Роль родителей в предупреждении психотравмирующих ситуаций.docx
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ
СИТУАЦИЙ
Подготовила: педагогпсихолог
Джолдугулова Н.А.
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является
естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с
окружающим миром.
Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни
т.е.
характеристиками,
детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.
Для всех трудных жизненных ситуаций характерна ломка жизненного стереотипа, нарушение
устойчивости привычного образа жизни, необходимость существенных изменений.
Частными вариантами трудных жизненных ситуаций являются экстремальные и кризисные
ситуации. Такие ситуации сопровождаются эмоциональными состояниями предельными по своей
интенсивности. Кризисные и экстремальные ситуации иногда называют травматическими, так как
они часто приводят к психической травме, явлениям дезадаптации.
Психотравмирующая ситуация – это экстремальная или кризисная ситуация, обладающая
потенциально психотравмирующими свойствами,
потенциально
нарушающими аутопластическую адаптацию человека, приводящими к болезненным проявлениям,
провоцирующим нарушения в психическом и личностном развитии.
У ребенка или подростка внутренних ресурсов для преодоления негативных последствий таких
ситуаций часто оказывается недостаточно. Актуальный уровень развития психики ребенка не
позволяет эффективно ответить на вызовы, которые делает жизнь
У ребенка развитие посттравматического стресса проходит 5 фаз:
1) фаза тревоги – немедленная реакция на событие, чаще проявляется в тревожном,
ажитированном поведении;
2) фаза отрицания – здесь возможно проявление таких симптомов, как психогенная амнезия,
нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, двигательная расторможенность. импульсивность,
психосоматические расстройства;
3) фаза навязчивости – для этой фазы характерны повышенная физиологическая и эмоциональная
возбудимость, нарушения сна, эмоциональная лабильность;
4) фаза прорабатывания – в ней ребенок может частично или полностью осознать причины
случившегося, принять неизбежность потерь;
5) фаза завершения – этап возрождения к жизни. На этом этапе появляется интерес к жизни,
способность строить планы на будущее.
Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений,
порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных
условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения
и
формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.
Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в
игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и
острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена
жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные,
как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное
воспитание, алкоголизм родителей и т.п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов
эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных
учреждениях и т.п.). Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и
хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска
и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.
К. Флейк – Хобсон выделяет для детей раннего и дошкольного возраста характерны
следующие ситуации повышенного риска.
враждебная, жестокая семья;
эмоционально отвергающая семья;
не обеспечивающая надзора и ухода семья;
негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
противоречивое воспитание или смена типа;
чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:
2. Ситуации, вызывающие беззащитность из–за отрыва от семьи:
Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития,
способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику.
Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен
удивительный феномен – неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых
ужасных условиях и всетаки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной
чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним
благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети
отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что
жить стоит».
помещение в чужую семью;
направление в детское учреждение;
госпитализация.
С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей – роль родителей
представляется двоякой: вопервых, именно родители нередко создают своим детям трудные
жизненные ситуации. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано
семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности
жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (см. Презентацию)
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях
крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так,
психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным
типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.
Были установлены следующие зависимости:
А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое
ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для
подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления
трудных ситуаций.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от
возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его
шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить
своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.