В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных
ФГОС в работе учителя логопеда
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к
структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной
программы.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение
чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень сформированности
этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в
программном содержании обучения представлен деятельностный компонент
(формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в
познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности
обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию
универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения,
поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного
обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое
умение – учиться, в основе которого лежат:
коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников,
выстраивать коммуникативное взаимодействие;
познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию,
предоставлять её в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий,
которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими
(дом) и сверстниками.
Сформированность коммуникативных УУД
обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и
деятельности, познанию мира.
Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического
воздействия (вкупе с общепедагогическим) формирование ключевых
компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных,
информационных.
Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, можно
говорить о том, что в связи с усложнением программных требований
многократно возрастает нагрузка на младших школьников по всем основным
дисциплинам. Так, например, при изучении русского языка, добукварный
период обучения грамоте заметно сокращается, многие темы «проходятся» вубыстрённом темпе, помимо практических аспектов чрезмерно много
внимания уделяется изучению экстралингвистических знаний и т. д. Подобные
тенденции требуют, с одной стороны, высочайшего педагогического
мастерства педагогов начальной школы, а, с другой – абсолютной готовности
младших школьников к овладению сложными рече – языковыми умениями и
навыками. В данном контексте значимость логопедической работы в школе
как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и
обучении, трудно переоценить. При этом требуется и привнесение нового в
содержание логопедической работы.
Целью работы учителялогопеда в рамках ФГОС является оказание
помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной
речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию
и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:
расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему;
развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие
способности к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на
оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных
результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная
логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности
достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и
познавательных УУД).
ФГОС указывает на обязательный учёт как логопедом, так и учителем
начальных классов индивидуальных возрастных,
психологических,
физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и
специальных условий для их обучения и воспитания. Повышенная уязвимость
детей данной категории детерминирует необходимость организации
совместной специальной коррекционной помощи, психологической и
социальной компенсации трудностей развития.работы,
логокоррекционной
Механизмом реализации требований ФГОС является выполнение
программы коррекционной работы, в составлении которой принимают участие
учитель начальных классов, учитель – логопед, педагог – психолог.
Программа коррекционной работы может быть разработана на основе
модульного принципа и состоять из нескольких подпрограмм (например,
подпрограмма
подпрограмма
психокоррекционной работы и др.) Подпрограмма может включать модули
рабочих коррекционно – развивающих программ: предупреждение нарушений
чтения (1класс), коррекция нарушений письма (24 классы). Количество
подпрограмм и модулей, их содержание определяется качественным составом
детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы
определяет и новый подход к организации совместной работы педагогов
начального звена – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые
условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации
собственно профессиональной деятельности как учителялогопеда, так и
учителя начальных классов – организация деятельности с учетом
самоменеджмента, как целенаправленного и осознанного управления
учителем собственной профессионально – педагогической деятельностью, а
также процессом личностного и профессионального самосовершенствования и
развития, а также целесообразное применение испытанных методов работы,
организационных форм и технологических приёмов управления коррекционно
– развивающей учебно – воспитательной работой.
Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит
изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС, которая находит
отражение в переходе:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний,
умений навыков (ЗУН), к определению этой цели как формирования
умения учиться;
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий,
составляющих содержание учебного предмета, к включению
содержания обучения в контексте решения значимых жизненных
задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию
решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей
обучения.Литература:
1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителейлогопедов,
педагогов доп. образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О.
А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).