Статья на тему: "Опыт применения куклотерапии как средство коррекции нарушений поведения детей и подростков"
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.06.2017
Статья посвящена куклотерапии - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол (А.Ю. Татаринцева). Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Возможности куклотерапии позволяют решить важные коррекционные задачи в адаптации детей и подростков.
СТАТЬЯ куклотерапия.docx
Научноисследовательский проект
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Т.С. Казакова, преподаватель,
Е.А. Олькова,
Ю.С. Шкляева,
И.А. Цаубулина, студенты
(ГБОУ СПО СОМК)
Куклы – одно из наиболее удивительных и загадочных творений
человека.
Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто
использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов,
скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили
новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом,
матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.
И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.
Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком.
Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапятные
времена: кукла является образом и подобием человека.
Куклы могут многое – и учить, и лечить, но только если попадают в
добрае руки. Появилось целое самостоятельное направление – куклотерапия.
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных
состояний при помощи кукол. В целенаправленной практике кукол
используют с начала ХХ века.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1)
2)
Изготовление кукол.
Использование кукол для отреагирования
значимых
эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является
коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается
произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации
внимания, усидчивости, развивается воображение.
Куклотерапия – это:
1.
2.
3.
4.
Психодиагностика.
Умение управлять эмоциями.
Самовыражение.
Приобретение важных социальных навыков, опыта социального
взаимодействия.
Куклы несут нравственный облик.
5.
6.
7.
8.
9.
С куклой быстрее и легче овладевать навыками общения. Куклами
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие самосознания.
Развитие мелкой моторики рук.
Разрешение внутренних конфликтов.
Развитие речи.
сейчас лечат заикание, развивают моторику кисти.
10.
11.
Коррекция отношений в семье.
Становление психосексуальной идентичности мальчиков и
девочек.
12.
13.
Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа
Профилактика и коррекция страхов.
Восстановление опорнодвигательного аппарата.
(например, целебральным параличом), с помощью кукол постепенно
реабилитируются.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
Снимает нервнопсихическое напряжение.
Развитие воображения.
Развивает навыки концентрации внимания, усидчивости.
Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Способствует формированию позитивных установок.
Помогает в социальной реабилитации инвалидов. Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться,
отделиться от самого себя и раскрыться.
Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности
процесса и дает поговорить по душам. Особенно импонируют беседы с
куклами детям. Для ребенка именно игрушки – наперсники, а с равными
общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются
к своей открытой детской сущности.
Создание кукол целительно, как и любой акт творческого
самовыражения.
Куклотерапия лечит. Лечит она двумя способами.
Первый механизм исцеления через куклотерапию.
Если человек болен, устал, у него депрессия, чтото накипело на душе,
то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль.
Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её по
сле того, как это «чтото» покинет его вместе с последним стежком.
Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло чтото новое,
старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы
«отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную
жизнь в теле куклы.
Второй механизм исцеления через куклотерапию.
Многие люди испытывают, наоборот, прилив сил и радости, когда
заканчивают работать над своей куклой. И они никуда не девают потом эту
куклу кукла становится их талисманом, помощником, кукла радует.
Куклотерапией занимались многие ученые. Например, невропатолог
Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный
театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. Впервые куклотерапию наши отечественные психологи использовали И.
Я. Медведева и Т.И. Шишова. Их методика напоминает больше психодраму.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях
психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арттерапии.
Куклотерапия это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая
свои показания, к которым относятся:
неврозы;
повышенная тревожность, страхи;
низкая самооценка;
трудности взаимоотношений с окружающими;
депрессии;
стрессовые ситуации (в т. ч. семейные).
Основным приемом куклотерапии является использование
идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.
Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации
проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства,
диагностируемые, направляемые и корректируемые психотерапевтом.
Литература
1.
Заботина О. Ю. Доктор кукла. – М., 2009. 2.
3.
Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 2010.
Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена
корреспондента РАО А. А. Реана СПб., 2006.
4.
Социология семьи / Под. ред. проф. А. И. Антонова. – 5е изд.,
перераб. и доп. – М.: ИНФА – М., 2014.
Статья на тему: "Опыт применения куклотерапии как средство коррекции нарушений поведения детей и подростков"
Статья на тему: "Опыт применения куклотерапии как средство коррекции нарушений поведения детей и подростков"
Статья на тему: "Опыт применения куклотерапии как средство коррекции нарушений поведения детей и подростков"
Статья на тему: "Опыт применения куклотерапии как средство коррекции нарушений поведения детей и подростков"
Статья на тему: "Опыт применения куклотерапии как средство коррекции нарушений поведения детей и подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.