РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история
11 кл
16.03.2017
Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи было создание Российской Академии наук. Государство, взяв на себя заботу о материальном обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в процветание России. Однако серьёзной проблемой было отсутствие в стране людей, достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных иностранных учёных... Затем произошло явление Михаила Васильевича Ломоносова, который повёл борьбу с этими учёными по становлению Русского государства. Борьба была сложной и упорной, но на сегодня, мы имеем правдивое описание образования нашего государства…
Норманнская теория.docx
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В.
ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
Методические материалы по курсу истории России
Аннотация к статье
Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи
было создание Российской Академии наук. Государство, взяв на
себя заботу о материальном обеспечении академиков,
надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в
процветание России. Однако серьёзной проблемой было
отсутствие в стране людей, достойных звания академика.
Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных
иностранных учёных... Затем произошло явление Михаила
Васильевича Ломоносова, который повёл борьбу с этими
учёными по становлению Русского государства. Борьба была
сложной и упорной, но на сегодня, мы имеем правдивое
описание образования нашего государства…
МОУ «ТСШ №2 имени А. С. Пушкина»
Г. Тирасполь
Учитель истории и обществознания
Тидва Ольга Ивановна
1 РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В.
ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
создание Российской Академии
Одним из самых значительных нововведений петровской
наук.
было
эпохи
Государство,
взяв на себя заботу о материальном
обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести
существенный вклад в процветание России.
Однако
серьёзной проблемой было отсутствие в стране людей,
достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию
наук пригласили видных иностранных учёных...
Затем
произошло явление Михаила Васильевича Ломоносова.
Огромный талант и неуёмная тяга к знаниям позволили
крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем
временам
Учёный
энциклопедист, основоположник нескольких направлений в
естествознании, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом,
а также оставил след в истории и филологии. Со временем
он превратился в символ русской науки.
лестницы.
высот
социальной
О Пушкине говорят: «Наше всё»... А М. В. Ломоносов
тоже «Наше всё...», но гораздо больше по широте научных
проблем, которых касался этот великий ум.
В год 300-летия М. В. Ломоносова все обращались к его
великому наследию. Я обратилась к Ломоносову - историку,
2 его взглядам на один из самых острых вопросов
Отечественной истории «Норманнской теории».
Цель моей работы изучить взгляды М.В. Ломоносова на
«Норманнскую теорию», какие последствия она имела в
исторической науке, рассмотреть аргументы сторонников и
противников этой теории и выявить актуальность это учения
сегодня, а также проведение социологического опроса в
Интернет-ресурсах по этой проблеме, выяснить различные
точки зрения на это учение современников.
Работа
содержит в себе краткую биографию М.В.Ломоносова.
и
против
Ломоносова
борьба М.В.
Основной акцент работы - это роль «Норманнской
теории»
неё.
«Норманнский вопрос» не решен у нас до сих пор, но сейчас
он не столь актуален как в XVIII веке, когда он был частью
большой политики. Изучая историю нашего Отечества, мы
понимаем, что шведы в XVII - нач. XVIII в. в. хотели
захватить эти земли, потому что согласно «Норманнской
теории» варяги - это люди, выходцы из Швеции, да и первые
князья в образовании Древнерусского государства.
Миллера,
Критикуя
диссертацию
Ломоносов
предупреждал, что если князья и потомки их были шведского
рода, то не будет ли опасного следствия из этого для
России.
Вопрос Ломоносова попал в самую точку.
Действительно, на протяжении двух веков после того, как
эти слова были сказаны, иноземные захватчики не раз
3 пытались выводить из «Норманнской теории» опасные
следствия - все это привело к трем русско-шведским войнам
XVII-XVIII веков(1656 - 1658, 1700 - 1721, 1741 - 1743). В
XX веке были две войны, исходящие из Германии в 1914 г.,
в 1941 г. Нападение на СССР также проходило под флагом
расы»,
«превосходства
закончилось
сокрушительным поражением немцев.
