Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.
Известно, что главной тенденцией процесса обучения иностранным языкам в настоящее время является коммуникативность, и большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе. Мы поставили перед собой вопрос: «Какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению?»
наглядность2.docx
Совершенствование лексико – грамматических навыков при выполнении
визуализированных коммуникативных упражнений.
Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при
обучении устному иноязычному общению.
Известно, что главной тенденцией процесса обучения иностранным
языкам в настоящее время является коммуникативность, и большинство
учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе. Мы
поставили перед собой вопрос: «Какой должна быть наглядность при
коммуникативном обучении устному иноязычному общению?»
В методике термин наглядность рассматривается буквально:
глядение на чтото. Отсюда и требования: описать ситуацию, восполнить ряд
отсутствующих в тексте подробностей, использовать картины, изображения
предметов, сами предметы с целью «установления последовательности при
беседе на тему, связанную с текстом». (В.Д.Аракин), а фонетические,
грамматические и лексические таблицы для показа положения органов речи
при произнесении той или иной фонемы.
Представители и сторонники «прямизма» настаивали и продолжали
настаивать на использовании наглядной семантизации, когда значение слова
поясняется не путём перевода, а путём показа обозначаемого этим слова
предмета или картинки с его изображением. Эта демонстрация конкретного
предмета и является основным недостатком, так как в данном случае
наглядность сводится только к зрительному восприятию того, что само по
себе не составляет собственно языковых явлений. Ведь закреплению
подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том
или ином языке. Наглядность, если исходить из данных психологии (Б.В.Беляев)[4,298],
нельзя сводить только к зрительному восприятию, так как возможны ещё и
другие виды наглядности: обонятельная, вкусовая, осязательная, сенсорная,
моторная (двигательная), предметная, действенная, внешняя (основанная на
восприятии), внутренняя или умственная, основанная на деятельности
памяти и воображения, для которых характерны не восприятия, а
представления. Нельзя забывать о языковой наглядности о том, чему
именно обучаются школьники.
Как показывает анализ исследований, посвященных проблеме
наглядности, широкое распространение получила лишь одна форма
наглядности внешняя, или перцептивная наглядность, основанная на
процессах, непосредственно чувственного отражения действительности
(ощущении и восприятии). [25,34]
Другая форма, связанная с мышлением, внутренняя наглядность,
не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически.
Внутренняя
наглядность, как считает И.А.Зимняя, служит как бы переходным мостом
от
«опорного» высказывания к самостоятельному, которое
осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид
наглядности связан, главным образом, с содержанием мыслительной
деятельности говорящего.
Высказывая мысли на родном языке, человек направляет основное
внимание
на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то,
как
сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке,
человек испытывает
дополнительную трудность, так как его внимание переключается ещё и на
второй объект отбор языковых средств, составление сообщения.
Основная цель обучения устному иноязычному общению как раз и состоит
в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них
сообщений перевести на уровень фонового автоматизма.
Этой цели и может служить наглядность как внешняя, так и
внутренняя, которую мы предлагаем использовать как средство создания
коммуникативной мотивации. (КМ) (Мотивация это осознание
побуждения, обуславливающего действия для удовлетворения какойлибо
потребности человека.)
Под коммуникативной мотивацией понимается такой вариант,
который обеспечивает инициативное участие ученика в общении как на
уроке, так и вне его.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: обеспечить создание КМ у
школьников можно, предъявив в начале урока или перед выполнением какого
либо вида работы (в течение двух трёх минут) специально разработанный
вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картинку, теле , диа , эпифильмы,
фильм эпизод и др. Средствами внешней наглядности говорящему задаётся
смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем
самым создаётся смысловая опора говорения. В этом случае внимание ученика
направлено только на оформление этого смыслового содержания известными
ему языковыми средствами. Желательно соблюдать данное условие на всех
этапах формирования навыков и развития речевых умений. Обеспечить это
условие возможно в том случае, если учитель будет стремиться использовать
на уроке не столько внешнюю наглядность, сколько внутреннюю наглядность,
которая базируется на образе представления, таким образом, в процессе
формирования речевого умения говорения предложенная схема наглядности
выглядит так: от внешней наглядности через внутреннюю наглядность к абстрактно неопределённой программе смыслокомплексов. Последний этап
является не наглядночувственным, а абстрактнологическим воплощением
программы высказывания (И.А.Зимняя).
Попытаемся показать возможные пути разработки занимательной наглядности
для создания коммуникативной мотивации. [48,43]
Программа,
заданная
внешней
наглядностью
Самый
Внутренняя
наглядность
Собственная
программа
высказывания
Самый распространённый вид внешней наглядности картинки. Мы
попытались определить, какие картинки вызывают наибольший интерес у
школьников и способствуют созданию внутренней наглядности.
