«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.
Оценка 4.6

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
05.04.2017
«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.
Технологическая карта к уроку по теме "Переходные и непереходные глаголы" . В основе урока - методика Ривина, работа в парах переменного состава. Учащиеся самостоятельно работают с теоретическим материалом, контролируют и корректируют знания друг друга. Закрепления знаний проходит также самостоятельно и с помощью взаимопроверки.
переходные и непереходные глаголы.doc
Технологическая карта К уроку русского языка в 6 классе  на тему «Переходные и непереходные глаголы» Учитель: Хейнонен Галина Николаевна Класс: 6 Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы». Тип урока: объяснение нового материала. Место в системе уроков: первый урок по теме «Переходные и непереходные глаголы». Цели урока. Образовательные: 1. Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов. 2. Научить различать переходные и непереходные глаголы. 3. Научить использовать переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи. Развивающие: 1. Формирование познавательного интереса к русскому языку к русскому языку на основе соединения теоретического материала   с   пониманием   его   практического   применения,   соединения   грамматического   материала   с   основами культуры речи. 2. Формирование умственных, учебных действий: Анализа и синтеза ­ при анализе правильности построения высказываний, при анализе опорной схемы устного ответа и алгоритма действия, при анализе правописания слов. Сравнения – через сравнение критериев переходности и непереходности глагола. Обобщения и систематизации – при составлении устных ответов, через запоминание критериев переходности глагола, постановку вопросов по изучаемой теме, формулирование выводов по данной теме. 3. Развитие действий контроля и самоконтроля: ­ пошаговый контроль при отработке правила с помощью опорной схемы; ­ организация действий взаимоконтроля (работа в парах); ­ выполнение упражнений на закрепление; ­ формирование навыка различения переходных и непереходных глаголов. 4. Развитие сенсорной сферы: ­ восприятия: слухового и зрительного; ­ памяти: словесно­логической, эмоциональной, наглядно­образной, моторной, долговременной, оперативной; ­ внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного; ­ воображения: воссоздающего, творческого. 5. Развития речи: ­ обогащения и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения; ­ развитие коммуникативных умений и навыков; ­ обогащение словарного запаса учащихся; ­ развитие монологической речи; ­ расширение кругозора учащихся; ­ овладение изобразительно­выразительными средствами языка. 6. Воспитательные: ­ воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности; ­ воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке; ­ воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности; ­ воспитание бережного отношения к родному языку, патриотизма. Оборудование: таблица, раздаточный материал (Приложение) Учебник  русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.] – М.: Просвещение, 2015. Диагностика ЗУН.      Знать критерии переходности глагола.      Уметь различать переходные и непереходные глаголы.      Уметь самостоятельно находить переходные и непереходные глаголы.      Уметь правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в       устной и письменной речи.       Метод частично­поисковый (учащиеся приобретают новые знания,        оперируя имеющимися), параллельно использован репродуктивный        метод как вспомогательный, ориентированный на третью группу        учащихся. Этап урока I.   Оргмомент    2 мин. II.  Актуализация  опорных знаний.  Деятельность учителя Явка   на   урок,   готовность рабочих   мест,   санитарное состояние   класса,   настроение учеников. Эти вопросы учитель обязан   не   оставить   без внимания.  Верите ли вы, что? Глагол – это часть речи, которая обозначает признак  предмета? (Нет.) Ход урока Деятельность учащихся   Дежурные   помогают   решать   на перемене организационные вопросы.   Рапорт   учителю   о готовности   класса   начать учебную деятельность. Учащиеся отвечают. Обоснование Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.   Актуализация знаний, включение в работу по теме. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (Да.) Глаголы в предложении бывают  сказуемым? (Да.) Что у глагола бывает  III спряжения? (Нет.) Что глаголы изменяются по по  временам? (Да.) Что глаголы изменяются по  числам? (Да.) Что глаголы изменяются по  родам во множественном числе? (Нет) Что глагол хотеть – разноспрягаемый? (да) II. Познавательная мотивация. Психологическая к подготовка изучению   новой   Знакомство с морфологическим  признаком.      работают с Учащиеся предложениями письменно, самостоятельно.   Устно   делают выводы.   Создание   проблемной   ситуации, установка   на   запоминание   и практическое   применение   новых знаний. темы    3 мин. Запись словосочетаний: ­  Читать книги Выйти из школы Записать правила Учимся писать Улыбнуться другу Осмотреться по сторонам Задания к упражнению: ­ Найдите главное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопрос к зависимому. ­ Теперь укажите падеж. ­ Что же получилось? Все ли  глаголы в одном падеже?  