арийской
но
Кажется, что Ломоносов жил не так уж давно. Борясь с
иностранным засильем внутри Академии наук, Ломоносов
беспокоился о будущем России и её народа.
Миллер писал русскую историю так, как ему было выгодно
по тем временам, потому что он представитель немецкого
народа и ему хотелось на фоне других народов мира, занизить
роль российского народа, государства Российского. Ломоносов
- выходец из простого народа, он бесконечно любит свою
Родину, верит в свой народ, не раздумывая бросается в этот
неравный «бой» с профессором Миллером в одиночку.
Казалось бы, зачем ему начинать этот спор? Славы было у него
много не только в России, но и в научных кругах других стран.
В то время в России были уже историки, но почему они
проигнорировали такой важный вопрос истории своего
Отечества? Не разобрались, а может, не хотели, ведь это
борьба, а она не всем по плечу.
При жизни Ломоносову не составляло труда открыто
отстаивать свою концепцию начальной истории Руси в спорах с
4 немецкими учёными, работающими в Петербургской Академии
наук. Но его кончина позволила им без всяких помех взять
реванш не столько для себя, сколько для норманизма, бросив
на Ломоносова тень как на специалиста в области истории.
Итак,
он
что
предупреждал...
произойдет с нашей страной в XX веке и, особенно во второй
половине, то что бы он сказал нам, позволившим развалить
Большую Россию.
А
Но если бы ученый-патриот знал,
предсказания
Ломоносова.
сбывались
Об этом должен подумать каждый.
Основные вехи жизни М.В. Ломоносова
В России многое изменилось в период бурных петровских
преобразований. Вызревала новая культура, идущая на смену
церковно-феодальной, господствовавшей в течение столетий.
Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть
происходящих перемен. Таким мыслителем стал Ломоносов.
у
старинного
Северная Двина
села, Холмогоры
распадается на рукава, образуя множество островов. На самом
крупном из них - Курострове 19.11.1711 родился Михаил
Ломоносов.
Его родители были черносошный крестьянин
деревни Мишанинской Василий Дорофеевич Ломоносов и
дочь дьякона Николаевского
Елена Ивановна Сивкова,
Матигорского прихода.
Василий Дорофеевич благодаря
упорному
самым
стал
округе
промысловиком, он первым из жителей края построил и по-
зажиточным
труду
в
5 европейски оснастил галиот, назвав его «Чайка». В далёкие
морские путешествия до Кольского полуострова и Соловецких
островов отец часто брал своего первенца и единственного
наследника.
время
учебники:
«Грамматику» Смотрицкого
Но Михаила больше привлекало другое дело. В 10 лет он
начал учиться грамоте, и неведомый ранее книжный мир стал
магнитом притягивать его к себе. Особенно интересовал его
дом соседа Христофора Павловича Дудина,
у которого
имелась целая библиотека. Михаил долго упрашивал дать ему
на
и
«Арифметику» Магницкого, но получал отказ. Летом 1724 г.
Дудин умер, перед смертью, завещав любознательному соседу,
вышеназванные две книги и «Рифмованную псалтырь»
Симеона Полоцкого. Михаил с большим рвением принялся
осваивать книжную премудрость,
и это его привело к
серьёзному конфликту с отцом. Ссору всячески подогревала
вторая мачеха - Ирина Семёновна, (овдовевший Василий
Дорофеевич женился ещё дважды).