Обратились к действующим учебникам английского и немецкого
языка для 5, 6, 7 классов.[48,43]
Просмотрев их, убедились, что в основном картинки иллюстрируют
тексты или упражнения. Основные задания, предлагаемые ученикам это
описание картинок или действующих лиц; составление вопросов или ответы на
вопросы по картинкам. Был проведен опрос учеников 5, 6 классов
(средней школы №1 г. Чаплыгина) и 6, 8 классов (средней школы №43 г.
Липецка).
Изложим выводы, к которым мы пришли.
Ученикам 45 классов интересны и сказки, и действительность, и
прошлое и будущее; они любят картинки, иллюстрирующие содержание
текста; шестиклассников интересуют только серии картинок, объединённые
одной сюжетной линией; а восьмиклассников — картинки остросюжетные, приключенческие, фабульные, связанные с проблемами современности,
нравственности. И.К.Кюи считает, что единственный способ вызвать
глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши
поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно
размышлять и формулировать вывод.
Как выяснилось в результате опроса, лишь небольшое количество картинок в
действующих школьных учебниках оказывает эмоциональное действие на
учащихся. В целом иллюстрации не обеспечивают КМ и не способствуют
созданию внутренней наглядности. В то же время данный вид наглядности
является ведущим при обучении устному иноязычному общению. Отметим
ещё два вида наглядности: содержательную и смысловую. Содержательная
наглядность направляет внимание учеников на содержание того или иного
отрезка действительности, смысловая наглядность формирует отношение
школьников к тому, что изображено на картине, т.е. актуализирует
личностный смысл, это очень важно для обучения на коммуникативной
основе.
Как показало исследование, в действующих учебниках и учебных
пособиях широко представлена именно содержательная наглядность, хотя
она не вызывает особого интереса у ребят. Смысловая наглядность
используется редко.
Можно сделать вывод: внешняя наглядность, прежде всего,
должна быть смысловой наглядностью, тогда она сможет обеспечить
коммуникативную мотивацию и создание внутренней наглядности.
Необходимо, чтобы она соответствовала возрастным особенностям
учащихся. В основе её, вероятнее всего, должны находиться проблемы,
волнующие в первую очередь человека, стоящего на самом
пороге самостоятельной жизни (А.А.Алексин), ведь именно проблема, как
заметил С.Л.Рубинштейн, является «средством активизации мышления».
Следовательно, внешняя наглядность прежде всего должна быть проблемной. Кроме того, для создания внутренней наглядности
необходимо определить предметы обсуждения (Е.И.Пассов), которые
соответствовали бы возрастным особенностям учащихся, уточнить, что
главное должен заключать в себе каждый предмет обсуждения, чтобы в
наибольшей степени способствовать созданию КМ.
§2. Упражнения по развитию речевых умений и навыков
(комиксы, игры, описательное лото, упражнения с использованием
конкретной поэзии, занимательные картинки).
В естественном акте коммуникации человек высказывается только
в том случае, когда у него возникает потребность, обусловленная какими
либо обстоятельствами действительности и отношениями учащихся.
Именно потребность и внутреннее желание высказываться
расценивается как необходимое условие общения на иностранном языке.
Хорошим стимулом служат наглядные пособия для развития речевых
условий и навыков.
Рассмотрим, как можно использовать самый простой вид
занимательной наглядности занимательную картинку в обучении
говорению. Занимательная картинка картинка, содержащая либо
юмористические моменты, неординарно выполненная, привлекающая
интерес и несущая эмоциональный фактор, либо картинка, передающая
информацию нестандартным способом.
Работу с занимательной картинкой можно проводить в такой
последовательности:
• учащимся предлагается занимательная картинка. Они рассматривают ее
и пытаются найти элементы, названия уже знакомые им по данной теме;
• на доске записаны неизвестные слова, которые подлежат дефиниции;
• ученики работают в парах или индивидуально. Они задают вопросы друг другу, тренируя известную лексику и новую;
• затем учащимся предлагается составить ситуацию по
цепочке,
коллективно;
• можно устроить небольшое соревнование: какая группа составит более
интересную, длинную ситуацию(см. приложение №4).
Игры для развития навыков говорения. Игра «Описательное лото».
Карта лото, которую получают ученики участники игры,
представляет собой плотный лист бумаги, на который наклеены две
картинки. Для учителя изготавливаются карточки, содержащие описание
изображенного на картинках. Например:
Роль наглядности при обучении английскому языку
Роль наглядности при обучении английскому языку
Роль наглядности при обучении английскому языку
Роль наглядности при обучении английскому языку
Роль наглядности при обучении английскому языку
Роль наглядности при обучении английскому языку
Роль наглядности при обучении английскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.