"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
дефектология
Взрослым
03.06.2017
Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. Консилиум несет ответственность за создание и реализацию необходимых условий, которые «прописаны» в заключении ПМПК. В то же время, консилиум несет исключительно рекомендательную функцию по тактическим вопросам реализации рекомендаций ПМПК. Он также выполняет функцию выявления детей с ОВЗ и функцию объективной «углубленной» оценки состояния ребенка (детей)
Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ.docx
(Слайд №1) Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в
образовательном пространстве школы – интерната в условиях
реализации ФГОС.
(Слайд №2) Важнейшим звеном психологопедагогического
сопровождения является психологомедикопедагогический консилиум
образовательной организации. Консилиум несет ответственность (Слайд №3)
за создание и реализацию необходимых условий, которые «прописаны» в
заключении ПМПК. В то же время, консилиум несет исключительно
рекомендательную функцию по тактическим вопросам реализации
рекомендаций ПМПК. Он также выполняет функцию выявления детей с ОВЗ
и функцию объективной «углубленной» оценки состояния ребенка (детей).
Целью консилиума (Слайд №4) является обеспечение диагностико
коррекционного психолого медико педагогического сопровождения
воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации,
в соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического
и нервнопсихического здоровья воспитанников.
К основным задачам консилиума относятся: (Слайд №5)
1. Консолидированное решение, определяющее особенности процесса
комплексного индивидуально ориентированного сопровождения ребенка с
ОВЗ;
2. Участие специалистов в адаптации образовательной программы,
рекомендуемой ребенку (коррекционной программы, как ее компонента в
соответствии с выявленными особенностями психического и физического
развития ребенка). Включение родителей как полноправных участников в
обсуждение и разработку СОУ, в том числе, в рамках АОП;
3. Определение динамики развития и образования ребенка, включая
эффективность реализации специальных образовательных условий,
эффективность коррекционноразвивающих мероприятий специалистов
консилиума в рамках психологопедагогического сопровождения;
4. Координация деятельности с другими образовательными организациями и
учреждениями здравоохранения и социальной защиты;
5. Информирование родителей о результатах реализации АОП и социальной
адаптации.
Также задачами консилиума являются:
изменение при необходимости компонентов индивидуальной программы
сопровождения,
коррекция необходимых СОУ в соответствии с
образовательными достижениями и особенностями психического развития
ребенка с ОВЗ;
подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и
индивидуальной программы сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения адаптированной
образовательной программой, рекомендации родителям по повторному
прохождению психологомедикопедагогической комиссии;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных
компетенций, эффективность коррекционнопедагогической деятельности
специалистов консилиума;
консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим
коллективом организации в отношении особенностей психического развития и
образования ребенка с ОВЗ, характером его социальной адаптации в
образовательной среде;
организационнометодическая поддержка педагогического состава
организации в отношении образования и социальной адаптации
сопровождаемых детей с ОВЗ.
Принципы работы консилиума таковы: (Слайд №6)
1. Приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»):
специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую
проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
2. Непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения
прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или
подход к решению очевиден.
3. Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения:
обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных в
единую организационную модель, владеющих единой системой методов.
(Слайд №7) Интеграция в работе специалистов консилиума
предполагает, что, находясь в системе образования, воспитанники с ОВЗ
должны в полной мере овладеть образовательной программой. Участвуя в
сопровождении ребенка, каждый из специалистов хотя и в разной степени, но
в полной ответственности за усвоение ребенком объема программы обучения.
Для успешного решения этих задач выработаны следующие направления
деятельности консилиума. (Слайд №8)
специалистов,
диагностику, динамическое наблюдение.
Блок анализа и планирования предполагает анализ результатов
диагностики, выбор способа организации коррекционноразвивающего
процесса, планирование работы, статистический учет.
Коррекционноразвивающая работа предусматривает проведение
коррекционноразвивающих занятий с воспитанниками: с педагогом
психологом по развитию психических процессов, с учителем дефектологом
по развитию познавательных процессов, с учителемлогопедом по
совершенствованию различных сторон речи, с музыкальным руководителем
Диагностический блок включает: обследование по запросу
родителей (законных представителей);
воспитателей, по развитию темпа и ритма, с учителем по физической культуре по развитию
общей моторики.
Блок профилактической и консультативной работы включает
углублённые диагностические обследования, консультации для педагогов и
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Блок контроля включает предоставление информации о работе ПМПк
на педагогических советах, на родительских собраниях, подведение итогов за
учебный год.
В соответствии с планом работы на учебный год планируется 4 заседания
ПМПк плановые, но по запросам участников образовательного процесса
могут проводиться и внеплановые. (Слайд №9)
Цель плановых заседаний:
оценка динамики обучения и коррекции, внесение коррективов в работу
специалистов, корректировка формы, режима обучения и назначение новых
обследований.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение
следующих задач:
определение путей психологомедикопедагогического сопровождения детей
с проблемами в развитии;
выработка согласованных решений по определению образовательного
коррекционноразвивающего маршрута воспитаника;
динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной
программы.