Ломоносова тянуло к книге, что у мачехи вызывало
крайнее недовольство. Позднее он писал: «Имеючи отца, хотя
по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве
воспитанном, и злую, завистливую мачеху, которая всячески
старалась произвести гнев в отце моём, я принуждён был
6 читать и учиться, чему возможно было, в уединённых местах и
терпеть стужу и голод».2
В конце 1730 г., вскоре после своего 19-летия, он
предпринял решительный шаг: взяв у соседа Ивана Шубного
взаймы три рубля и не спросив разрешения отца, отправился в
Москву. Ему помогло то, что куростровцы снарядили туда
большой обоз с рыбой. Добравшись до Москвы, он остановился
на время у своих земляков. В Заиконоспасском монастыре
располагалась
но
поступить в неё Ломоносов не мог, туда принимали детей
только дворян. Недолго думая, Ломоносов назвался сыном
холмогорского дворянина, благодаря чему был зачислен в
низший класс Академии, где обучались в основном подростки.
Славяно-греко-латинская
академия,
Сначала они вволю потешались над болваном, в 20 лет
пришедшим «учиться», но вскоре притихли: холмогорский
мужик сумел в течение одного 1731 г. пройти три четверти
курса в низшем классе, на прохождение которых нужно было
от четырёх до шести лет. Учиться было тяжело, прежде всего,
с материальной точки зрения. Нужно было жить на три
копейки в день, а у отца просить не хотелось.
В 1735 г. Ломоносова отправляют на учёбу в Академию
наук в Петербург. Занятия в Академическом университете
длились для Ломоносова недолго.
2 Б.В. Шергин. «Слово о Ломоносове». Москва:
«Современник», 1989. Стр. 29.
7 Весной 1736 г.
группу студентов,
в том числе и
Ломоносова, отправляют в Германию изучать химию, горное
дело и металлургию. В этом ему помог президент Академии
наук барон Иоганн Корф. Сначала Ломоносов учился в
Марбурге. Он любил очень жизнь, это видно из его отчёта в
Академию наук. Распорядок дня был весьма напряжённым:
помимо занятий в университете, длившихся с 9 до 17 часов,
студент брал уроки французского языка, фехтования, танцев.
Куратором его был в университете профессор Христиан
Вольф.
Между тем, в Марбурге Ломоносова настигла любовь.
Став постояльцем в доме вдовы Цильх, он со всей силой
своего буйного характера увлёкся её дочерью Елизаветой
шутливых,
Христиной.
но
многозначительный,
«Тихий домик»
гладила,
шила,
ратмаха Цильха.
крахмалила... Михайлушко... спросит:
сокровенный диалог:
Дочка Лизхен вязала,
Прочитаем
один
из
Для чего гладите вы это белое, столь нарядное платье?
Чтобы надеть в воскресенье, если к нам придёт в гости
господин Ломоносов. Но я выгладила ещё много маленьких
белых платочков.
Для чего?
8 Я утираю ими слёзы радости, когда слышу об успехах
господина Ломоносова в науках, и плачу от горя, когда слышу о
его поведении...3
В феврале 1739 г. Ломоносов и Елизавета Христин Цильх
поженились. Ломоносов предупредил молодую жену: «Лизхен,
вот мы пообещались жить вместе и умереть вместе, но я в
Германии гнезда вить не буду». Весной молодой супруг
должен был покинуть, ожидавшую ребёнка жену, и
отправиться во Фрейберг для продолжения учёбы. Это самый
крупный
металлургической
промышленности в Германии.
горнорудной
центр
и
В июне 1741 г. Михаил Ломоносов вернулся на Родину в
ранге перспективного молодого учёного, получившего высшие
отзывы от своих научных познаний Христиана Вольфа,
Иоганна Генкеля. Пройдя целый ряд мытарств в Академии наук
с немецкими учёными, Ломоносов 12 августа 1745 г. получает
звание профессора химии Академии наук. Он стал первым
русским ученым, удостоенным этого высокого звания.
В первой половине XVIII
века в период важных
общественных и политических преобразований в России возрос
интерес к прошлому русского народа. Делаются попытки
написания
освещающих многовековую историю
Русского государства. Свою лепту в развитие Отечественной
истории внес и Ломоносов. Именно от него берёт своё начало
3 Б.В. Шергин. «Слово о Ломоносове». - Москва: «Просвещение», 1989. Стр.