Словосочетаний с каким падежом  больше? ­ Что же объединяет  словосочетания, где  существительные стоят в  Винительном падеже? Учащиеся записывают в тетради тему урока. ­ Они как­то отличаются по своему  строению от других  словосочетаний?       нашего Тема урока: «Переходные   и   непереходные глаголы». Цели   урока:   на   уроке   вы должны   узнать   о   критериях переходности ­ глаголов, непереходности научиться   различать переходные   и   непереходные глаголы, правильно употреблять   винительный   и родительный падежи; использовать   данные   знания, умения,   навыки   в   учебной деятельности,   в   речевой   повторить   ранее практике, изученный   грамматический материал. ­ Знание этой темы поможет нам в умении, грамотно употребляя формы   глагола,   составлять высказывания и употреблять их в речи. Учащиеся   работают   с   текстом учебника   и   информационным листом,   заполняя   таблицу, меняются партнерами в классе, заполняя обе графы .   языковые Вводятся закономерности,   лежащие   в основе   изучаемого   понятия. Анализируется   формулировка понятия,   данная   в   учебнике   и других источниках информации.  IV.   Объяснение нового   материала. Наблюдение   над языковым материалом. Работа   в   парах   сменного состава по методики Ривина. Учащиеся объединяются на пары (Табло учёта №1. Приложение)  :  ­   изучающие   глаголы. ­   изучающие   не   переходные глаголы.   переходные       Каждый   в   паре   заполняет таблицу   по   своей   теме,   затем обмениваются полученной информацией   друг   с   другом. Затем ищут партнеров с другой обмениваются пары, информацией,   корректируют записи   №1, приложение)   При   работе   учащиеся пользуются   учебником   и информационными   листами (Информационный лист №1) (таблица     После   парной   работы проводится   фронтальный опрос, корректируются приобретенные теоретические знания                                          Вопросно­ответная беседа ­  Что  обозначают   данные глаголы? ­   Какими   особенностями обладают?   назовём   переходности глаголов. три   критерия   местоимение Дополнение   (существительное или при переходном   глаголе   может стоять в родительном падеже:   1) при отрицании; 2) при   указании   на   часть предмета. Глагол   является   переходным, во­первых,   если   при   нём   есть или   может   быть   дополнение, выраженное сущ., мест., числ. в вин. п. без предлога; во­вторых,   если   при   таком глаголе   есть   отрицание   и дополнение,   выраженное   сущ. или   мест.   в   род.   пад.   без предлога; в­третьих,   если   при   таком глаголе дополнение, выраженное сущ.   в   род.п.   без   предлога, указывает на часть предмета. 1) Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются. 2) такие глаголы не имеют предлога 3)   глаголы,   обозначающие   действие, которое   не   переходит   на   прямой объект,   и   не   нуждаются   в   таком объекте.       сочетаются   Учащиеся   работают   с   текстом стихотворения «Мастер» Н.Саконской,   выявляя   глаголы, с которые существительными в   без винительном   падеже предлога,   определяя,   каким членом   предложения   является это существительное, выписывая словосочетания   «   гл.   +   сущ   в вин. пад. без предл.». Назовем   непереходности критерии Под   руководством   учителя учащиеся   работают   с   текстом стихотворения «Мастер» Н.Саконской    Наблюдение закрепление материала    и   первичное или (что?)   бруски   данные   Сложил (что?) пожитки (вин. п.) приладил (что?) доску (вин. п.) взял (что?) пилу (вин.п.) отхватывать   (вин.п.) глаголы ВЫВОД: сочетаются   могут сочетаться   с   существительным, числительным или местоимением   в   винительном падеже предлога, обозначают   действие,   которое переходит   может переходить   на   другой   предмет, название   которого   ставится   в винительном   падеже   без предлога. Это первый критерий переходности. Остальные   глаголы   являются непереходными. без   или       Первичное VI. закрепление знаний. Применение новых   знаний   на новом   языковом Выполнение   аналитических упражнений, построение устных рассуждений.   Упр.528 (выборочно)   Проверяя   задание   на   доске, На   доске   работают   два человека. Класс   получает   усложнённое   самим   подобрать задание: дополнения,   не   пользуясь материалом для справок.  Данный   этап   позволяет   выявить первичный   уровень   закрепления знаний,   умение учащихся   логически   рассуждать в с умениями приобретёнными соответствии   проверить материале. VII. Физкультминутка   VIII.   Дальнейшая работа по закреплению   и обобщению приобретённых знаний и умений. учащиеся   сами   оценивают ответ,   задают   дополнительные вопросы по изученной теме.   Дополнительное задание: составить простое предложение с одним из словосочетаний. Учащиеся разминаются. Работа   с   дидактическим материалом по данной теме.  (см. приложение) Виды   контроля   и   фиксации знаний: 1. В парах взаимопроверка. 2. Сигнальные карточки 3. Тест. Самопроверка. различать непереходные глаголы. переходные     и Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности. Овладение   способами   действия по   правилу,   алгоритмическими предписаниями,   инструкциями. аналитико­ Выполнение   синтетических упражнений частично­поискового типа.   1. Проверяется усвоение критериев   переходности глагола.     2. Проверяется   усвоение умения выделять переходные   и непереходные   глаголы   в предложениях;   введение категории   переходности   и непереходности   в   ряд морфологических признаков глагола. 