В современном волейболе различают пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро. Кто и в каком амплуа будет выступать в данной встрече, решает тренер. Связующий определяет стиль игры команды, именно он выполняет передачу мяча своему нападающему для завершающего удара. Среди знаменитых мастеров особенно выделялись россияне Людмила Булдакова и Вячеслав Зайцев, японец Катсутоси Некода, голландец Петер Бланже.
До сих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связующего в разных командах можно предположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.В современном волейболе различают пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро. Кто и в каком амплуа будет выступать в данной встрече, решает тренер. Связующий определяет стиль игры команды, именно он выполняет передачу мяча своему нападающему для завершающего удара. Среди знаменитых мастеров особенно выделялись россияне Людмила Булдакова и Вячеслав Зайцев, японец Катсутоси Некода, голландец Петер Бланже.
До сих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связующего в разных командах можно предположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.
Роль связующего в волейболе.
В современном волейболе различают пять основных амплуа игроков:
связующий,
центральный блокирующий,
доигровщик и либеро. Кто и в каком амплуа будет выступать в данной
диагональный нападающий,
встрече, решает тренер. Связующий определяет стиль игры команды, именно
он выполняет передачу мяча своему нападающему для завершающего удара.
Среди знаменитых мастеров особенно выделялись россияне Людмила
Булдакова и Вячеслав Зайцев, японец Катсутоси Некода, голландец Петер
Бланже.
До сих пор считается, что адекватного названия для четкого
определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связующего в
разных командах можно предположить, что это во многом происходит изза
того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой
они играют.
В волейболе необычайно высоко значение психологической и духовной
составляющей личности. В особенности это касается личности связующего,
который должен соединять в себе не только виртуозную технику и
незаурядное тактическое мышление (высокий игровой интеллект), но и также
сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного
характера.
Последнее обстоятельство делает его полной противоположностью
нападающим, чувствительность которых очень высока и все время требует,
если так можно выразиться, положительной психологической подкачки.
Формально связующий – это тот, кто обычно отдает второй пас, после
которого и следует атака. В этом смысле он как бы связывает защиту и
нападение. В командах с сильным нападением связующий чаще всего просто
подносчик снарядов. Однако такое отношение к роли связующего неверно по
своей сути. У связующего игрока три основные задачи:1) техническая – переводить принятый защитой мяч удобным пасом под
нападающий удар во время розыгрыша конкретной комбинации или
доигровки;
2) тактическая – проводить тактические задачи команды «в жизнь»,
менять тактику команды в зависимости от противодействия соперника;
3) психологическая – поддерживать благоприятную обстановку в
команде, предупреждать и ликвидировать критические моменты в процессе
игры.
Игровое лицо команды во многом определяется манерой игры связки.
Манера же игры связки – это, как правило, неповторимое сочетание
индивидуальных свойств игровой и человеческой личности связующего. И чем
более оригинально это сочетание, тем более непохожей на другие может
сложиться, в конечном итоге, команда.
Большинство связующих располагается во 2м номере или между 2м и
3м номерами. Это место удобно как для самой связки (он находится
практически в углу площадки и видит всех своих партнеров), так и для
нападающих, поскольку наиболее сильный нападающий играет, как правило, в
4м номере. Связующему не следует слишком прижиматься к боковой линии:
это будет препятствовать атаке изза его спины из 2го или 1го номеров.
Действия связующего при «доводке»
Связующий может выбрать одно из трех продолжений: пасовать,
скидывать или атаковать самому. Чаще выбирается первое продолжение.
Реже – второе и третье. Обычно в том случае, если защита не ждет подвоха.
Если внимание защиты полностью сосредоточено на нападающих, то не грех и
скинуть. Скинуть можно либо в прыжке в середину площадки (это надежнее),
либо из опорного положения за спину в зону 4го номера соперника впритиркус сеткой (этот трюк куда как более впечатляющий, хотя и более
рискованный).
Атака связки, как правило, осуществляется при высоком, удобном для
нападения пасе. Такое продолжение окажется тем более неожиданным, если
связующий имеет обыкновение пасовать в прыжке. Поэтому очередной
«выпрыг» связки не вызовет подозрения у защиты и позволит прицельно и
беспрепятственно ударить по мячу. Преимущество при исполнении этого
техникотактического действия имеют леворукие связующие. Как показывает
практика, атаки связующего проходят без блока и заставляют соперника
нервничать. Атаку связки часто применял в своей практике легендарный
связующий сборной СССР Вячеслав Зайцев.
Впрочем, этим продолжением не следует слишком увлекаться,
поскольку защита соперника сумеет быстро приспособиться. К тому же от
однообразия действия может пострадать игра собственной команды, что
противоречит задачам связующего.
Действия связки при проведении наигранных комбинаций
Основные комбинации расписаны в различных учебниках и пособиях,
поэтому действия связующего на этой стадии игры более или менее понятны.
Существенное расширение арсенала нападения может быть достигнуто через
подключение к атаке 1го, 5го и даже 6го номеров, которые играют роль
своеобразных полусредних (как таких игроков называют в футболе при игре
по т.н. системе «дубльвэ»).
Если связка играет в передней линии, то это несколько снижает
атакующий потенциал команды. В этом случае роль основного нападающего
из второй зоны может исполнить игрок, находящийся в первой зоне.Направление и темп атаки связующего
Если по какимто причинам эффективность атаки вашей команды
невысока и мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким
образом, чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях
дефицита времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее
(защиту) постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен
пасовать так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды.
В таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников
существенно возрастает.
В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас
(направление атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза
(темп атаки). Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить,
если пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»).
Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить
на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее
действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же
пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем)
положении.
Скоростные атаки оказываются грозным оружием, даже если
нападающие вашей команды не слишком умелы, поскольку блок не поспевает
за стремительным развитием событий и его можно элементарно «загонять».
Блокирующие, в конце концов, либо опоздают с прыжком, либо не синхронно
выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутся какнибудь еще. Паника в
задней защитной линии соперника при проведении скоростных маневров
обязательно также будет возрастать, что рано или поздно приведет защиту к
позиционным или техническим промахам.Игра связующего во многом зависит от игры в защите. Если защита
принимает и «доводит» мяч до связующего хорошо, то он, обладая
достаточной квалификацией, также пасует хорошо и в нужном направлении.
Случаи низкой квалификации связки здесь не рассматриваются, поскольку
если связующий пасует плохо, то это совсем не связующий и надо гнать его из
команды поганой метлой. (Можно, конечно, не гнать, а переквалифицировать
– но это уже детали.) Поэтому если в защите и у связующего все в порядке, то
результат атаки останется целиком на совести нападающего. На этой фазе
игры роль связующего не так велика, хотя и здесь результат будет во многом
определяться тем, насколько верно связующий игрок оценил положение и
готовность своих нападающих и «чужих» блокирующих, провел комбинацию и
«разорвал» блок.
Роль связки усиливается, если:
Роль связки усиливается, если прием недостаточно хорош. С хорошего
приема любой чайник паснет. А если прием не совсем получился? Или совсем
не получился? А это случается не столь уж и редко. В этом случае мне
вспоминается, как такую ситуацию в своей книге прокомментировал Григорий
Мондзолевский (легендарный связующий в сборной СССР еще до Зайцева).
Он отрабатывал пас кончиками пальцев в стену из самых различных
положений, стараясь не уронить мяч на пол, по 600 раз за тренировку!
Поэтому в игре мог выдать удобный пас практически из любого положения,
даже доставая мяч в падении!
Конечно, если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей»
команды непременно будет улучшаться. А это означает, что шансы на победу
возрастут. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты
игры и своевременно их ликвидировать.