стали создавать
свои образовательные программы, в которых формулируется единый подход,
общая философия деятельности. Педагоги имеют так же возможность
знакомиться с программами своих коллег по появившимся новым
периодическим изданиям. Начался выпуск серии книг «Воспитание и
дополнительное образование детей». Развернулась серьезная научно
4 методическая работа, благодаря которой дополнительное образование
получило теоретическое обоснование. Началась подготовка педагогов
дополнительного образования в колледжах. Изменилась ситуация с
повышением квалификации педагогов дополнительного образования. По
данным Министерства образования в 19981999 годах число учреждений
дополнительного образования
разной ведомственной принадлежности
составляло 17 тысяч и охватывало 9,5 млн. детей, в среднем около 40%
детей /6/.
Методологической базой учреждений дополнительного образования
детей является «парадигма развивающего вариативного образования,
способствующая
переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. В основе
дополнительного образования детей лежат идеи педагогики развития,
педагогики свободы» /7/.
В наше время сформировались следующие наиболее перспективные
направления дополнительного образования детей:
научнотехническое;
физкультурноспортивное;
художественноэстетическое;
культурологическое;
туристскокраеведческое;
экологобиологическое;
спортивнотехническое;
профессиональноориентирующее.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны
существовать друг без друга. Как целостен отдельный ребенок, так и
образование обязано быть комплексным.
Список литературы.
1 Закон РФ «О дополнительном образовании» от 01.12.2007 2 Богуславский
М.,
Поиск
пути,
журнал
Лидеры
Образования,2005.№8,с.45
3 http://www.libussr.ru/
4 Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. М.: Владос,2004.
349с.
5 Закон РФ «Об образовании» статья 45 от 01.12.2007.№309 – ф3.
6 http
. edu
7 Голованов В.В.
. ru /
Методика и технология работы педагога
:// www
. stat
дополнительного образования. М.: Владос,2004. 239с.
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования
Роль дополнительного образования в системе общего среднего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.