Роль игры в самовоспитании

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством самовоспитания детей и подростков. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны: а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры; д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнования в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством самовоспитания детей и подростков. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны: а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры; д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнования в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.
Иконка файла материала rol_igry_v_samovospitanii_0.doc
Роль игры в самовоспитании Игра   ­   исторически   сложившееся   общественное   явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая   деятельность   является   не   только   элементом   культуры,   она является полезным средством самовоспитания детей и подростков. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны:  а)   образность;   б)   самостоятельность   действий   в   целях   достижения   цели, ограничиваемая   правилами;   в)   творческая   инициативность   в   действиях   в соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету,   что   устанавливает   определенные   взаимоотношения   в   коллективе участников игры; д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнования в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) сталкивание   противоположных   интересов   в   разрешении   игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус. Игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют самовоспитанию и совершенствованию физических качеств. В истории развития общества труд старше игры, но в жизни человека игра предшествует его будущей трудовой деятельности. Играя,  у   ребёнка   развиваются   и  формируются   условные   рефлексы   в тесной взаимосвязи 1­й и 2­й сигнальной систем, при полном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания, как организованного педагогического процесса. Основным содержанием игр в младенческом возрасте (преддошкольного и   дошкольного)   является   жизнь   близкого   ребенку   человека   с   его деятельностью   и   отношением   к   другим.   Это   так   называемые   ролевые, творческие   игры   с   воображаемой   ситуацией,   которые   в   дальнейшем превращаются в игры с правилами, содержащими воображаемую ситуацию и игровую   роль   в   скрытой   форме.   Через   игру   ребенок   проникает   в   сферу социальных взаимоотношений и моделирует их в своей игровой деятельности. Процесс   становления   и   развития   личности   есть   процесс   усвоения человеком   социального   опыта.   Воспитание,   носящее   преднамеренный целенаправленный   характер,   приобретает   важнейшее   значение   в   процессе развития   детей.   Решающая   роль   в   освоении   общественного   опыта принадлежит самому ребенку, его активности, характеру взаимоотношения с внешней   средой.   Поэтому   игра   ­   это   свободное   проявление   творческой активности импровизационного характера. «Свободные ­ вольные игры дают ребенку возможность познания мира и творческого   преобразования   его,   организованные   же   игры,   кроме   того,способствуют   вниманию   детей,   развитию   их   творческой   активности, вниманию коллективизма, необходимых качеств коммунистической морали». Игра ­ это всегда свободное проявление своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил. Игра   ­   незаменимое   средство   всестороннего   развития   и   внимания, отличая, что игра есть потребность растущего организма. А.   С.   Макаренко,   говорил,   что   игра   приучает   человека   к   тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для работы. Игра имеет   большое   значение   как   подготовка   к   труду,   к   общественной деятельности, т.к. она способствует  воспитанию  определенных трудовых и организационных навыков. В   игре   развиваются   физические   силы   ребенка,   сообразительность   , находчивость,   инициатива;   вырабатываются   организационные   навыки, развивается выдержка, умение сдерживать себя. Исследования   современных   ученых   и   педагогов   помогают   расширить понимание   социальной   сущности   игры,   ее   функциональных   свойств   как целостного явления свободного проявления творческой активности личности, как   средства   утверждения   своего   «я»,   физического   совершенствования, эмоциональной разрядки. Дети 7­9 лет (учащиеся 1­3 кл.) владеют всеми видами естественных движений   (ходьба,   бег,   прыжки,   метание)   еще   не   достаточно   совершенно, поэтому игры связанные с естественными движениями, должны занимать у них   большее   место.   В   этом   возрасте   наблюдается   большая   податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Внимание детей в младшем школьном возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается тем, что в данный момент ему кажется более интересным. Мышление у детей младшего школьного возраста (особенно учащихся 1­ 2 кл.) в основном образное, предметное, но ко второму году обучения оно начинает уступать место мышлению понятиями о познавательных предметах и явлениях окружающей действительности. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Возникают возможности для проявления большей сознательности в игровых действиях. Появляется критическое отношение к действиям и поступкам своих товарищей. В первые два года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей   большое   место   занимают   игры   сюжетные,   которые   способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумки и творчества. Надо учесть, что дети этого возраста умеют читать и писать, что значительно расширяет   их   умственный   кругозор   (игры:   «Два   мороза»,   «Гуси   лебеди», «Совушка» и др.). В   этот   период   в   играх   воспитываются   основы   поведения,   умение выполнять   правила   общественного   порядка.   В   коллективных   играх воспитываются простейшие представления о нормах и правилах морали.Имеются игры хорового характера с музыкой и пением. Они приучат детей   к   совместным   согласованным   действиям,   к   определенному   ритму выполнения движения. В   этом   возрасте   увлекают   детей   такие   игры,   в   которых   они   могут воспитывать свою ловкость, быстроту и точность движений, координацию и меткость. Учащиеся 4­6 кл. (10­12 лет) увлекаются играми более сложными, чем в предыдущих классах. Дети   10­12   лет   более   чувствительны   и   податливы   к   развитию   и совершенствованию ловкости. Обогащается их тактика поведения в играх. Тормозные функции у подростков значительно лучше развиты, чем в младшем   школьном   возрасте,   сильнее   развита   волевая   сфера.   Игры   более длительны   по   времени   и   более   насыщены   сложными   движениями,   что способствует воспитанию у подростков выносливости. Основное место в играх подростков занимают командные игры, потому, что в этот период у них особенно развито чувство коллективизма. В этот период имеются некоторые особенности в играх мальчиков и девочек. Необходимо следить, чтобы в командных играх с бегом было равное количество мальчиков и девочек. Появляется   увлечение   физическими   и   спортивными   занятиями.   Эту любовь необходимо использовать педагогу. Игры   младших   подростков   должны   способствовать   их   дальнейшему всестороннему развитию и физическому образованию. Период 13­15 лет (учащиеся 7­8 кл.) в жизни детей характеризуется ускоренным  темпом  роста.  У мальчиков начинается   половое   созревание, а девочек оно заканчивается. Круг игр у подростков сужается. В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. У   подростков   широко   используются   игры,   подготовительные   к спортивным и спортивные игры. Подростки   тренируясь   воспитывают   в   играх   отдельные   навыки, необходимые для спорта. В   связи   с   овладением   навыков   ходьбы   на   лыжах,   бега   на   коньках появляются игры на лыжах, на коньках, в которых эти навыки закрепляются в увлекательной эмоциональной форме. У учащихся старших классов (15­17 лет) продолжается рост и развитие организма.   Совершеннее   становятся   тормозные   функции,   учащиеся воспитывают волю, выдержку, умение более спокойно переносить поражение в играх. Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и   закреплять   отдельные   навыки,   тактику   поведения   для   разных   видов спортивных игр и различных видов спорта.Практика   воспитания   подрастающего   поколения   в   нашей   стране свидетельствует   о   том,   что   игра   является   одним   из   важных   средств самостоятельного формирования у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств. Особенно большое место игры занимают в физическом внимании   детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста,   т.к.   они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Педагоги отмечают большое образовательное значение игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре. Игры   расширяют   круг   представлений   детей,   развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Велико   значение   подвижных   игр   в   воспитании   физических   качеств: быстроты,   ловкости,   силы,   выносливости,   гибкости.   Причем   в   подвижных играх физические качества развиваются в комплексе. «Мы знаем, что дети учатся не только на учебе, но что и в процессе игры они учатся организовываться, учатся узнавать жизнь».