39.
трудов,
9 чертами,
которого
антинорманнское направление в русской историографии,
отличительными
строгая
Концепция ученого утверждала
научность,
величие славянского народа,
подчеркивала независимое
существование древнерусского государства, его важную роль в
мировой истории.
патриотизм.
являются
Роль «Норманнской теории» и борьба
М.В. Ломоносова против нее
Мы никогда в точности не узнаем, с чего начался интерес
великого ученого - естествоиспытателя, каким мы привыкли его
представлять, а еще и как историка России, ее народов с
глубокой древности.
Мы можем лишь предполагать...
Наверное, этот интерес возник у Ломоносова еще в детские
годы. Суровые условия жизни на Севере, дальние походы в
Студеное море, знакомство с людьми, живущими на его
берегах, показывали, как огромны северные пространства
России и какие разные народы населяют их.
Однако это был еще интерес неосознанный,
не
опиравшийся на изучение исторических источников. Первое
знакомство с историческими книгами началось в Славяно-
Иннокентий Гезель
греко-латинской Академии в Москве.
написал в XVII веке знаменитую книгу по истории «Синопсис»,
которую изучал Ломоносов. Но жесткий регламент обучения в
академии,
а позднее увлечение естественными науками,
временно отодвинули потребность изучать прошлое своей
10 и
всесторонностью
научных
Родины на второй план, но подспудно оно существовало
всегда, иначе и не могло быть у Ломоносова, с его искренним
патриотизмом
интересов.
Ломоносов начал изучать историю в Академии. Несмотря на то,
что его основная научная деятельность лежала в области
естествознания, сами обстоятельства академической жизни,
внутренний интерес возвращали Михаила Васильевича к этим
занятиям. Еще больший интерес к истории России возник у
Ломоносова в связи с тем, что в 1748 г. при Академии наук в
Петербурге было открыто Историческое собрание - особый
департамент, занимавшийся вопросами истории. Введенный в
состав департамента Ломоносов занял в нем ведущее
положение: рецензировал работы, участвовал в дискуссиях,
высказывал свое авторитетное мнение. Летом 1748 г. в
Историческом собрании состоялось обсуждение «Истории
Сибири» Герарда Фридриха Миллера. С научной точки зрения
собранные материалы действительно были ценными. Сюда
входили материалы экспедиций Витуса Беринга и другие
архивные документы, но упрямый Миллер дал им субъективную
оценку,
и
обсуждение
были
направлены Ломоносову, который занимал самостоятельную
политику в этом вопросе. Он раскритиковал миллеровскую
«Историю Сибири» за отрицание государственного значения
не согласился с замечаниями академиков,
все материалы
затянулось.
Тогда
11 которому
походов Ермака,
действия» и другие искажения.
приписывались «разбойные
Ломоносов писал, что при научном исследовании истории
народа, ученый должен придерживаться, по крайней мере,
нескольких основных принципов:
1.объективно подходить к самому исследованию исторического
процесса;
2.опираться на достаточное количество источников;
3.любить свой народ.
В Академии первой половины XVIII века, особенно в
период «бироновщины», говорить о соблюдении этих правил не
приходилось. Засилье иностранцев во всех ее департаментах
привело к их нарушению. Немецкие профессора, особенно
Г.Ф. Миллер, имели свои «методы» работы, и борьба с таким
субъективизмом выпала на плечи Ломоносова. Настоящее
сражение с Миллером и его сторонниками разгорелось у
Ломоносова в 1749-1750 гг.
в связи с диссертацией
«Происхождение имени и народа российского», написанной
историографом и конференц -
Миллером - академиком,
секретарем в России.
Ломоносов получил указания от
императрицы Елизаветы.
