Роль прилагательных в художественном тексте.
Оценка 5

Роль прилагательных в художественном тексте.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
02.04.2017
Роль прилагательных в художественном тексте.
Материал содержит конспект урока по теме "Роль имён прилагательных в художественном тексте" (6 класс, русский язык), самоанализ данного урока. Тип урока – обобщающее повторение. Научность материала реализуется через работу с понятиями: имя прилагательное, эпитет, инверсия, аллитерация, олицетворение, тема, основная мысль текста.ворд
Прилагательное_конспект.doc
1 Открытый урок. Роль прилагательных в художественном тексте. Цели:  1. повторить   изученные   сведения   о   прилагательных,   выяснить   роль прилагательных в художественной речи;  развивать внимание, воображение, память, творческие способности; 2. 3. воспитывать интерес к описанию природы в русской литературе.        Тип   урока:   Обобщающее   повторение   изученных   сведений   по   теме   «Имя   прилагательное».        Оборудование: Тексты Г. Скребицкого, И. Тургенева, С. Есенина. Г. Свиридов. Вальс из « Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».  1. Создание проблемной ситуации:  Ход урока: Как он был хорош. Весь сияет весенним солнцем на белом фоне березняка! А какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. А какая окраска шерсти – весь темно­бурый, а на ногах словно белые, тугие чулки. ­ Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Скребицкого? (о лосе).  ­   Какие   слова   помогли   вам   узнать   лося,   хотя   название   животного   ни   разу   не упоминается? (лесной гигант, длинная горбоносая морда, огромные рога, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные).  ­ К какой части речи относятся слова, описывающие животное? (к  прилагательному). 2. Проверка домашнего задания.  ­ Дайте определение имени прилагательного. Примеры.  ­  Как изменяются имена прилагательные? (по родам, падежам и числам). 2 ­   Как   определяется   род,   число,   падеж   прилагательных?   (по   именам существительным).  ­ Каким членом предложения бывают прилагательные? (определением и сказуемым).  3. Работа с датой. Записываем число, классная работа, тема.  Девятое декабря. ­ Обозначьте орфограмму «Безударные гласные в корне слова»   Классная работа ­ Разберите по составу.  Роль прилагательных в тексте. ­ Назовите приставку в слове  «прилагательное». ­ Приставка при­ ­ Вспомним правописание приставок пре и при с помощью кадров диафильма. (включаем ТСО). ­ Объясните правописание приставки в слове «прилагательное».  4. Работа с художественным текстом. Количественный анализ.  ­Продолжим работу над отрывком текста Г. Скребицкого.  Давайте проведём количественный анализ частей речи в этом отрывке:  ­ Сколько всего слов? (50).  ­Сколько прилагательных?(16).  ­Много это?  ­Да!  ­Почему автор употребил так много прилагательных? Какова их роль в тексте?  (Делают отрывок образным, выразительным, живописным).  ­Найти в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:  ­цвету: тёмно­бурый, белые;  ­форме: горбоносая, стройная; 3 ­ размеру: длинный, огромный;   ­весу: тяжёлый, грузный;  ­пространству: лесного гиганта;  ­функции: скакового коня;  ­авторская оценка: своеобразный, хорош. ­Обозначьте изученные вами орфограммы в записанных словах.  ­Скажите,   какие   прилагательные   помогают   выделить   предмет   из   ряда   подобных? (Длинная   горбоносая   морда,   огромные   рога,   высокие   ноги,   стройный,   тяжёлый, грузный.)  ­Какие   прилагательные   дают   дополнительную   характеристику   предмета,   общую оценку предмету? (своеобразный облик, хорош).  Вывод:  прилагательные   обозначают   различные   признаки   предмета.   Это   помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; прилагательные заключают в себе авторскую оценку.  5. Введение ТСО (грамзапись)  Послушайте художественное чтение описания мальчиков из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» и ответьте на вопрос: «Какие слова в тексте Тургенева не понятны?» Лексическая работа:  армячок, приземистый, неуклюжий, неказистый.  Объяснить орфограммы.  6. Групповая работа по прослушанному тексту. (текст на партах)  Задание по рядам: (по 1 человеку у доски с каждого ряда):  записать словосочетания с именами прилагательными в таком порядке:   внешний вид мальчиков,   внутреннее состояние, черты характера.  ­Проверить написанное. Есть ли ошибки?  7. Введение нового лингвистического понятия. 4 ­Скажите,   одинаково   ли   расположение   прилагательных   и   существительных   в отрывках? (Нет).  ­Как   называется   необычный   порядок   слов   в   предложении?   (Инверсия  ­   от латинского слова «перестановка»).  ­Где есть инверсия?  ­Зачем И. С. Тургенев применил такой приём? Что помогает выделить инверсия?  (помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение автора).  Вывод:  инверсия   делает   текст   разнообразным,   а   не   монотонным.   При   прямом порядке   слов   отрывок   читается   легко,   плавно.   А   при   обратном   порядке   чтение затруднено,   словно   «спотыкаешься»   на   существительных.   Этот   порядок   несёт дополнительную текстовую нагрузку: «не такой, как все», особенный.  8. Фронтальная работа.  ­Много ли в отрывке прилагательных? (почти половина).  ­Ни одно прилагательное не повторяется. Для нового портрета автор находит новые и новые прилагательные. По значению все прилагательные разнообразны, поэтому широко используются для создания характеристик героев, их чувств, настроений, душевного состояния.  ­Зачем нужны прилагательные в тексте:  ­охарактеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных;  ­прилагательные заключают в себе авторскую оценку;  ­используются для создания характеристик героев, их чувств, настроений, душевного состояния.  ­А нужны ли прилагательные для описания природы? (Да).  9. Лингвистический эксперимент. Творческая работа.  ­   Бывает   очень   важно   найти   красивое,   точное,   образное   прилагательное,   которое подчёркивает   свойства,   качества,   признаки   предмета.   Как   называются   такие прилагательные? (Эпитеты). 5 ­Я вам прочитаю стихотворение С. Есенина (без прилагательных), а вы попытайтесь поработать над художественным текстом и восстановить пропущенное.  Звучит музыкальная иллюстрация  Г. Свиридова. Учащиеся восстанавливают текст.  ­Что получилось? Ваши варианты.  ­А вот как у С. Есенина.  ­Почему у всех получилось по­разному? (каждый по­своему видит предмет и даёт свою оценку).  ­Для чего мы проводили лингвистический эксперимент?  ( чтобы найти красивое, ёмкое слово).  ­ В этом и проявляется авторская индивидуальность.  10. Лингвистический анализ стихотворного теста.  определите тему (зима);   основную   мысль   (поэт   любуется   красотой   природы,   заставляет   нас обратить внимание на эту красоту).   найдите средства художественной выразительности:  ­сравнение (воробышки, как дети);  ­инверсия (тоска глубокая, страна далёкая);  ­олицетворение (зима аукает);  ­аллитерация (глубокою, далёкую, малые, голодные).  11.Обобщение изученного на уроке.   Какова же роль прилагательных в тексте?  Употребление имён прилагательных придаёт речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, в художественном описании   природы,   внешности   человека,   животного   ­   почти   каждое четвёртое   слово   ­     прилагательное.   Они   помогают   полнее   раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон,   придать   описанию   образность,   яркость,   передать   настроение писателя. 6 12.Вашим домашним заданием будет сочинение­миниатюра о любимом времени года. Вы должны передать своё отношение к этому времени года, употребляя разные прилагательные, которых в нашем языке множество. Самоанализ урока.        Тема урока ­ «Роль прилагательных в тексте». Это второй урок по теме «Имя прилагательное», один из уроков повторения ранее изученного.          Цели урока:  1) повторить   изученные   сведения   о   прилагательных,   выяснить   роль прилагательных в художественной речи; 2) развивать внимание, воображение, память, творческие способности; 3) воспитывать интерес к описанию природы в русской литературе.           Тип урока – обобщающее повторение.                   Научность   материала  реализуется   через   работу   с   понятиями:   имя прилагательное,   эпитет,   инверсия,   аллитерация,   олицетворение,   тема,   основная мысль текста. 7                  Нравственно­эстетический   аспект   урока  реализуется   через   высоко художественные   тесты   мастеров   русской   литературы:   Скребицкого,   Тургенева, Есенина и музыкальных   иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова. Учащиеся ведут записи по ходу урока.          Методы обучения: 1. по источнику знаний – словесный, практический. 2. по степени взаимодействия учителя и учащегося – беседа, самостоятельная работа. 3. по   характеру   познавательной   деятельности   учащихся:   иллюстративный метод с элементами частично­поискового.   объяснительно­ 4. по принципу соединения знаний: аналитический, обобщающий, сравнительный (мыслительный) 5. по характеру движения мысли: индуктивный (от меньшего к большему). На   уроке   использованы   следующие  формы   организации   познавательной деятельности:  индивидуальная работа,   парно­групповая,   фронтальная (со всеми учащимися учитель общается).                 Урок   комбинированный:   есть   организационный   этап,   устная   проверка домашнего   задания   (правило),   проблемная   ситуация   как   подготовка   к   усвоению нового материала, освоение новых знаний идёт через работу с текстом, орфограммой, наблюдение над языковым материалом, закрепление новых знаний – лингвистический эксперимент. Домашнее задание даётся с инструктажем по его выполнению.         На уроке использовано ТСО с целью:  Диафильм ­  повторение изученных сведений  Музыкальный фрагмент – развитие эстетического чувства.  Художественное   чтение   описания   мальчиков   из   рассказа   Тургенева   «Бежин луг» ­ обогащение словарного запаса устаревшими словами. 8        На уроке в системе ведётся работа над развитием речи, воображения, образного мышления, творческих способностей учащихся.              Тема   урока раскрыта. Роль прилагательных в тексте определена, выводы и обобщения   сделаны.   Итогами   урока   можно   считать   высокую   степень   мотивации учения школьников на всех этапах урока, активность учащихся, их интерес к уроку, реализация принципа педагогического сотрудничества.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.

Роль прилагательных в художественном тексте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017