По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета. Игровой сюжет – это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях, эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности, что в полной мере отражается в его играх.
Роль игровых технологий в музыкальном воспитании детей
— дошкольников в группах с ЗПР
По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра
является основной формой деятельности ребенка. В этом
возрасте сюжет является содержательной канвой игры.
Сюжетноролевая, как и любая другая коллективная игра
дошкольников, не может существовать без игрового сюжета.
Игровой сюжет – это объединенные и комбинированные
события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и
зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях,
эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры.
Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и
представлений об окружающей действительности, что в полной
мере отражается в его играх.
Наиболее эффективным педагогическим условием обогащения
и развития сюжетов детских игр является музыкальное
искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает
социальное взаимодействие людей, а сюжеты детских игр
строятся на переносе отношений между людьми; музыка
развивает воображение, творческое мышление, а это
необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра –
образное представление действительности, поэтому
музыкальный образ легко перевоплощается в игровой.
Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр,
так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самымпривлекательна для детей, она содержит в себе множество
идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре.
Специфика работы музыкального руководителя в
коррекционном детском саду заключается не только в
осуществлении задач музыкально эстетического развития, но и
в коррекционноразвивающей деятельности педагога. В
процессе музыкальных занятий основным средством обучения
является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Это
мощнейший фактор развития эмоций у детей. Но, к сожалению,
мы часто наблюдаем, что у детей с ЗПР и умственной
отсталостью как правило нарушена эмоциональноволевая
сфера, то есть ребенок с недостаточным вниманием
воспринимает музыку, иногда отказывается вообще слушать
или воспринимать не в том ключе.
Как известно, любой изучаемый материал становится легким и
понятным, если мы познаем его через игру. При этом важно не
только научить ребенка чемулибо, но и вселить в него
уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою
идею, свое решение. Особенно это касается выполнения
творческих заданий. Нужно научить ребенка принимать критику
без обид и выдвигать новые идеи.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими
детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и
радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои
неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная
обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры
будут полезны для развития ребенка. Однако играэто не только
удовольствие и радость для ребенка, что само по себе оченьважно. С ее помощью можно развивать внимание, память,
мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые
необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может
приобретать новые знания, умения, навыки, развивать
способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровые приемы в процессе ООД.
Во время знакомства с произведениями разного характера дети
переживают и испытывают определенные чувства. Чтобы
помочь им правильно определить свои эмоции, использую
следующие игровые приемы:
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного
возраста использую игрушки, которые
могут «разговаривать», «двигаться» с детьми, что
способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению
и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут
спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на
занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки
должны определить, кто находится в мешочке.
Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются
в процесс слушания.
Развитие певческих навыков является одной из задач
музыкального воспитания в детском саду.
Музыкальноигровые приемы, используемые в процессе пения,
помогают нам научить детей петь выразительно,
непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными
фразами, удерживать его до конца фразы. Свои занятия я всегдастараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в
руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о
нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы,
затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на какомлибо
инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия
он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта
структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой,
матрешкой.
Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из
знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных
звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический
рисунок.
Для развития ритмического чувства можно использовать
различные музыкальные инструменты. Начинать надо с
простейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей
воробей».
Одним из видов музыкальной деятельности является
ритмические движения. На занятиях значительная часть
времени отводится разучиванию различных движений под
музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения,
непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными
образами, разнообразным характером, динамикой музыки.
В процессе систематических занятий по движению у ребят,
развивается музыкльнослуховое восприятие. Детям
постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы
одновременно точно выполнять движения.Детям с ЗПР ритмические движения даются, как правило, очень
тяжело. Поэтому свойственны я начинаю с элементарных
простейших подражательных движений. В этом случае
желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные
игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к
выполнению несложных действий под музыку.
Например: перед занятием воспитатель надевает на руку
куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал.
Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки,
которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают,
кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять
движения (в упр. «Гулять, отдыхать» М.Красева) или
плясать.
С первых занятий необходимо развивать стремление
самостоятельно с творческими элементами выразительно
двигаться под музыку.
Систематическое применение игровых моментов вызывает у
детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также
способствует быстрому овладению детьми музыкальным
материалом.
Таким образом, игровые приемы на занятиях музыки
способствует более активному восприятию музыки
дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к
основам музыкального искусства.
Используя игровые технологии на музыкальных занятиях, я
стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку,
эмоциональную поддержку, поощряя любую выдумку ифантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для
развития ребенка и создания положительной атмосферы
сотрудничества со взрослым.
В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий
мы развиваем у детей психические процессы.
Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на
музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми.
Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой,
которая углубляет эти радостные переживания. В условиях
музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию
отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к
звукоподражанию. Игровые технологии могут быть направлены
и на развитие внимания.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так
же, как и внимание постепенно становится произвольной. В
этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры.
Нагляднодейственное — это мышление в действии. Оно
развивается в процессе использования игровых приемов и
методов обучения в ходе осуществления действий, с
предметами и игрушками. Образное мышление — когда
ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в
произведениях и может осуществлять свои действия,
ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На
развитие образного и логического мышления направлены
многие дидактические игры. «Музыкальная
поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие
колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое
мышление формируется в процессе обучения ребенка умениюрассуждать, находить причинноследственные связи, делать
умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие
способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии
творческого мышления и воображения.
Комплексное использование игровых технологий разной
целевой направленности помогает подготовить ребенка к
школе.
Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает
свои внутренние конфликты, повышаются возможности его
личностного роста. Это основное положение игровой терапии.
Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать
его, не учить его какимто специальным поведенческим
навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его
ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С такими детьми в нашем детском саду стараются заниматься
игровой терапией систематически. Дети приобретают
способность управлять своим поведением, легче переносить
запреты, становятся более гибкими в общении и менее
застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более
“пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их
игровой деятельности начинают преобладать сюжетноролевые
игры с отображением отношений людей. В качестве одного из
эффективных видов игротерапевтических средств используем
народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми
шутками.Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не
только удается реализовать обучающие и развивающие функции
игровых технологий, но и различные воспитательные функции:
одновременно приобщить детей к народной культуре.