из
Канцелярии Академии наук велено сочинённую господином
Миллером речь о происхождении имени и народа российского
величества
«Указом
ея
12 рассмотреть,
мне
предосудительного».4
нет
ли
в
ней
чего
России
диссертации,
с
Обсуждение
многочисленными
выступлениями академиков, шумными перепалками, заняло 29
заседаний, продолжавшихся с октября 1749 г. по март 1750 г.
Значение разгоревшейся дискуссии было исключительно
велико
это было начало длительной борьбы между
норманистами и русскими патриотически - настроенными
историками, результаты которой продолжали сказываться на
протяжении почти двух столетий.
-
Сущность «Норманнской теории» состояла в следующем.
Ее основатель Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.) и его
последователь Герард Фридрих Миллер утверждали, что
никакой, собственно, русской государственности нет. Потому,
что само слово «Русь» не славянского, а скандинавского
происхождения. Первым и самым главным основанием теории
норманистов служит известие русской летописи о призвании
князей из-за моря. Но откуда они пришли и к какому народу
принадлежали? Татищев и Болтин выводили их из Финляндии,
Ломоносов - из славянской Пруссии, Эверс - из Хазарии,
Гольман - из Фрисландии, Гедеонов - от Балтийских полабских
славян, Костомаров - из Литвы. В эпоху раннего средневековья
норманны сделали большие завоевания в Европе, но эти
4 М.В. Ломоносов. «Избранные произведения». - М.: «Наука», 1986. Стр. 79.
13 завоевания,
норманны образовали эти государства.
ни в одной стране не расцениваются,
что
Завоевания можно сделать на какой-то период,
но
образование
государственности принести извне нельзя.
Государства возникают на определенном этапе развития
истории. Есть ли такая вероятность, чтобы народ, да и не один
народ, а несколько, и даже не одного племени, сговорились
разом, и призвали для господства над собою целый другой
народ, то есть добровольно наложили бы на себя чужое иго?
Таких примеров история не знает. Русь, основавшая свое
государство, не была какою-то отдельною дружиной или
каким-то родом.
сильный народ,
отличавшийся предприимчивым, суровым и властолюбивым
характером. На его свирепость сильно жалуются византийские
императоры, соседи, господство его не было легким и для
подчиненных племен. То, что племена чувствовали тяжелую
руку господствующего народа и не были равнодушны к своему
положению, показывает смерть Игоря и последующая за тем
истребительная война с древлянами. Скандинавским народам
было не под силу в
IX веке создать такое огромное
государство, как Киевская Русь. Народы Швеции, Дании,
Норвегии были в то время очень малочисленны.
Нет,
это был целый,
Получается, что эта «Норманнская теория» оттирает из
истории целый могучий народ, а на его место вызывает из-за
моря какую-то тень, которую она не знает, как назвать, не то
14 народом, не то дружиной, и утверждает, что эта тень и была
настоящая Русь. Вместе с небывалым народом варягоруссов
создан в нашей истории и небывалый норманнский период, и
затем чуть ли не все основные явления нашей государственной
жизни объявляются не своими, а чужими, принесенными из-за
моря: дружина, бояре, суд, способ собирать дань - всё это
будто бы славяне получили от норманнов.
Норманисты
утверждали, что государственность на Руси начинается лишь с
«призвания варягов» и все основные культурные достижения
России,
получены благодаря тем же иноземным
завоевателям. Миллер договорился до того, пишет Ломоносов,
что «россияне в России за пришельцев почитаемы быть
должны».5
якобы,
главным
образом,
пользуется,
Ломоносов дал объективный, критический разбор на труд
Миллера. Он начинал разбор с недобросовестных методов, что
иностранными
Миллер
источниками, игнорируя Отечественных, русских авторов. А
кому же лучше знать историю русского народа, как не его
представителям? Миллер показал свое незнание российских
летописей, пренебрег зафиксированными в них фактами.
Ломоносов в ходе дискуссии задал Миллеру вопрос, ставящий
под сомнение все его выводы: почему он нигде не указал отца
Рюрика, его деда или какого-нибудь скандинава, или его
предков? Если это было так, что Рюрики - великие князья
5М.В. Ломоносов. «Избранные произведения». - М.: «Наука», 1986. Стр. 79.
