Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Оценка 5

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
28.10.2018
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы.doc
Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В.А. 1. Игра   –   как   важнейшее   средство   умственного   воспитания ребёнка. Огромная   роль   в   развитии   и   воспитании   ребенка   принадлежит   игре   – важнейшему   виду   детской   деятельности.   Она   является   эффективным средством формирования личности ребенка, его морально­волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Крупская   Н.К.   во   многих   статьях   говорила   о   значении   игры.   «… Самодеятельная   подражательная   игра,   которая   помогает   осваивать полученные  впечатления,  имеет  громадное  значение.  Гораздо  большее, чем что­либо другое». Ту же   мысль высказывает и Горький А.М. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».   Игра   –   важное   средство   умственного   воспитания   ребенка.   Знания, полученные   в   школе   и   дома,   находят   в   игре   практическое   применение   и развитие.   Воспроизводя   различные   события   жизни,   эпизоды   из   сказок   и рассказов,   ребенок   размышляет   над   тем,   что   видел,   о   чем   ему   читали   и говорили;   смысл   многих   явлений,   их   значение   становится   для   него   более понятным. В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в   такой   мере,   чтобы   самостоятельно   заниматься   учебной   деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от   ребенка   сообразительности,   внимания,   учит   выдержке,   вырабатывает умение   быстро   ориентироваться   и   находить   правильное   решение. Принуждение младшего школьника к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно­волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение   подчиняться   требованиям   взрослого,   сознательное   принятие   норм поведения. И этого  учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель, обеспечивая непосредственный  обучающий эффект игры, должен регулярно демонстрировать   маленьким   учащимся   их   достижения:   они   должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего­то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его   не   только   за   хорошее   участие   в   общей   игре,   но   и   за   результат   –   за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого,   что   он   настоящий   школьник,   потому   что   он   не   просто   играет,   а учится!    воображение, Игра   является   основным   видом   деятельности   ребенка,   начиная практически   от   рождения.   Вообще   термин   «игра»   включает   в   себя разнообразные   виды   деятельности.   Именно   она   играет   большую   роль   в формировании   и   развитии   умственных,   эмоциональных,   физических   и творческих   способностей   ребенка.   Игра   помогает   развивать   память, мышление,   Одиночная   игра   развивает индивидуальные   качества   ребенка,   знакомит   его   с   характеристиками   и свойствами   тех   или   иных   предметов.   Игра   в   группе   приучает   ребенка   к общественной   жизни,   социальным   ролям   и   отношениям   между   людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение.   Игра   представляет   собой   вид   деятельности,   в   которой   человек добровольно   принимает   участие   и   получает   удовольствие   и   возможность исследовательского поведения.   внимание.   Форма проведения игры может быть разной:   Коллективной;   Групповой;   Индивидуальной.      Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе   его   —  от   проверки   домашнего   задания   до   выполнения   проверочной работы и обобщения.          В   основе   предлагаемых   материалов   лежит   идея   использования   в обучении   младших   школьников   игр.   В   игре   для   ребенка   появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность.     Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также,   улучшит   эмоциональное   состояние   детей,   поддержит   у   младших школьников   интерес   к   учебной   деятельности,   минуя   неблагоприятные тенденции школьного обучения. 2. Роль игры в обучении младших школьников.             Чтобы   учебная   деятельность   ребёнка   приобрела   прочную мотивационную   основу,   он   должен   открыть   для   себя,   что   цель   учебной деятельности   состоит   не   просто   в   выполнении   требований   учителя,   а   в овладении   знаниями,   умениями   и   навыками.   Младший   школьник   должен испытать   радость   умственного   напряжения,   радость   преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляют решение учебных задач. Но   для   этого   он   должен   захотеть   включиться   в   их   решение.   Вот   тут­то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником для учителя.                Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияние игры и при сохранении в ней непосредственной жизни детей. Выдающийся педагог Н.К.  Крупская,  подчёркивая   особенности   детских   игр,  писала:   «Игра   есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка,  твёрже  делается  рука, гибче  тело, вернее  глаз, развиваются сообразительность,   находчивость,   инициатива.   В   игре   вырабатываются   у ребёнка организационные навыки, развивается выдержка…»               Руководя игрою, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей   в   игре,   их   взаимоотношения,   учитель   воздействует   на   все   стороны личности ребёнка: создание, чувства, волю, отношения, поступки и поведения в целом.                Игра является средством первоначального обучения. И вместе с тем игра   развивает   любознательность,   потребность   и   сознание   необходимости усвоения   знаний.  Дидактическая   игра   –  органическая   взаимосвязь   игровой деятельности   и   интересного   усвоения   знаний.   Дидактическая   игра   –   игра познавательная,   направленная   на   расширение,   углубление,   систематизацию представлений   детей,   воспитание   познавательных   интересов,   развитие познавательных способностей.                 Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилья мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях показания – союзники педагога в воспитании и обучении детей.                    В.А.   Сухомлинский   писал:   «Без   игры   нет,   и   не   может   быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое   в   духовный   мир   ребёнка   вливается   живительный   поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Чтобы   игра   обеспечивала   решение   этой   стратегической   задачи,   она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться   с   ней   «поиграли   ­   поучились»,   а   формой   организации коллективной,   руководимой   учителем   учебной   деятельности   класса.   При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности: А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету; Б)   желание   постоянно   расширять   свои   возможности,   развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками; В)   осознание   способов,   направленных   на   расширение   своих возможностей, т.е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.        Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.              Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся я использую следующие  игры: 1).   