Должностная инструкция социального педагога школы
Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.
[spoiler effect=»simple» show=»Показать должностную инструкцию»]
Должностная инструкция социального педагога
обязанности социального
Должностная инструкция социального
педагога школы
Должностные
педагога
подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно
поэтому так много внимания в должностной инструкции социального
педагога уделено контактам с коллегамипедагогами, родителями,
чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т.
д. Мы приводим образец должностной инструкции социального
педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей
специалиста этого направления.
[spoiler effect=»simple» show=»Показать должностную инструкцию»]
Должностная инструкция социального педагога
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии
с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно
правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
нее приказом приказом директора
1. Общие положения
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается
от
учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору
учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.)
его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора
учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее
следующим требованиям: высшее образование по специальности
«Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с
последующей переподготовкой и присвоением квалификации
педагог».
«Социальный
1.6.
знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
федеральных
образования;
— основы социальной политики, права и государственного
строительства,
трудового и семейного законодательства;
Социальный
вопросам
органов
педагог
должен
пои
общую
социальную
—
педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социальнопедагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
—
РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка,
другими
учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;
законодательными
нормативными
актами
актами
2. Функции социального педагога
Социальный педагог выполняет следующие должностные
и
обучающихся
(воспитанников,
обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию,
развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту
жительства
детей).
2.2. Изучает психологомедикопедагогические особенности личности
обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы,
конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся
(воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную
помощь
поддержку.
2.4.
Выступает посредником между личностью обучающихся
(воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социальнопедагогической
работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает
меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и
свобод личности обучающихся
детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности
обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия,
направленные на развитие социальных инициатив, реализацию
социальных проектов и программ, участвует в их разработке и
утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и
безопасности личности обучающихся
детей),
обеспечивает
здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению
жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов,
использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из
числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их
заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и
молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и
др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям),
(воспитанников,
(воспитанников,
жизни
охрану
их
инуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими
возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в
экстремальные
ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социальнопедагогическую помощь
родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.
3. Должностные обязанности
Социальный педагог выполняет следующие должностные
обязанности:
образовательные
3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками,
детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. Определяет задачи, формы, методы социальнопедагогической
работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения
личных и социальных проблем,
используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые
ресурсы.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников,
детей).
3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности
обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия,
направленные на развитие социальных инициатив, реализацию
социальных проектов и программ, участвует в их разработке и
утверждении.
3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых
отношений
среде.
3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и
безопасности личности обучающихся
детей),
обеспечивает
здоровья.
3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся
(воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности,
развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности,
познавательных интересов, способностей, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том
числе исследовательской.
обучающимися
(воспитанниками,
детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату,
обеспечению жильем,
оформлению
сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся
(воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения
(воспитанников,
пособиями,
пенсиями,
социальной
Обсуждает
с
жизни
их
охрану
и
вродителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их
заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и
молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и
др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям),
нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими
возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в
экстремальные
ситуации.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в
других формах методической работы, в подготовке и проведении
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников,
детей).
3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им
своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные
возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации
учащихся
среде.
Систематически повышает свою профессиональную
3.13.
квалификацию.
3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и
каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по
социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на
утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала
планируемого
периода.
3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный
отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого
учебного
триместра.
3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся
(воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
современной
социальной
в
4. Права социального педагога
Социальный
педагог
имеет
право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать
деловые отношения с учреждениями образования,
спорта,
здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты,
детскими и молодежными организациями, службами психологической и
социальнопедагогической помощи, органами местного самоуправления
и власти, средствами массовой информации в целях социально
педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить нарассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению
деятельности учреждения и совершенствованию методов работы;
замечания по деятельности работников учреждения; варианты
устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения
педагогам
обучающимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для
выполнения
обязанностей.
4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.
служебных
и
несет
педагог
5. Ответственность социального педагога
Социальный
ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение
своих
обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и
распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой
дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной
безопасности.
должностных
6 Взаимоотношения. Связи по должности.
Социальный
педагог:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику,
составленному исходя из 36часовой рабочей недели
.
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством
заместителя директора по учебновоспитательной работе.
