Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством самовоспитания детей и подростков.
Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы.
Методическим особенностям подвижных игр свойственны:
а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры; д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнования в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством самовоспитания детей и подростков.
Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы.
Методическим особенностям подвижных игр свойственны:
а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры; д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнования в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.
Роль игры в самовоспитании
Игра
исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игровая деятельность является не только элементом культуры, она
является полезным средством самовоспитания детей и подростков.
Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы.
Методическим особенностям подвижных игр свойственны:
а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели,
ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в
соответствии с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее
сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе
участников игры; д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от
играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнования в игре,
требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж)
сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых
«конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.
Игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода
способствуют самовоспитанию и совершенствованию физических качеств.
В истории развития общества труд старше игры, но в жизни человека
игра предшествует его будущей трудовой деятельности.
Играя, у ребёнка развиваются и формируются условные рефлексы в
тесной взаимосвязи 1й и 2й сигнальной систем, при полном взаимодействии
организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания, как
организованного педагогического процесса.
Основным содержанием игр в младенческом возрасте (преддошкольного
и дошкольного) является жизнь близкого ребенку человека с его
деятельностью и отношением к другим. Это так называемые ролевые,
творческие игры с воображаемой ситуацией, которые в дальнейшем
превращаются в игры с правилами, содержащими воображаемую ситуацию и
игровую роль в скрытой форме. Через игру ребенок проникает в сферу
социальных взаимоотношений и моделирует их в своей игровой деятельности.
Процесс становления и развития личности есть процесс усвоения
человеком социального опыта. Воспитание, носящее преднамеренный
целенаправленный характер, приобретает важнейшее значение в процессе
развития детей. Решающая роль в освоении общественного опыта
принадлежит самому ребенку, его активности, характеру взаимоотношения с
внешней средой. Поэтому игра это свободное проявление творческой
активности импровизационного характера.
«Свободные вольные игры дают ребенку возможность познания мира и
творческого преобразования его, организованные же игры, кроме того,способствуют вниманию детей, развитию их творческой активности,
вниманию коллективизма, необходимых качеств коммунистической морали».
Игра это всегда свободное проявление своих сил и своего творчества,
даже в рамках установленных правил.
Игра незаменимое средство всестороннего развития и внимания,
отличая, что игра есть потребность растущего организма.
А. С. Макаренко, говорил, что игра приучает человека к тем
психическим и физическим усилиям, которые необходимы для работы. Игра
имеет большое значение как подготовка к труду, к общественной
деятельности, т.к. она способствует воспитанию определенных трудовых и
организационных навыков.
В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность ,
находчивость, инициатива; вырабатываются организационные навыки,
развивается выдержка, умение сдерживать себя.
Исследования современных ученых и педагогов помогают расширить
понимание социальной сущности игры, ее функциональных свойств как
целостного явления свободного проявления творческой активности личности,
как средства утверждения своего «я», физического совершенствования,
эмоциональной разрядки.
Дети 79 лет (учащиеся 13 кл.) владеют всеми видами естественных
движений (ходьба, бег, прыжки, метание) еще не достаточно совершенно,
поэтому игры связанные с естественными движениями, должны занимать у
них большее место. В этом возрасте наблюдается большая податливость
организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость.
Внимание детей в младшем школьном возрасте недостаточно устойчиво.
Ребенок часто отвлекается тем, что в данный момент ему кажется более
интересным.
Мышление у детей младшего школьного возраста (особенно учащихся 1
2 кл.) в основном образное, предметное, но ко второму году обучения оно
начинает уступать место мышлению понятиями о познавательных предметах и
явлениях окружающей действительности. Появляется умение сопоставлять и
сравнивать наблюдаемое. Возникают возможности для проявления большей
сознательности в игровых действиях. Появляется критическое отношение к
действиям и поступкам своих товарищей.
В первые два года обучения в школе в связи с образным мышлением у
детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют
удовлетворению творческого воображения детей, их выдумки и творчества.
Надо учесть, что дети этого возраста умеют читать и писать, что значительно
расширяет их умственный кругозор (игры: «Два мороза», «Гуси лебеди»,
«Совушка» и др.).
В этот период в играх воспитываются основы поведения, умение
выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх
воспитываются простейшие представления о нормах и правилах морали.Имеются игры хорового характера с музыкой и пением. Они приучат
детей к совместным согласованным действиям, к определенному ритму
выполнения движения.
В этом возрасте увлекают детей такие игры, в которых они могут
воспитывать свою ловкость, быстроту и точность движений, координацию и
меткость.
Учащиеся 46 кл. (1012 лет) увлекаются играми более сложными, чем в
предыдущих классах.
Дети 1012 лет более чувствительны и податливы к развитию и
совершенствованию ловкости. Обогащается их тактика поведения в играх.
Тормозные функции у подростков значительно лучше развиты, чем в
младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера. Игры более
длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что
способствует воспитанию у подростков выносливости.
Основное место в играх подростков занимают командные игры, потому,
что в этот период у них особенно развито чувство коллективизма.
В этот период имеются некоторые особенности в играх мальчиков и
девочек. Необходимо следить, чтобы в командных играх с бегом было равное
количество мальчиков и девочек.
Появляется увлечение физическими и спортивными занятиями. Эту
любовь необходимо использовать педагогу.
Игры младших подростков должны способствовать их дальнейшему
всестороннему развитию и физическому образованию.
Период 1315 лет (учащиеся 78 кл.) в жизни детей характеризуется
ускоренным темпом роста. У мальчиков начинается половое созревание, а
девочек оно заканчивается. Круг игр у подростков сужается. В этом возрасте
им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны.
У подростков широко используются игры, подготовительные к
спортивным и спортивные игры.
Подростки тренируясь воспитывают в играх отдельные навыки,
необходимые для спорта.
В связи с овладением навыков ходьбы на лыжах, бега на коньках
появляются игры на лыжах, на коньках, в которых эти навыки закрепляются в
увлекательной эмоциональной форме.
У учащихся старших классов (1517 лет) продолжается рост и развитие
организма. Совершеннее становятся тормозные функции, учащиеся
воспитывают волю, выдержку, умение более спокойно переносить поражение
в играх.
Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные
игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать
и закреплять отдельные навыки, тактику поведения для разных видов
спортивных игр и различных видов спорта.Практика воспитания подрастающего поколения в нашей стране
свидетельствует о том, что игра является одним из важных средств
самостоятельного формирования у детей и подростков высоких нравственных
и физических качеств. Особенно большое место игры занимают в физическом
внимании детей дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. они
благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков,
нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья.
Педагоги отмечают большое образовательное значение игр в подготовке
подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре.
Игры расширяют круг представлений детей,
развивают
наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и
обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в
окружающей его среде.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств:
быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных
играх физические качества развиваются в комплексе.
«Мы знаем, что дети учатся не только на учебе, но что и в процессе
игры они учатся организовываться, учатся узнавать жизнь».