3. Развитие   речевых   навыков учащихся,   привитие   норм правильной речи. 4. Обобщение   изученного   . закрепление Итоговое приобретённых ЗУН.       действия Оформление знаний, полученных на   уроке,   в   виде   устных   и письменных заданий, повторение алгоритмов по распознаванию   понятия   по применению правила. Формулирование выполнения дифференцированных упражнений, комментарии. Выводы, оценка деятельности сопутствующие   задач   № п/п ФИО Текст 1 Текст 2   Подведение IX. итогов урока. X..   Задание   на дом. 1 мин. ­   Какова   была   цель   урока? Добились мы результатов? Что узнали, чему научились?  Комментарии,   пояснения   по выполнению домашнего задания   Учащиеся   заполняют   листы самооценки   результативности деятельности на уроке. Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию Приложение  Табло учёта №1. Таблица №1  Переходные глаголы  Непереходные глаголы Особенности Примеры лист №1 Информационный Переходность грамматическая категория глаголов, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение.  глагола –  В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления. Особенности переходных глаголов Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и  переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже. Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление  родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта. Примеры переходных глаголов: приглашать (кого?) подруг, испытывать (что?), не читать (чего?) книг, не получить (чего?)  благодарности, выпить (чего?) воды. С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:  Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);  Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);  Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);  Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе). От переходных глаголов образуются страдательные причастия. Особенности непереходных глаголов Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как  правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются. Непереходные глаголы примеры: лежать на диване,  жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.  С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:  Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);  Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);  Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);  Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться) Задание 1. Запишите глаголы, данные на доске в две колонки: 1)переходные, 2)непереходные.  Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешел, пришел, забыл, вернулся, умоюсь,  оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел, верю, надеюсь Задание 2. Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.  Взял пилу, встречаться с друзьями, остановить трамвай, обидеть товарища, принести дрова, стоять на  носочках, строить дом, танцевали вальс, плыву по течению, вернулся домой. Задание 3. Тест                                                  I вариант. 1. Какое утверждение является неверным? А. Переходные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Б.   Непереходные   глаголы   могут   употребляться   в   значении   переходных.   При   этом   правильность   построения высказывания не нарушается. В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета. 2. Найди строку, в которой даны только переходные глаголы. А. Строить, дышать, думать. Б. Плыть, гулять, бежать. В. Читать, рассказывать, писать. 3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами. А. Любить жизнь, прыгать через забор. Б. Отрезать масла, вычесть пять. В. Думать о лете, гордиться собой. 4. Найди предложение с переходным глаголом. А. В тумане он не разглядел маяка. Б. Мы улыбались и радовались жизни. В. Я завидовал ему «белой» завистью. 5. Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного. А. Расхохотаться можно и от неожиданности. Б. Было до того смешно, что я расхохотался. В. Представляешь, он сидит каменный, а я его расхохотал.                                                II вариант. 1. Какое утверждение является неверным? А. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Б. Непереходные глаголы не могут употребляться в значении переходных, так как при этом нарушается правильность построения высказывания. В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в дательном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета. 2. Найди строку, в которой даны только переходные глаголы. А. Бегать, тренироваться, читать. Б. Видеть, ощущать, чувствовать. В. Торопиться, увлекаться, возвращаться. 3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами. А. Путешествовать с другом, плавать под водой. Б. Читать книгу, прибавить четыре. В. Гулять с собакой, добавить соли. 4. Найди предложение с переходным глаголом. А. В кружке мы занимались рукоделием. Б. Спокойное море не предвещало шторма. В. Вскоре он увлёкся чтением. 5. Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного. А. Родители вчера уехали в отпуск. Б. Поэт не по собственной воле уехал из страны. В. Его самым грубым образом уехали, пригрозив арестом.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.

«Переходные и непереходные глаголы». 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017