РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ

  • Исследовательские работы
  • Работа с родителями
  • pptx
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ.pptx
В ПРЕДУПРЕЖДЕНИ И ПСИХОТРАВМИРУ ЮЩИХ СИТУАЦИЙ Подготовила: педагог-психолог Джолдугулова Н.А.
 Для всех трудных жизненных ситуаций характерна ломка жизненного стереотипа, нарушение устойчивости привычного образа жизни, необходимость существенных изменений.  Психотравмирующая ситуация – это экстремальная или кризисная ситуация, обладающая потенциально психотравмирующими свойствами, т.е. характеристиками, потенциально нарушающими аутопластическую адаптацию человека, приводящими к болезненным проявлениям, провоцирующим нарушения в психическом и личностном развитии.
 У ребенка развитие посттравматического стресса проходит 5 фаз:  1) фаза тревоги – немедленная реакция на событие, чаще проявляется в тревожном, ажитированном поведении;  2) фаза отрицания – здесь возможно проявление таких симптомов, как психогенная амнезия, нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, двигательная расторможенность. импульсивность, психосоматические расстройства;  3) фаза навязчивости – для этой фазы характерны повышенная физиологическая и эмоциональная возбудимость, нарушения сна, эмоциональная лабильность;  4) фаза прорабатывания – в ней ребенок может частично или полностью осознать причины случившегося, принять неизбежность потерь;  5) фаза завершения – этап возрождения к жизни. На этом этапе появляется интерес к жизни, способность строить планы на будущее.
Характер психотравмирующих ситуаций  1) переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.);  2) кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа);  3) ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.);  4) ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т.п.).
Ситуации повышенного риска (К. Флейк – Хобсон ) 1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:  враждебная, жестокая семья;  эмоционально отвергающая семья;  не обеспечивающая надзора и ухода семья;  негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);  чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);  появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);  противоречивое воспитание или смена типа;  чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). 2. Ситуации, вызывающие беззащитность из–за отрыва от семьи:  помещение в чужую семью;  направление в детское учреждение;  госпитализация.
1) Общий доход семьи 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% выше среднего средний низкий 4 классы 8 классы 9 классы
2) Безработные в семье 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% мать отец 4 классы 8 классы 9 классы
3) Атмосфера в семье 100% 80% 60% 40% 20% 0% 4 классы 8 классы 9 классы конфликтная дискомфортная в основном доброжелательная теплая, душевная
Тип семейных отношений: 100% 80% 60% 40% 20% 0% 4 классы 8 классы 9 классы выражена борьба за власть в семье нет главенства, все реша ется стихийно в семье есть глава, основные вопросы решает он есть четкое распределение сфер влияния, каждый знает свои обязанности отношения равных, все проблемы решаются совмест но
Часты ли в семье конфликты 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% 4 классы 8 классы 9 классы практически не бывает редки иногда часты очень часты
Каковы темы конфликтов в Вашей семье 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% 9 классы 8 классы 4 классы
Воспитательные цели в семье 0%20%40%60%80%100%120%140%160%180% 9 классы 8 классы 4 классы
Воспитательные цели в семье 0%20%40%60%80%100%120%140%160%180% 9 классы 8 классы 4 классы
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 9 классы 8 классы 4 классы Неудачная влюбленность, желание познакомиться 0%
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях  1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.  Были установлены следующие зависимости:  А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;  Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;  В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
 2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.  3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.