В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных
ФГОС в работе учителя - логопеда.docx
ФГОС в работе учителя логопеда
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к
структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной
программы.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение
чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень сформированности
этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в
программном содержании обучения представлен деятельностный компонент
(формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в
познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности
обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию
универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения,
поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного
обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое
умение – учиться, в основе которого лежат:
коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников,
выстраивать коммуникативное взаимодействие;
познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию,
предоставлять её в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий,
которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими
(дом) и сверстниками.
Сформированность коммуникативных УУД
обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и
деятельности, познанию мира.
Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического
воздействия (вкупе с общепедагогическим) формирование ключевых
компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных,
информационных.
Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, можно
говорить о том, что в связи с усложнением программных требований
многократно возрастает нагрузка на младших школьников по всем основным
дисциплинам. Так, например, при изучении русского языка, добукварный
период обучения грамоте заметно сокращается, многие темы «проходятся» в убыстрённом темпе, помимо практических аспектов чрезмерно много
внимания уделяется изучению экстралингвистических знаний и т. д. Подобные
тенденции требуют, с одной стороны, высочайшего педагогического
мастерства педагогов начальной школы, а, с другой – абсолютной готовности
младших школьников к овладению сложными рече – языковыми умениями и
навыками. В данном контексте значимость логопедической работы в школе
как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и
обучении, трудно переоценить. При этом требуется и привнесение нового в
содержание логопедической работы.
Целью работы учителялогопеда в рамках ФГОС является оказание
помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной
речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию
и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:
расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему;
развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие
способности к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на
оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных
результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная
логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности
достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и
познавательных УУД).
ФГОС указывает на обязательный учёт как логопедом, так и учителем
начальных классов индивидуальных возрастных,
психологических,
физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и
специальных условий для их обучения и воспитания. Повышенная уязвимость
детей данной категории детерминирует необходимость организации
совместной специальной коррекционной помощи, психологической и
социальной компенсации трудностей развития. работы,
логокоррекционной
Механизмом реализации требований ФГОС является выполнение
программы коррекционной работы, в составлении которой принимают участие
учитель начальных классов, учитель – логопед, педагог – психолог.
Программа коррекционной работы может быть разработана на основе
модульного принципа и состоять из нескольких подпрограмм (например,
подпрограмма
подпрограмма
психокоррекционной работы и др.) Подпрограмма может включать модули
рабочих коррекционно – развивающих программ: предупреждение нарушений
чтения (1класс), коррекция нарушений письма (24 классы). Количество
подпрограмм и модулей, их содержание определяется качественным составом
детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы
определяет и новый подход к организации совместной работы педагогов
начального звена – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые
условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации
собственно профессиональной деятельности как учителялогопеда, так и
учителя начальных классов – организация деятельности с учетом
самоменеджмента, как целенаправленного и осознанного управления
учителем собственной профессионально – педагогической деятельностью, а
также процессом личностного и профессионального самосовершенствования и
развития, а также целесообразное применение испытанных методов работы,
организационных форм и технологических приёмов управления коррекционно
– развивающей учебно – воспитательной работой.
Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит
изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС, которая находит
отражение в переходе:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний,
умений навыков (ЗУН), к определению этой цели как формирования
умения учиться;
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий,
составляющих содержание учебного предмета, к включению
содержания обучения в контексте решения значимых жизненных
задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию
решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей
обучения. Литература:
1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителейлогопедов,
педагогов доп. образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О.
А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).
Выступление 2ФГОС в работе учителя - логопеда"
Выступление 2ФГОС в работе учителя - логопеда"
Выступление 2ФГОС в работе учителя - логопеда"
Выступление 2ФГОС в работе учителя - логопеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.