15 варягов, то норманнские писатели не упустили бы этого случая
написать для истории и чести своего народа.
говорили:
как мог
Во-первых,
Он истории российского народа не знал.
Причины противостояния Ломоносова и Миллера были
следующие.
свое неприятие к диссертации
Миллера Ломоносов объяснял тем, что она служит только
славе скандинавцев и шведов, а нашей истории почти никак не
служит. Во-вторых, в 1764 году Ломоносов добавил, что
Миллер при написании диссертации взял материал очень
трудный.
Но
противники Ломоносова
судить о
недостатках работы Миллера Ломоносов, профессор химии?
Что заставляло ученых занимать сторону Миллера? То, что
по их понятиям,
Ломоносов,
не был профессиональным
историком,
а Миллер занимал должность официального
историографа в Академии наук? У истоков такого мнения
стоял Шлецер, который говорил, что у русских, писавших до
сих пор русскую историю, нет ни одного ученого - историка.
«Что от химика по профессии, - говорил он в адрес
Ломоносова, - можно ожидать такой же Отечественной
истории, как от профессора истории?»
Но, во-первых, Ломоносов не был и профессиональным
филологом, но создал «Российскую грамматику», по которой
воспитывалось много поколений ученых - грамматистов. Во-
вторых, не то что в профессора истории, но даже в историки
не готовились сами немецкие ученые, но они стали таковыми,
16 как и Ломоносов, в ходе самостоятельной и многолетней
работы. В университете Байер, Миллер, Шлецер, получили
типичное для того времени эрудитское образование, могли
познакомиться с историей, но только с древней историей. К
русской же истории они начали приобщаться только по
приезду в Петербург, и то только в той мере, в какой они
овладевали русским языком. В 1865 г. П.А. Лавровский писал,
что Ломоносов работал в России как русский историк, и ему
пришлось ее писать заново. И ученый с огорчением отмечал,
что «русские привыкли судить о своих великих людях, по
отзывам Запада».
самостоятельно
изучил Отечественные
Ломоносов рос на русском Севере и уже с детства
впитывал историю Родины. Слушая в Славяно-греко-латинской
академии курсы по истории, которые укрепляли его интерес к
истории Отечества, он овладел в совершенстве латынью, читал
по-гречески,
и
зарубежные источники, приумножал для себя знания русской и
европейской истории.
Ломоносов получил
прекрасное
в Марбургском
университете
знаменитого Вольфа.
Университет он закончил блестяще, и Вольф отмечал в июле
1739 года: «Молодой человек с прекрасными способностями,
М.
Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург
прилежно посещал лекции математики, философии, физики и
старался приобретать основательные знания. Нисколько не
под
руководством
Сверх того,
европейское
образование
17 сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет
продолжать свои занятия, то по возвращению в Отечество,
может принести большую пользу государству, чего от души и
желаю».6
как историка.
Ломоносов накапливал свой исторический потенциал по
возвращении домой. О его высоком авторитете как историка
перед началом норманнской дискуссии говорит тот факт, что
свою «Историю Российскую» к нему на рецензирование
направил В. Н. Татищев. Лестно оценив этот труд, Ломоносов
отметил в письме автору от 27 января 1749 года, что его труд
никаких поправок не требует. Это в свою очередь полно
характеризует Ломоносова
Многолетняя
целенаправленная работа с историческими источниками и
исторической литературой превратила Ломоносова к 1749 году
в высокопрофессионального историка. Поэтому Ломоносову
нельзя вменять в вину то, что он на заре зарождения
исторической науки в России встал на защиту исторической
правды своего Отечества и народа. Он желал ознакомить с
ней своих соотечественников и ведет эту борьбу с учеными -
иностранцами,
неправильно.
