Роль имени прилагательного в речи
Оценка 4.9

Роль имени прилагательного в речи

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
24.11.2017
Роль имени прилагательного в речи
Данный материал рассматривает роль имени прилагательного в речи на примерах художественных текстов и авторских текстах учащихся. Указывается на роль эпитетов, выраженных именами прилагательными, в тексте. В ходе урока применяются упражнения разных типов: анализ упражнения;преобразование данного языкового материала, создание высказывания (или его частей). В ходе урока сочетаются индивидуальная, фронтальная, коллективная формы работы.Урок русского языка в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в речи"
мой урок 19.01.doc
Урок русского языка в 6 классе Роль имени прилагательного в речи Тип урока: комбинированный  Цель урока:  ­ дать понятие о роли прилагательных в речи,    о  роли эпитетов, выраженных именами прилагательными, в тексте;  Задачи:  Развивающая:  ­ формировать коммуникативные умения учащихся;  ­ способствовать обогащению памяти шестиклассников готовыми образцами для   выражения   своих   впечатлений;     развивать   такие   качества,   как ассоциативность   мышления,   художественная   зоркость,   эмоциональность; формировать коммуникативные умения учащихся ­Образовательная: способствовать формированию  умения находить эпитеты в тексте;  способствовать формированию  умения самостоятельно подбирать эпитеты; ­Воспитательные:  способствовать воспитанию любви  к малой и большой Родине; способствовать воспитанию  у учащихся культуры общения, уважение к  собеседнику и учителю, способствовать воспитанию  интереса к русскому языку. Ход урока 1. Организационные момент       2. Актуализация опорных знаний, умений навыков.  Прочитайте предложение о русском языке. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине  волшебный русский язык». К.Г.Паустовский О чём это предложение?  Как писатель говорит о языке?  Слова, какой части речи использует, чтобы показать своё отношение к  русскому языку?  Запишите имена прилагательные в тетрадь, подчеркните орфограммы. Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не  только предмет, но и состояние, настроение автора. Наш язык таит в себе  много секретов. Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к  тайнам русского языка. Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать  новое, с чего бы нам следовало начать урок?  Повторим В предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные  слова. Имя прилагательное – это (самостоятельная)  часть речи, которая  отвечает на вопросы  (какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьи, чьё?),  обозначает (различные признаки предмета), в предложении является  (сказуемым или определением),  в речи выполняет следующие  функции…??? Какую же роль играют прилагательные в речи?  Чтобы точно определить предмет, назвать его признаки?  Можно ли обойтись в речи без прилагательных?  Что будет, если из речи исчезнут все прилагательные?  Что нам сегодня предстоит исследовать на уроке? Давайте попробуем сформулируем тему нашего урока. «роль имен  прилагательных в речи» Цель урока: понять какую роль выполняют в тексте прилагательные Задачи: находить в тексте, научится использовать  Сформулируйте задачи урока.    Работа по теме урока. Понаблюдаем за ролью имён прилагательных. Поработаем в группах. Работа в группах.  Задание подберите и вставьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас  получился рассказ об определённом времени года.  ( 1 группа – осень, 2 группа – зима, 3 группа – весна) Наступило (…)время года. Был (…) день. Дул  ( …) ветер. По (…) небу  плыли (…) облака. По улице шли (…) люди. Погода была ( ...) . И  настроение было ( …) .  Сделаем вывод. Какую роль играют прилагательные в этих текстах. Ведь  вы их употребили с одинаковыми частями речи. Какой вывод мы можем сделать о роли прилагательного? ОНИ  ХАРАКТЕРИЗУЮТ  предмет, помогают отличить одно явление от другого. В  данном случае­ различаются времена года. ЭТО ПЕРВАЯ РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин  природы. Попробуйте вспомнить, как еще называют писателей­ ХУДОЖНИК СЛОВА .  Давайте подумаем, почему?                                                                                (ответы учащихся) Учитель: Писатель рисует картины жизни, явления природы, передает свои  чувства с помощью слов, которые приобретают особую изобразительную силу. У этих слов есть специальные названия – изобразительно­выразительные  средства языка. Когда обычные ,казалось бы, слова, используются в  переносном­ непривычном значении и помогают нам по ­  другому прочитать  написанное. С некоторыми из них вы знакомы. С какими? Ученик: Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Учитель: Какие из перечисленных изобразительно­выразительных средств  имеют отношение к сегодняшней теме урока? Ученик: Эпитеты. Учитель: Что же такое эпитет? Давайте спросим Лизу Генову.  