6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по
воспитательной работе информацию нормативноправового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам,
входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и
заместителями
школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на
пути осуществления проектов и программ социальной адаптации
учащихся.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
директора
[/spoiler]
Обязанности социального
педагога в школе
Обязанности социального педагога заключаются в следующем:
создании нормальных доброжелательных взаимоотношений
между членами классного коллектива;
гуманизации взаимоотношений между детьми;
содействии более полной реализации возможностей всех
учеников;
мерах по защите прав каждого учащегося;
проведении общешкольных развлекательных мероприятий,
привлечении детей к социально полезному труду;
поддержании контактов с семьями школьников;
выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и
меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с
родителями, государственными органами, в задачи которых входит
забота о развитии духовных, физических и психических
составляющих ребенка;
установлении дружественных толерантных отношений отдельных
людей и окружения;
способствовании эффективному взаимодействию организаций и
институтов, занимающихся социальным воспитанием.
Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями,
организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем,
насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые,
туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность.
Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в
вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с
проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и
обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность
социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов
школы о состоянии психологического климата в разных классных
коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и
рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности
социального педагога входит подготовка и составление планов, в
соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.
Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся,
которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в
другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом
нового классного коллектива.Социальный педагог в школе
Документация социального педагога
школы
Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального
педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно
разделить на три группы:
1.
2.
3. Материалы по основной деятельности.
1 группа. Нормативноправовые документы
Нормативноправовые документы.
Планирование работы.
Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется
социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:
1. Должностная инструкция, заверенная руководителем
учреждения.
учреждения.
2.
3.
4.
5.
Режим работы социального педагога, заверенный руководителем
Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и
определяющие содержание деятельности социально
психологической службы.
Приказы директора образовательного учреждения,
регламентирующие работу социальнопсихологической службы(например, приказы «О назначении ответственного за работу по
профилактике социального сиротства» «О создании и работе
школьного Совета профилактики» и т.п.)
2 группа. Планирование работы
1.
Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический
и статистический).
2.
3.
Планы работы социального педагога на учебный год, в который
включена совместная работа с администрацией школы, психологом,
классными руководителями, медицинским работником, Управляющим
Советом и др.).
Планы совместной работы социального педагога школы с
учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН,
участковым инспектором и др.).
План работы на месяц, неделю.
Циклограмма работы на неделю.
4.
5.
3 группа. Материалы основной деятельности
1.
2.
Социальный паспорт школы за 3 года.
Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо
формировать с максимально полно информацией
o
o
o
o
o
o
o
o
o
из многодетных семей;
из малообеспеченных семей;
из неблагополучных семей;
дети с ограниченными физическими возможностями;
опекаемые дети;
состоящие на внутришкольном учете в школе;
состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП;
склонные к бродяжничеству, суициду;
поставленные на бесплатное питание по категориям.
Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих
на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных
семей.
семью.
Программы реабилитации на каждую неблагополучную
Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета
профилактики в обязательном порядке оформляются в
соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с
указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц,
приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая
должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений.
При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из
родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение
принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета
профилактики и сроки выполнения данного решения.
Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования
жилищнобытовых условий семьи, включающие полную
информацию (дата проведения рейда, состав участников рейда,
список семей, которые планировали посетить с отметкой о
результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их
заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках
учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа,
предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с
учащимся, в семье и т.д.)
Информация о занятости учащихся «группы риска» во
внеучебное время.
Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в
социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и
многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся
«группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на
внутришкольном учёте).
Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы
риска» по четвертям и за учебный год.
Информация о совершенных преступлениях и
правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые
данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения
преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил
преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или
в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения,
категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в
социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и
неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся
«группы риска».
Материалы выступлений на педагогических совещаниях,
семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных
беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально
педагогическим вопросам на оперативных совещаниях,
педагогических советах, методических объединениях и др. Учет
обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение
поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием
темы консультации, для кого была проведена.
Журнал посещений уроков, их анализ.
Учет мер по социальной защите детей из социально
неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным
направлениям социальнопедагогической работы.
Методические материалы для классных руководителей,
родителей, учителей по решению проблем социальной жизни
ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
Информационные странички на сайт гимназии о
проведённой работе.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные
стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во
внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и
юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем
возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных
проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность
собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать
свой физический и творческий потенциал.