Ломоносов написал свой отзыв императрице Елизавете на
диссертацию Миллера.
нашу историю
писавшими
«По присяжной моей должности, как прямому сыну
Отечества надлежит, что оной диссертации никоим образом в
6«Наша история великих имен - М. Ломоносов». Стр. 9.
18 свет выпустить не надлежит. Ибо кроме того, что вся она
основана на вымысле и на ложно приведённом во
свидетельство от господина Миллера Несторовом тексте, и что
многие явные между собою борющиеся прекословные мнения и
нескладные,
затем Академии бесславия сделать могут,
находятся в ней ещё немало опасные рассуждения».7
Как историк России, Ломоносов ставил перед собой
задачу: «Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели
моею возможную способностию древность Российского народа
и славные дела наших государей свету откроются».8
И можно только представить, что было бы им сделано на
поприще истории, если бы она одна была его уделом. Но и
того, что он сделал, занимаясь химией, математикой, физикой
и многими другими отраслями науки, вполне достаточно, чтобы
признать Ломоносова историком своей страны.
Значение «Норманнской теории»
скандинавскими сагами,
Более тысячи лет назад, в IX веке н.э. в Восточной Европе
сложилось огромное государство - Киевская Русь, воспетое
былинами,
половецкими песнями,
географами,
описанное
-
византийскими
7М.В. Ломоносов. «Полное собрание сочинений», том 6, стр. 80.
8 М.В. Ломоносов. «Полное собрание сочинений», том 6, стр. 122.
персидскими
русскими
и
историками
арабскими,
хронистами
19 летописцами. Его ядром был древний культурный центр -
среднее Приднепровье.
Киевская Русь - это юность и молодость трех братских
славянских народов: русского, украинского и белорусского,
живших тогда еще одной семьей,
образовавших единую
древнерусскую народность. Для образования Киевской Руси
важны две эпохи: VI век - время сложения могучих союзов
славянских племен и IX век - время формирования самой
Киевской Руси.
Итак, основателем русского государства не был какой-то
дикий народ. Это было энергичное, могучее племя, имевшее
своих вождей, князей, военные дружины, обряды, традиции,
культуру, религию, язык, внешнюю торговлю и огромную
территорию. Никакие пришельцы не могли объединить, да еще
за такое короткое время и сплотить в одно политическое
расселившиеся на
государство многочисленные племена,
равнинах Восточной Европы, дать им единство не только
политическое, но и национальное.
И поэтому Миллер, и другие ученые - иностранцы в своих
где
трудах написали «Историю российского народа»,
допустили много ошибок в пользу своих государств.
Ломоносов выступил как серьезный исследователь в
истории Отечества, вооруженный знаниями многих источников,
доказывающих создание древнерусского государства задолго
до князя Рюрика.
Это имело большое значение для
20 российского народа, современности и дальнейшего развития
исторической науки. Ученый описал важную роль славянства
общеевропейской истории.
Он нуждался в фактическом
материале и набрал его из различных источников, разных
народов, государств, историков, которых признает весь мир. У
Руси длинная, большая история, которая уходит в древнее
существование славянских племен, а норманны-князья, в лице
Рюрика, появляются, чисто случайно, по прихоти и гордости
Но это уже было образовавшееся,
новгородской знати.
сильное,
с которым
считалась и боялась Византийская империя.
древнерусское государство,
мощное,
Рюрик был призван в 862 г. - это вторая половина IX века,
а складываться государство начало с VI века (объединение
племен). Ломоносов считал, что история показывает не только
знание прошлого, но и является судьей народа в настоящем, а
также хотел подать пример потомкам служения своему
Отечеству.
Исследуя и изучая этот вопрос, я пришла к следующему
заключению. Ломоносов родился и жил в том крае России, о
котором шёл спор в «Норманнской теории». Поэтому эту
местность и народ он знал не понаслышке, а с детства и до
девятнадцати лет был прямым участником жизни в этом крае.