Pечевые   разминки   ­   «Cпросите   друг   у   друга»,   «Mинутка   Почемучки», диалог­драматизация   стихотворения,   формулировка   вопросов   к   рисунку, разыгрывание   диалогов   (диалогов   реальных   лиц,   диалогов   растений   и животных,   диалогов   оживших   предметов),   разыгрывание   пантомимических сцен. 2). Логические задачи ­ отгадывание загадок; чтение логического рассказа ­ загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов­тестов; решение логической задачи в виде рисунка­загадки, ребуса 3). Tворческие задания:          Tворческие рассказы ­ сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный   рассказ   на   основе   сравнения   разных   явлений,   рассказ­этюд, рассказ   ­   сочинение,   рассказ­диалог.   Их   отличительные   особенности   ­ передача   собственного   мнения   школьника,   содержание   выходит   за   рамки изученного, тема рассказа требует размышления. Дидактические игры, которые я использую на уроках   русского языка. Игра "Где галчонок?" Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги со словами. Оборудование: набор картинок (галчонок, деревья, скамейка, дорожка и тому подобное). Ход игры:   рассказываю, что в парке живет галчонок. Он еще маленький, ему хочется играть. Он все время перепрыгивает и перелетает с места на место.   Мы   покажем,   куда   галчонок   перелетает,   а   другие   ответят,   где находится галчонок. Игра "Помогите разобраться!" В каких словах Ь разделительный, а в каких Ь показатель мягкости (рисунок 1). Рисунок 1. Игра "Помогите разобраться!" Игра "Отгадай кроссворд" (рисунок 2). Снежная буря. Домик для пчел. Мать, отец, дети. Животное. Ягоды, сваренные в сахаре. Рисунок 2. Игра "Отгадай кроссворд" Игра "Потерялись знаки" Цель: поставить нужные знаки препинания: ? ­ ! в конце предложения Прочитайте,   ставя   в   конце   предложений   нужные   знаки,   выделите   их интонацией. Лис и Мышонок. Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный Землю копал Для чего землю копал Норку делал Для чего норку делал От тебя, лис, спрятаться (В. Бианки). Игра "Как кого зовут?" (рисунок 3). Цель: закрепить правописание слов с удвоенными согласными. Рисунок 3. Игра "Как кого зовут" Игра "Гласные ­ близнецы" Цель: организовать работу со словарем. Ход игры: найдите слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова. БАРАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, БЕРЕГ     Дома дети продолжают эту игру­поиск, игру ­ наблюдение. На следующих уроках   учащиеся   обмениваются   интересными   словами,   запоминают   их правописание. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три,   четыре,   пять   неповторяющихся   гласных.   Таким   образом,   легче воспринимаются   трудные   для   написания   существительные:   ТОВАРИЩ, ПРАВИТЕЛЬСТВО Упражнения  и игры для психического развития, которые на моих уроках имели успех:                 Важнейшим   аспектом   общего   психического   развития   в   детском возрасте   является   речевое   развитие.   Речевая   деятельность   осуществляется посредством   языка,   который   усваивается   ребенком   в   ходе   общения   с окружающими   людьми.   Усваивая   родной   язык,   ребенок   овладевает   его фонетическим   (звуковым),   лексическим   (словарным),   грамматическим строем.                   Речь   неразрывно   связана   с   мышлением,   она   служит   формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно  понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.                Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться   языком   в   различных   социальных   ситуациях,   вступать   в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Игры "в слова". Игры "со словами"                Игры "в слова" обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро   находить   нужные   слова   ("не   лезть   за   словом   в   карман"), актуализируют   пассивный   словарь.   Большинство   таких   игр   рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3­5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт. "Дополни слово"        Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).       В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.       Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, р Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий ­ Острый ­ Чистый ­ Громкий ­ Низкий ­ Здоровый ­ Победа ­ и т.п. "Кто больше сочинит"            Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям  изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать   и   к   словам,   не   сопровождая   их   показом   соответствующих картинок.       Огурец ­ молодец. Заяц ­ палец. Очки ­ значки. Цветок ­ платок. И т.д.       Примечание. Для объяснения понятия "рифма" можно привлечь отрывок из   книги   Н.Н.   Носова   "Приключения   Незнайки   и   его   друзей"   о   том,   как Незнайка сочинял стихи. "Перевернутые слова" Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ ­ ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ ­ ВАННАЯ. "Из слогов ­ слова"          Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра­ма, ко­мар, ди­ван). Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре. Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га. Соединить половинки слов Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА­ЗЕТА,   ПЫЛЕ­СОС   и   т.д.).   Затем   первые   половинки   записываются вразнобой   в   левый   столбик,   а   вторые   ­   в   правый.   Ребенку   предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова. Составить слова по конструкции Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова. а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям: б)   составить   6   слов,   в   которых   первые   две   буквы   СВ,   а   количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д. За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3­х букв Составить   как   можно   больше   слов   (имен   существительных)   из   букв, образующих какое­либо слово. Например: ФОТОГРАФИЯ ­ риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д. Добавлять другие буквы воспрещается! Предлагается слово­корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое   время   подыскать   к   нему   как   можно   больше   производных   слов. Например: ДОМ ­ домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. К числу более сложных игр относится составление палиндромов. Палиндромы   ­   это   слова   или   целые   предложения,   которые   одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др. Задания, упражнения, игры для развития памяти          В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память   ребенка   постепенно   приобретает   черты   произвольности,   становясь сознательно   регулируемой   и   опосредствованной.   "Память   в   этом   возрасте становится мыслящей".           Теперь   ребенок   должен   многое   запоминать:   заучивать   материал буквально,  уметь пересказать   его близко  к тексту  или  своими словами,  а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.   Неумение   ребенка   запоминать   сказывается   на   его   успеваемости   и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.         Способность   младших   школьников   к   произвольному   запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Роль игры в развитии творческих способностей учащихся начальной школы
Скачать файл