Внеплановые заседания
проводятся по запросам специалистов,
организующих коррекционноразвивающее обучение с детьми, а также по
запросам родителей (законных представителей) воспитанников ОУ. Поводом
для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка
и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Задачами внепланового консилиума являются:
решение вопроса о принятии какихлибо экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционноразвивающей программы в случае
её неэффективности.
Алгоритм работы ПМПк включает следующие направления работы:
(Слайд №10)
выявление проблемы у ребёнка;
беседа с педагогами, родителями (законными представителями);
диагностика;
выработка индивидуальной программы
заседание консилиума,
сопровождения ребёнка;
реализация намеченной программы, при необходимости внесение
изменений в индивидуальную программу развития воспитанника. (Слайд №11) Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации
специальных образовательных условий для детей с ОВЗ содержит ряд
принципиальных этапов.
(Слайд №12) После периода адаптации детей, поступивших в
образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование
(Слайд №13) с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них
СОУ, коррекционной программе сопровождения и/или обучения по
адаптированной образовательной программе в соответствии с
рекомендациями ПМПК. Завершением данного этапа являются рекомендации
педагогам и родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в
организации СОУ и обучении по адаптированной образовательной программе,
включая индивидуальную программу сопровождения. Целью данного этапа
является уточнения необходимости создания для воспитанников СОУ,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов, определение формы получения
образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить,
форм и методов психологомедикопедагогической помощи.
В ситуации прохождения ребенком ПМПК и получением образовательной
организации его заключения о психофизических особенностях ребенка, его
статусе как «ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями каждым
специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с
целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ.
(Слайд №14) По результатам обследований специалистов проводится
коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и
конкретизируется весь комплекс специальных образовательных условий
обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в соответствии с рекомендациями
ПМПК. При необходимости вносятся поправки
в индивидуальный
коррекционный образовательный маршрут. (Слайд №15)
Итогом консилиумной сессии является заключение консилиума, в котором
конкретизируются пакет СОУ и индивидуальная программа сопровождения
ребенка (в рамках реализации адаптированной образовательной программы)
на определенный период.
В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, разработана и
реализовывается АОП проводится консилиумная сессия, основной задачей
которой, является оценка эффективности деятельности специалистов
сопровождения, в рамках реализации пакета СОУ, включая оценку
эффективности реализации АОП. (Слайд №16)
Итогом заключительного этапа реализации СОУ в рамках психолого
педагогического сопровождения является заключение,
в котором
обосновывается необходимость продолжения процесса обучения и
воспитания ребенка с ОВЗ по данной АОП, либо необходима корректировка
коррекционной программы, всех компонентов деятельности специалистов по выполнение рекомендаций специалистов.
3. Коррекционнообразовательная деятельность: (Слайд №19)
образовательная деятельность (НОД);
индивидуальная
индивидуальные
работа,
образовательные маршруты;
коррекционные
реализации СОУ. Таким образом, определяется следующий период
сопровождения образования ребенка в данной образовательной организации.
Следует отметить, что заключение консилиума носит для родителей
рекомендательный характер.
Для чёткой координации работы консилиума необходима контрольно
аналитическая деятельность специалистов, которая включает в себя:
1. Анализ мониторинговых данных: (Слайд №17)
адекватность выбранных форм, пособий и заданий возрасту детей;
методика обследования;
соответствие полученных данных выводам и заключениям
специалистов.
2. Рекомендации специалистов и их выполнение: (Слайд №18)
соответствие рекомендаций выводам мониторинга;
планирование и проведение деятельности в соответствии с
циклограммой;
выполнение рекомендаций специалистов педагогами на группах.
4. Анализ проблемных ситуаций
участниками коррекционно
образовательного процесса, в который входят: дети, родители, педагоги.
(Слайд №20)
Для создания и реализации специальных образовательных условий и
технологичной работы консилиума необходима четкая организация
консилиумной деятельности, деятельности каждого из его специалистов,
ответственного отношения к возложенным обязанностям. К их числу
необходимо отнести: (Слайд №21)
адекватность используемых диагностических и коррекционных
методов;
обоснованность рекомендаций;
конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
соблюдение прав и свобод личности ребёнка;
ведение документации и её сохранность.
Без тесного и эффективного контакта, постоянного взаимодействия
педагогов образовательной организации со специалистами школьного
консилиума, эффективная реабилитация невозможна. (Слайд №22) Только
чёткая и слаженная работа всего педагогического коллектива способствует
своевременному выявлению проблем и оказанию помощи воспитанникам с
ОВЗ. Литература:
«О психолого
Письмо МОиН РФ от 27.03.2000 г. № 27/9016
1. Забрамная С.Д. Материалы для психологопедагогического обследования
детей в медикопедагогических комиссиях. М.,1981;
2.
педагогическом консилиуме в образовательном учреждении»;
3. Письмо МОиН РФ от от 27 июня 2003 г. N 2851513/16 «О методических
рекомендациях по психолого –педагогическому сопровождению
обучающихся»;
4. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5. Рабочая книга психологомедикопедагогического Консилиума
( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого
медикопедагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред. М.М.
Семаго/ М., 2000.
6. http://regulation.gov.ru/project/16546.html
"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
"Роль ПМПк в сопровождении воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве школы – интерната в условиях реализации ФГОС."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.