Он был влюблён в свой край, любил суровую, могущественную,
природные явления,
красивую,
которые наблюдал на море,
и очень хотел их
незабываемую природу,
севере,
21 объяснить уже в том возрасте. А также принимал активное
участие в трудовой деятельности вместе со своим народом. Он
видел труд своего народа, тяжёлые условия жизни, но
богатство края, его необъятные просторы, трудолюбие народа
помогали им жить и радоваться этой жизни. Всё это задело
Ломоносова «за живое». Он принимает решение вступиться за
свой народ и переписать историю «Российского народа и
государства», хотя понимает, что это не просто, но как верный
борец за справедливость, делает это с превеликой радостью.
Свой труд «Древняя российская история сначала российского
народа до кончины великого князя Ярослава Мудрого или до
1054» рассказывает о правдивой истории, где возвеличивает
народ. Суть этого учения отражает и заглавие книги.
С норманизмом можно было легко и быстро покончить. Но
почему этого не произошло? Не потому что на стороне этого
учения столько почтенных деятелей науки, а потому, что это
наша давняя привычка. Мы так долго говорили о варягах, что
сжились с этим учением. Мы даже где-то этим гордились, что у
нас история не как у других народов, имевших в основе своей
мифическое прошлое. А мы отправляли посольство за море,
искать князей. Конечно, наши мысли иногда омрачались, что
наши предки не способны управлять государством, но искать
своего начала мы не хотели. А фраза летописца Нестора:
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»
пришлась нам по вкусу.
22 Хочется закончить свою работу словами историка С.М.
Соловьева, которые он сказал на праздновании столетия М.В.
Ломоносова, что «...никто и ничто не отнимет у нас славного,
праздничного будущего, если мы сами не отнимем его у себя,
если,
славного
праздничного прошедшего».
не позабудем
прежде
своего
всего,
Проанализировав все ответы, которые я получила от
ученых-историков и других специалистов по истории, пришла к
выводу, что все неравнодушные люди к истории своего
Отечества выступают против «Норманнской теории». Хвалят и
уважают М.В.Ломоносова за то, что он на научной основе
доказал неправомерность «Норманнской теории».
Вот некоторые высказывания
Государственность у славян была заложена значительно
раньше, чем на престол был призван ославяненный варяг -
Рюрик со своими братьями.
То,
что норманны дали толчок экономическим и
социальным преобразованиям на Руси, также неверно.
Смысл культивирования этой теории на Западе в том,
к
чтобы
самоопределению, показать общественную отсталость.
неспособность
доказать
народа
нашего
Норманны в это время занимались набегами и грабежом в
странах Северной Европы. Эти народы не занимались каким-то
производством, а только грабительским потреблением, поэтому
23 они не могли оказать значительное влияние на образование
Древнерусского государства.
Список литературы
1.Белявский М.Т. …Все испытал и все проник: к 275-
летию со дня рождения Л. М. Ломоносова – М.: МГУ, 1986.-с.
122,с.68-92
2.М.В. Ломоносов. «Полное собрание сочинений», том 6,
стр. 80, 122
3.Самарин А.Ю. Уникальный экземпляр издания «древней
Российской истории» М.В.Ломоносова 1758г. Научная книга-
2000 с. 27-37
4.Лебедев Б.Н. Ломоносов, 1711-1765,: к 300-летию со
дня рождения – М.: Дрофа,2009г. с 588-592
5.Меншуткин Б.Н.
Жизнеописание М.В.Ломоносова.
Известия АН ССР, Отделение общественных наук,1937.с.35-
87
6.Н.Ф.
Уткина М.В.Ломоносов к 275-летию со дня
рождения М.Мысль,1986,с.9-17,34-55.
7.Открытия и судьба.
Михайло Ломоносов.
Москва
«Современник» 1989г.
24 8.Шергин Б.В.
«Слово
о Ломоносове» Москва,
«Современник»,1989г. С.29
25
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.