Ученик: Эпитет – образное определение, показывающее особенные признаки,  качества, свойства предмета или явления. Учитель: Как вы думаете, что труднее: нарисовать картину на полотне  ( например, картину природы) или описать её словами? Почему? Сейчас прекрасное время года – зима, которое для многих из вас самое  любимое. Конечно, художники очень часто обращались в своем творчестве к  теме зимы. Посмотрите, сколько ярких красок играет на их картинах, хотя,  казалось бы, у зимы, в основном, один цвет – белый. ( Слайд № 2 ­ репродукции картин: И.Шишкина «Зима» и И.Грабаря  «Февральская лазурь») Учитель: Что изображено на этих картинах? Ученик: На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес. Учитель: Но не менее выразителен образ зимы у русских писателей и поэтов.  Назовите, кто из них обращался к пейзажным зарисовкам. Ученик: А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин… Познакомимся со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка». СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАПИСИ                                                             Снежинка Светло ­ пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула. Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая. Средь хлопьев тающих Сохранно – белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! ­ Вам понравилось это стихотворение? Чем? Какое чувство оно у вас вызвало? Какая картина представилась при его чтении? Задание в парах.  Поработаем в парах.  Выпишите 3 эпитета, которые создают образ снежинки и делают его  незабываемым. Учитель: Какова роль эпитетов в тексте стихотворения? Ученик: Эпитеты помогают передать авторскую оценку предмета, в частности снежинки, чувство и настроение, более точно рисуют картину, создают  художественный образ.  ЭТО ЕЩЕ ОДНА РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ­ Давайте отдохнём, но прилагательные даже в этом нам помогут. ­ Я называю признак предмета, а вы показываете жестами, мимикой:  Рука вверх поднялась правая, а сейчас левая.  Вниз опустилась правая, вниз опустилась левая.  Мальчики высокие, девочки – низкие.  Мальчишки широкие, девочки узкие.  Шар круглый.  Тропинка извилистая. Солнце огромной. Палец указательный. Ученик радостный, ученица умная.   Спина ровная. Настроение хорошее! Велика роль прилагательных в художественной литературе.  Они широко используются при создании портретных характеристик героев,  при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Попробуем это  показать, выполнив следующее задание. Составьте словосочетания на доске, соединив подходящие по смыслу слова.  Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие –  внутреннее состояние, черты характера.  Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная,  высокая), мальчик (стройный, заботливый). Изображают внешние и внутренние признаки человека(персонажа, героя) Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря  замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн (БЕЛЫЙ  ПУДЕЛЬ) сказал очень точные слова: Русский   язык     в   умелых     руках   и   в   опытных     устах   красив,     певуч   и выразителен. Друзья, я предлагаю вашему вниманию сочинение одного ученика. 1. В прошлое  воскресенье я решил погулять в парке со своим гоночным  псом Акаем.2. Снега было много, и мне захотелось слепить снеговую бабу.  3. Пока я  как искусственный мастер  делал ее, на улице совсем стемнело,  мороз усилился. 4. Несмотря на то, что на мне были добрые кожистые  ботинки, я все равно замерз. 5. оглянувшись по сторонам,  понял, что я   единый человек на улице . 5. От холода и страха, я бежал домой, а из моих  глаз текли горячие слезы. Что вы можете сказать? Мальчик в своем сочинении неверно употребил прилагательные! Как называются такие прилагательные? Паронимы. ЗАПИСЬ «НЕПРАВИЛЬНЫХ» исправление на «ПРАВИЛЬНЫЕ». Задание №5  ЕГЭ  Чтобы нее ошибаться­ надо учить слова и правильно употреблять их в  речи. Итог урока. Рефлексия. Прием «Незаконченное предложение»  Имена прилагательные делают нашу речь …  Имена прилагательные помогают нам  …  Если  из  нашей речи исчезнут все прилагательные, то… ОТМЕТКИ сегодня получают за активное участие в уроке За правильные ответы Домашнее задание …

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи

Роль имени прилагательного в речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2017