Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
28.10.2018
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы.doc
Роль игры в развитии творческих способностей
учащихся начальной школы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
Сухомлинский В.А.
1. Игра – как важнейшее средство умственного воспитания
ребёнка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –
важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным
средством формирования личности ребенка, его моральноволевых качеств, в
игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того, игра – это
своеобразный способ усвоения общественного опыта.
Крупская Н.К. во многих статьях говорила о значении игры. «…
Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать
полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем
чтолибо другое». Ту же мысль высказывает и Горький А.М. «Игра – путь
детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания,
полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и
развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и
рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и
говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более
понятным.
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в
организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью
в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.
Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу
ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро
надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них
– смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует
от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает
умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Принуждение младшего школьника к учебной деятельности может повлечь за
собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная
задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке
тягу к познанию, сформировать нравственноволевую готовность к учебной
деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм
поведения. И этого
учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель,
обеспечивая непосредственный обучающий эффект игры, должен регулярно
демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны
систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чегото не
умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит
его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за
приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью
оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а
учится!
воображение,
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная
практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя
разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в
формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и
творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память,
мышление,
Одиночная игра развивает
индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и
свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к
общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми.
Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в
современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение.
Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек
добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность
исследовательского поведения.
внимание.
Форма проведения игры может быть разной:
Коллективной;
Групповой;
Индивидуальной.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом
этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной
работы и обобщения.
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в
обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется
возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и
уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в
учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую
деятельность.
Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных
эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а
также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших
школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные
тенденции школьного обучения.
2. Роль игры в обучении младших школьников.
Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную
мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной
деятельности состоит не просто в выполнении требований учителя, а в
овладении знаниями, умениями и навыками. Младший школьник должен
испытать радость умственного напряжения,
радость преодоления
интеллектуальных трудностей, которые доставляют решение учебных задач.
Но для этого он должен захотеть включиться в их решение. Вот тутто
развивающая игра может оказаться незаменимым помощником для учителя.
Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть. Но
было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияние игры
и при сохранении в ней непосредственной жизни детей. Выдающийся педагог
Н.К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть
потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические
силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у
ребёнка организационные навыки, развивается выдержка…»
Руководя игрою, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь
детей в игре, их взаимоотношения, учитель воздействует на все стороны
личности ребёнка: создание, чувства, волю, отношения, поступки и поведения
в целом.
Игра является средством первоначального обучения. И вместе с тем
игра развивает любознательность, потребность и сознание необходимости
усвоения знаний. Дидактическая игра – органическая взаимосвязь игровой
деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра – игра
познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию
представлений детей, воспитание познавательных интересов, развитие
познавательных способностей.
Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с
развлечением, обучение требует усилья мысли, умственного труда. Интерес
детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях показания – союзники педагога в воспитании и обучении
детей.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и
активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.
Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она
должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не
чередоваться с ней «поиграли поучились», а формой организации
коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При
таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые
для становления учебной деятельности:
А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать
способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;
В) осознание способов,
направленных на расширение своих
возможностей, т.е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и
самооценки.
Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста
являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.
Среди приемов активизирующих познавательную деятельность
учащихся я использую следующие игры:
1). Pечевые разминки «Cпросите друг у друга», «Mинутка Почемучки»,
диалогдраматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку,
разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и
животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических
сцен.
2). Логические задачи отгадывание загадок; чтение логического рассказа
загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов,
вопросовтестов; решение логической задачи в виде рисунказагадки, ребуса
3). Tворческие задания:
Tворческие рассказы сюжетный рассказ на основе непосредственного
восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний,
описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказэтюд, рассказ сочинение, рассказдиалог. Их отличительные особенности
передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки
изученного, тема рассказа требует размышления.
Дидактические игры, которые я использую на уроках русского языка.
Игра "Где галчонок?"
Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги со словами.
Оборудование: набор картинок (галчонок, деревья, скамейка, дорожка и
тому подобное).
Ход игры: рассказываю, что в парке живет галчонок. Он еще маленький,
ему хочется играть. Он все время перепрыгивает и перелетает с места на
место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где
находится галчонок.
Игра "Помогите разобраться!"
В каких словах Ь разделительный, а в каких Ь показатель мягкости (рисунок
1).
Рисунок 1. Игра "Помогите разобраться!"
Игра "Отгадай кроссворд" (рисунок 2).
Снежная буря.
Домик для пчел.
Мать, отец, дети.
Животное.
Ягоды, сваренные в сахаре.
Рисунок 2. Игра "Отгадай кроссворд"
Игра "Потерялись знаки"
Цель: поставить нужные знаки препинания: ? ! в конце предложения
Прочитайте, ставя в конце предложений нужные знаки, выделите их
интонацией.
Лис и Мышонок.
Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный
Землю копал
Для чего землю копал
Норку делал
Для чего норку делал
От тебя, лис, спрятаться (В. Бианки).
Игра "Как кого зовут?" (рисунок 3).
Цель: закрепить правописание слов с удвоенными согласными.
Рисунок 3. Игра "Как кого зовут"
Игра "Гласные близнецы"
Цель: организовать работу со словарем.
Ход игры: найдите слова, содержащие две или три одинаковые гласные.
Дети находят и записывают слова.
БАРАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, БЕРЕГ
Дома дети продолжают эту игрупоиск, игру наблюдение. На следующих
уроках учащиеся обмениваются интересными словами, запоминают их
правописание. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются
три, четыре, пять неповторяющихся гласных. Таким образом, легче
воспринимаются трудные для написания существительные: ТОВАРИЩ,
ПРАВИТЕЛЬСТВО Упражнения и игры для психического развития, которые на моих
уроках имели успех:
Важнейшим аспектом общего психического развития в детском
возрасте является речевое развитие. Речевая деятельность осуществляется
посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с
окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его
фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим
строем.
Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой
существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно
понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку
возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает
осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно
пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в
эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Игры "в слова". Игры "со словами"
Игры "в слова" обогащают лексический запас ребенка, приучают
быстро находить нужные слова ("не лезть за словом в карман"),
актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется
проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание
(например, 35 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и
придать ей дополнительный азарт.
"Дополни слово"
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен
поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с,
о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, р Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий Острый Чистый
Громкий Низкий Здоровый Победа и т.п.
"Кто больше сочинит"
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается
найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно
подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих
картинок.
Огурец молодец. Заяц палец. Очки значки. Цветок платок. И т.д.
Примечание. Для объяснения понятия "рифма" можно привлечь отрывок
из книги Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" о том, как
Незнайка сочинял стихи.
"Перевернутые слова"
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.
Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми,
подчеркиваются.
Пример: НЯНААВ ВАННАЯ.
"Из слогов слова"
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков
слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов,
используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов:
ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: рама, комар, диван).
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов:
ро, ло, мо, до, ко, га. Соединить половинки слов
Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части
(ГАЗЕТА, ПЫЛЕСОС и т.д.). Затем первые половинки записываются
вразнобой в левый столбик, а вторые в правый. Ребенку предлагается
соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Составить слова по конструкции
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми
необходимо подобрать слова.
а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество
остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3х букв
Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв,
образующих какоелибо слово.
Например: ФОТОГРАФИЯ риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается!
Предлагается словокорень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно
короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов.
Например: ДОМ домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний,
домовня, домовитый и др.
К числу более сложных игр относится составление палиндромов.
Палиндромы это слова или целые предложения, которые одинаково
читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и
др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа
нашел и др.
Задания, упражнения, игры для развития памяти
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что
память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. "Память в этом возрасте
становится мыслящей".
Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал
буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а,
кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное
время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и
влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Способность младших школьников к произвольному запоминанию
неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.